Беспристрастным языком истории

Опубликовано: 11 апреля 2002 г. в 9:48 38 0Нет комментариев0

Наверное, многие великолучане и не подозревают, какой памятник событиям времен минувших сохранился на их земле. Для некоторых он ассоциируется с героическим прошлым Отечественной войны 1812 года, другие думают, что воздвигнут он был в начале 30-х годов XIX столетия земляку, преуспевшему в жизни и сделавшему блестящую военную карьеру. И те, и другие лишь в какой-то мере правы, но в основном они все же ошибаются. И здесь мы поведаем о главном событии в жизни человека, надгробный монумент которому (теперь по существу заброшенный) высится у самой дороги северной границы Великих Лук на заросшем и разрушенном Успенском кладбище. Вот дословная могильная надпись, и сейчас четко выделяющаяся на красном гранитном обелиске, несколько пострадавшем от пуль и осколков в Великую Отечественную войну, но все еще удивляющем своей фундаментальностью и надежностью.

Родился 1780 года, августа 10-го дня. Скончался 1829 года, декабря 22-го дня. Командовавшему Гвардейскою Артиллериею. Командиру Лейб гвардии, 1-ой артиллерийской бригады, генералъ-майору Авиву Васильевичу Несторовскому.

На западной стороне стелы начертаны, если вдуматься, значительные слова о тех, кто был инициатором устройства сего монумента: "Его Императорское Высочество, Генерал-фельд-цейгмейстеръ с гг. Генералами, Штаб и Обер-офицерами гвардейской артиллерии".

В том, что памятник этот соорудили по велению главного начальника артиллерии в России и господ генералов и офицеров, артиллерийских и инженерных войск, нет ничего удивительного. Но какие такие особые дела были совершены А. В. Несторовским, что позволили удостоиться внимания самого царя?

Мемуарная литература свидетелей тех лет и научные исследования последующих поколений историков привели нас однозначно ко дню декабрьского восстания 1825 г. Политическая обстановка тех лет расколола многие слои общества на противоборствующие стороны: одну, пытавшуюся сохранить монархию, и другую, намеревавшуюся ввести правление в стране по типу конституционной республики. Военные, вчерашние герои войны 1812 года, рука об руку защищавшие Отечество, также образовали два оппозиционных лагеря.

Сразу же скажем, что полковник А.В. Несторовский не был участником каких-либо тайных заговорщических обществ, а проявлял лояльность и исполнительность. Он стал активным защитником в решающие судьбоносные часы и минуты как самой монархии в России, в общем, так и жизни новопровозглашенного императора Николая 1 в частности.

В ночь на 14 декабря среди первых присягнувших Николаю I в здании Главного Штаба, был и Несторовский. Естественно, всю первую половину этого дня он находился безотлучно, а казармах гвардейской конной артиллерии, что располагались в Литейной части близ Воскресенского проспекта. А в это время более 3-х тысяч вооруженных солдат и офицеров выстроились в каре на Сенатской площади, ожидая распоряжений о выступлении против императора. Однако руководители мятежников как-то долго находились в нерешительности, и Николай I сумел за эти часы собрать из верноподданнических войск 10 - тысячную армаду и организовать окружение восставших.

Вначале велись переговоры с непокорными частями - самодержцу не хотелось кровопролития в свой первый день правления. Обстановка накалялась, день клонился к вечеру. Чернь и колеблющиеся войска могли присоединиться в любую минуту к антимонархистам. По настоянию высшего офицерства Николай 1, наконец, все же отдал распоряжение форсированно прибегнуть к "услугам" артиллерии через генерал-майора И.О. Сухозанета, который и приказал командиру 1-ой артиллерийской бригады полковнику А. В. Несторовскому поспешно "...отправлять через Цепной мост по 4 орудия к дворцу..." Ему же поручалось, и "привезти хотя несколько зарядов" и зарядные ящики. Так вспоминал об этом И.О. Сухозанет.

Другой источник (с мятежной стороны) - воспоминания декабриста А.Е. Розена. Он проливает свет на дальнейшие действия Несторовского: "Зарядили картечью, полковник Несторовский наводил пушки, сам государь скомандовал: - "Первая", - но фейерверкер с фитилем начал креститься; опять послышался тот же голос: "Первая!", тогда поручик Илья Бакунин приложил фитиль, в секунду картечь из орудий посыпалась градом в густое каре". Было произведено 4 выстрела, восставшие побежали. Граф Ф.К. Толь распорядился передислоцировать 2 орудия и из них велел палить по убегавшим. Общее число жертв этого побоища (от военнослужащих до безвестных любопытствующих малолетних подростков) составило 1271 человек. Николай 1 в письме в Варшаву брату Константину писал: "Я стал императором, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных". Как видим, пушки оказались решающим аргументом в этом политическом споре о будущем России.

Широко известно, какие наказания получили от Следственной Комиссий возмутители спокойствия -последовали казни, ссылки, разжалования. А вот как облагодетельствовали спасителей царя и отечества люди знают гораздо меньше. Активным сторонникам государя были пожалованы ордена, звания и титулы. Безусловно, и полковник А.В. Несторовский незамедлительно получил монаршую признательность, а после смерти удостоился и особой чести быть лично отмеченным за заслуги перед Его Императорским Высочеством. Это выразилось не только в установлении памятника в Великих Луках, но и в оказании внимания и заботы семье покойного. И стоят гранитные обелиски: в Петербурге на Кронверкской протоке у Арсенала, где были казнены декабристы, и в Великих Луках на месте упокоения офицера, усмирявшего мятежных реформаторов. Они, эти каменные "вехи" памяти, правомочны существовать, так как будят наше сознание, бередят наши души и помогают извлекать уроки из ошибок наших предков.

Пусть им всем земля будет пухом!

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.