Великолукские цирюльники

Опубликовано: 3 октября 2002 г. в 12:00 143 0Нет комментариев0

Каламитры, цирюльники, брадобреи, куаферы.., как только не называли на протяжении веков парикмахеров. И неудивительно, ведь это одна из древнейших профессий на земле. Еще при первобытнообщинном строе, готовясь к ритуальным обрядам, наши пращуры уже занимались своими шевелюрами.

В древнем Египте процесс создания причесок был настолько сложным и трудоемким делом, что требовались специально обученные этому рабы. Египтяне изобрели и такие атрибуты парикмахерского дела, как гребни, краски, кремы, парики. В древней Греции специальные рабы - каламитры ходили по домам эллинов и предлагали сделать прически их владельцам. А в Древнем Риме в общественных банях (термах) вольные мастера за небольшую плату стригли и брили всех желающих.

В средние века господствовавшая над мыслями и чувствами людей религия осуждала стремление к мирской красоте, как греховное. И только с эпохой Возрождения начинается настоящий взлет парикмахерского искусства. Наивысший его расцвет приходится на восемнадцатый век, где законодателем моды для всех стран Европы, в том числе и для России, являлась Франция. Прически этого периода, созданные подлинными виртуозами своего дела, поражают воображение сложностью, фантазией и мастерством. Но грянувшая Великая французская революция, 1789-94 гг., когда многие правители Франции лишились не только своих волос, но и голов, привела к тому, что в первой половине 19 века пальму первенства в парикмахерском деле перехватила Австрия.

В России же в 19 веке не только по-прежнему продолжается ориентация на Париж, но и создается собственная школа отечественных мастеров причесок. Самыми знаменитыми русскими парикмахерами были Агапов, Андреев и Яковлев. В 1888-90-х годах наш Иван Андреевич Андреев в Париже на международных конкурсах парикмахеров получил множество призов и диплом на звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Но перенесемся в маленький уездный городок Псковской губернии конца 19-го -начала 20 веков и узнаем, как обстояли парикмахерские дела в Великих Луках.

В отчете Великолукской городской управы за 1897 год упоминаются три парикмахерские (примерно на 10000 населения): Капранова на Троицкой улице (ныне Карла Либкнехта), Юдина-Бельского на Левой набережной (наб. Матросова), Кантора на Никольской улице (пр. Ленина). Позднее, когда через Луки прошла железная дорога, на вокзале открылась 4-я парикмахерская - Бейлинсона. Были они небольшими, на 2-4 места. Разделения на мужские и женские залы, по-видимому, не было. Старейший великолукский краевед А. П. Лопырев, чьими материалами автор пользовался при написании статьи, вспоминает об одной из этих парикмахерских: "В южной стене Вознесенского монастыря был проем, в котором построили небольшой деревянный домик зеленого цвета, который арендовал парикмахер Капранов. Вход был прямо с Троицкой. Поднявшись на три ступеньки и войдя в остекленную дверь, вы попадали в салон, метров 15-20, где было два кресла с кожаными подголовниками, вешалка, несколько стульев для ожидающих и столик с газетами и журналами. Перед зеркалом всегда было множество флаконов с различными духами, одеколонами, туалетной водой, баночек с бриолинами, веже-телями, фиксутуарами и другими средствами ухода за волосами".

У всех парикмахеров при обслуживании посетителей имелись общие приемы. Это "галантерейное обхождение, знание элементов французского языка, считалось долгом занимать клиента городскими сплетнями или интересным разговором. При работе мастер пританцовывал, жонглировал инструментом, оттопыривал мизинец. Обязательно несколько раз спрашивалось: "Вас не беспокоит-с?" Белые халаты тогда не были приняты, и мастера были одеты в сюртуки и жилеты.

Забавный эпизод происходил при бритье. С остервенением направив на ремне бритву, мастер затем вежливо спрашивал: "Вам с пальцем или огурцом-с?". Это означало, что для того чтобы лучше выбрить щеки, в рот клиенту засовывался либо палец парикмахера, либо огурец. Хотя последнее стоило несколько дороже, многие из санитарно-гигиенических соображений предпочитали огурец, который после бритья можно было съесть.

