Как одевались предки

Опубликовано: 7 марта 2002 г. в 18:14 79 0Нет комментариев0

... Давайте совершим прогулку по Ловати и постараемся вспомнить, какой она была сто лет тому назад. Иван Иванович Василев, краевед прошлого столетия и секретарь Псковского губернского статистического комитета, так рассказывает о Ловати в своей работе "Опыт географо-статистического словаря Псковской губернии. 1884 год".

Давайте обратимся к документальным свидетельствам очевидцев, повествующих о внешнем облике великолучан в 18-19 веках. Известный историк М. И. Семевский сообщает: "Не подражая дворянам в похвальном, оно (великолукское среднее торговое сословие - С.П.), к стыду своему, перенимает от них внешний лоск, без внутреннего разумного содержания, так, например, ни одной купеческой девушки или женщины вы не встретите здесь (в Великих Луках - С.П.) в русском старинном платье, подобно тому, как увидите это во Ржеве, Торопце и других местах. Все они щеголяют в бессмысленных шляпках и немецких платьях.

А между тем хорош был наряд великолучанок: при своей оригинальности он имел много прелести. Так называвшаяся ряска, из жемчуга в виде круглой плоскодонной шляпы служила головным убором, полями ее были четыре жемчужных же забора. Под этой шапкой шелковый платок скрывал волосы; от него до шеи спускался жемчужный подзатыльник (у девушек, как его, так и платка не было; коса, убранная в ленты, из-под шляпы ниспадала на спину). К нижним углам подзатыльника ленточками привязывалась жемчужная цепь, которая украшала роскошную грудь великолуцкой красавицы. Парчовая с золотым, желтым газом кофточка (по выражению нынешних мещанок, корсетка), спускаясь до поясницы, обхватывала стройный ее стан. Кисейные рукава рубашки, вырываясь из прорезов, давали возможность видеть белую руку. Откидной, широкий, круглый воротник рубашки стягивался красивой и дорогой запонкой. Штофная юбка с разводами, обшитая глазетом, спускалась из-под кофточки, прикрывая исподнюю крашенинную или коленкоровую юбку.

Это был общий наряд горожанок, его носили богатые и бедные, различие состояло единственно в богатстве".

Далее М. И. Семевский продолжает: "Что же касается до поселянок, то некоторые из них, а именно прихожанки Куюбакского (так в тексте, надо - Колюбакского - С.П.) погоста (верст 20 от Лук, к границе Витебской губернии), до сих пор носят свой особенный наряд, он состоит из головного убора (два платка, наверченные на голову кичкообразно) яркого цвета (желтый, зеленый, голубой или красный), кофты, спускающейся до поясницы, рукава ее откидываются назад наподобие гусарского ментика, а заплечники белой рубашки вышиты ленточками ярких цветов, затем юбка обыкновенная".

Так одевались жители Колюбак и в 1870 году. Доктор Л.А.Маровский свидетельствует: "Мужчины ходят в белом, как и все тамошние крестьяне, без различия в одежде. Зато женщины имеют весьма своеобразный костюм, какого я не встречал в других местах не только Великолуцкого уезда, но и всей Псковской губернии. Поверх рубашки они надевают нечто вроде узкой, недлинной блузы (пониже колен), плотно обхватывающей тело и спереди почти неразрезанной. Рукава к ней пришиты только задней частью окружности, невелики и узки. Их никогда не надевают, они пришиты только для формы, а чтобы не болтались. закладываются сзади за белый холщовый пояс.

Я видел такой костюм только из белого холста, шьют ли цветные - не знаю. На голове замужние женщины носят красные шапочки, как и все, девушки надевают цветные платки".

М.И. Семевский в 1857 году отмечал: "Из старинных бумаг Великолуцкого архива 1750-х годов видно, что наряд крестьянок других приходов мало отличался от нынешнего.

Вот, например, выписка из списка одежд одной богатой поселянки села Федорцева: "Кокошника три, один красный грезетовый с позументом серебряным, цена -рубль; другой черный грезетовый, цена - пятьдесят колеек; третий, китайчатый, десять копеек; подзатыльник, шитый золотом, цена - семьдесят пять копеек; серьги серебряные - 3, с жемчугом, цена - восемьдесят копеек; сарафан синий крашенинный с позументом золотым, шириною в полвершка, цена - рубль и тридцать пять копеек; два платка ткацкого белья, цена обоим тридцать копеек; овчин больших - четыре, цена - по двадцать копеек". Таким образом, сто лет тому назад (не забудем, что написано в 1857 году! - С.П.) весь наряд зажиточной крестьянки стоил на деньги около шести рублей меди, или около двух рублей серебром".

И еще одно, последнее свидетельство. Поэт К. К. Случевский информирует: "В Кулуе, на последней станции перед Великими Луками, встречались одетые в местное одеяние женщины, в длинных белых рубахах, с красными вышивками по плечам, такими же кушаками, красными платками на головах, завязанными на затылках узлом, и в берестовых лаптях)" (Начало 1890-х годов - С. П.).

Вот и все сведения, гипотезы, которые нам в настоящее время известны о великолукском народном костюме. Признаем прямо, данных мало. Значит, необходимо вести поиск новых материалов и сведений, дабы не забыть о чарующей поэзии одежды наших предков.

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.