Обязательной принадлежностью любой парикмахерской был т. н. "мальчик". Это действительно был мальчик-ученик, лет 12-14, в обязанности которого входило всегда иметь наготове горячую воду, подметать пол, убирать парикмахерскую и т. п. Од-новременно он присматри-вался и учился парикмахерскому делу. Практику учени-ки обычно проходили на нищих. Вот как описывает этот процесс современник; "Скромная парикмахерская, утренний час, посетителей нет. Входит нищий, просит милостыню. Хозяин кричит в заднюю комнату: "Федяйка, сюда!" А нищему говорит: "Мы тебя сейчас пострижем, садись. Денег не надо, а после стрижки дадим копейку". После этого федяйка - будущий Теодор - начинает обрабатывать нищего по указанию мастера. Его голову стригут под разные прически. Начинают брить, подстригать бороду под "Генриха Четвертого". Усы закручивают под "Ивана Поддубного". Если нищий не узнавал самого себя в зеркале и пытался выразить протест, его выпроваживали без подаяния.

В парикмахерских на видном месте всегда вывешивалась такса за услуги. Самая низшая цена: бритье - 5 копеек, стрижка - 10. Можно было вызвать мастера на дом: причесать всю семью, украсить невесту и др., но это стоило довольно дорого.

Какие же прически были модны в данный исторический период? Бурное развитие капитализма принесло изменения и во внешний облик человека. Прически стали проще и разнообразнее. У мужчин главным требованием считалось приглаженность и аккуратность. В моде были разного вида проборы: то сбоку, то посредине. Некоторые зачесывали волосы свободной волной назад, другие носили с зачесом на лоб. Бороды и усы также были разных фасонов: усы - в кольцо, щеткой, острые, прямые, пушистые, сливающиеся с бородой, Боро-ды - короткие эспаньолки, длинные, раздвоенные, "лопатой". Усы и бороду подвивали, "нафабривали" и помадили. Некоторые брили все лицо, подражая англичанам и американцам.

На женских прическах очень сильно сказались изобретения французом Марселем щипцов для волос и немцем Неслером долговременной завивки (перманента). Дамы старались носить пышные прически. Волосы укладывались на голове и скреплялись многочисленными шпильками. Наиболее популярные прически носили названия "Тюрбан", "Шлем", "Сахарет"... Многие носили косы. И мужчины, и женщины подражали в прическах знаменитым актерам и киноактерам, особенно Рудольфо Валентино и Мэри Пикфорд.

С началом первой мировой войны и военным бытом у женщин вошла в моду короткая стрижка, которая прежде считалась признаком вульгарности и неблагонадежности.

О доходах великолукских цирюльников узнать пока не удалось. В хранящемся в городском архиве "Журнале о поверке торговых и промышленных предприятий в 1913 году" парикмахеры, как и прочие кустари, неупомянуты. Но, думается, особого богатства они не имели. Городок был маленький, жители победнее предпочитали стричься сами, и клиентура была весьма незначительна.

А после Октябрьской революции на бедных брадобреев обрушились новые напасти и репрессии властей (Капранова в 1919 году расстреляли), началось крайнее упрощение причесок... Короткая стрижка, бритье головы, бородка а-ля Троцкий, тоненькие "бюрократические" усики над верхней губой, вот и все разнообразие. Вдобавок появмлась мощная конкуренция со стороны государственной парикмахерской, открытой при исполкоме на проспекте Карла Либкнехта. Но ушлые частники не сдались. Объединившись в артель во главе с А. Я. Горфинкелем, они успешно справлялись с трудностями, что вызывало немалое раздражение городской власти. В газете "Наш путь" за 1919 год было напечатано несколько фельетонов, в которых артельные парикмахерские подвергались резкой критике, в какой-то мере обоснованной. Например, Гонфинкель за бритье головы брал 60 рублей, а в исполкомовской парикмахерской всего - 8.

Период НЭПа был самым благословенным для великолукских парикмахеров. Значительное увеличение городского населения, наличие у части жителей больших денег, вхождение в моду замысловатых причесок привело к тому, что парикмахерские в Луках начали расти, как грибы после дождя. В "Именном списке владельцев парикмахерских, расположенных в районе г. Великие Луки" 1924 г., найденном в архиве и любезно предоставленном автору историком С. Петровым, фигурируют уже 10 парикмахерских: Бейлинсона, Горфинкеля, Колина, Кантора, Савельвульфа, Фукса, Юдина-Бельского, Янковского, Городского Коммунального общества Взаимопомощи и какого-то ТПО МББ ж. а. "Красный Балтиец", расположенного в кузове на Торопецком шоссе близ станции Великие Луки.

Свертывание НЭПа в нашей стране в конце 20-х годов по-разному сказалось и на великолукских парикмахерах. Одни стали работать в государственных парикмахерских, другие, пользуясь преклонным возрастом, ушли на отдых. А третьи, как "социально чуждый элемент", загремели на Соловки, откуда уже не вернулись.

Данная страница истории парикмахерского дела в В. Луках закончилась.

В. ОРЛОВ, учитель истории.

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.