12 марта в Русской Православной Церкви будет торжествовать Православие

Опубликовано: 10 марта 2006 г. в 12:27 4 0Нет комментариев0

12 марта в Русской Православной Церкви праздник Торжество Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, праздник, именуемый Святой Церковью как «Торжество Православия», совершается в первое воскресение Великого поста. Праздничное событие связано с окончательным установлением догматов Православной веры, для чего потребовалось созывать в 787 году Седьмой Вселенский Собор, который осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: поставлять и полагать в Святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и Святые иконы. Но только к середине IX в. почитание Святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе при императрице Феодоре. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех Святых, да будет проклят!»

Настоятель храма св. Николая Мирликийского в Паниковичах (Печерский район), иеромонах Иннокентий о событии: «Мы празднуем торжество над иконоборчеством и всеми ересями в это время совершенно не случайно - это абсолютно историческое событие, которое начала праздновать Святая Церковь в 843 году, в первое воскресение после первой недели Великого поста. Восторжествовала правда Божия нашей Церкви в умах и сердцах человеческих. В этом событии присутствует исторический аспект, причем ужасающий, потому что, начиная с VIII века, в Православной Церкви Православными епископами было отменено иконопочитание. Иконоборческая ересь зародилась намного раньше, и подобные течения присутствовали в неустоявшейся Церкви при императоре Льве Исаврянине, этническом сирийце, когда простой народ, и народ невежественный и еретичествующий, проявлял к иконе чрезмерное поклонение и был склонен к идолопоклонству. Икону даже брали в восприемники во время Крещения, или священники соскребали краску с иконы и добавляли в Чашу, что было явным идолопоклонством. Иконоборчество началось, когда иконы стали почитать как идолов. Были и яростные противники иконы: в VII веке появляется мусульманство, которое отрицает изображение Святых. Но страшно то, что на протяжении почти ста лет до Седьмого Вселенского Собора и далее в Церкви уничтожались иконы, ссылались епископы, которые почитали иконы, ссылались монахи за иконопочитание, была кровь. У нас семьдесят лет в государстве жили без Бога, и мы до сих пор этим болеем, а когда внутри Церкви уничтожаются иконы, ссылаются священники, епископы, за которыми идет народ - это тяжело переживалось христианами. Тогда императрица Феодора, ее сын Михаил и священство собрались на Поместном Соборе в Константинополе и провозгласили анафему на всех иконоборцев, и люди вздохнули с облечением.

Иконы символизируют в Церкви то Небесное Царство, в котором пребывают Святые, а мы в церкви среди них - это Царство Божие на земле. Церковь земная и Небесная едина: Небесная на иконах изображена, а земная - мы стоим в храме. Невозможно представить храм без икон, а человек, убирающий иконы из своего жилья, сам отсекает себя от Бога, от Небесной Церкви. В доме непременно должны быть иконы. Как, человек верующий, без икон? Символическое предназначение иконы совершенно функциональное: чтобы человеку не приходилось представлять того, кому он молиться, и икона - это возможность фиксировать свое внимание. А если мы будем воображать, то можем далеко уйти от первообраза, потому что наше сознание постоянно подвергается проникновению демонических сил. Изначальная функция иконы: фиксировать сознание молящегося и молитва, поэтому в иконе должны быть «глаза, смотрящие на тебя». Если человек почитает икону, он уже религиозен, и религия присутствует в его жизни. Другое дело, что он не все знает, не имеет опыта, и для этого существуют священники, которые должны помочь каждому, приходящему и хотящему изучить Христианство, изучить Православие и изменить что – то в своей жизни. Мы все прошли через языческое отношение к Церкви и к Святыне, но главное сделан шаг человеком в сторону Бога: Господи, я знаю, что Ты есть, дай мне Тебя познать!»

О самом ощущении праздника Православной Церкви отец Иннокентий сказал: «Торжество Православия тогда можно пережить и осмыслить, когда мы переживем первую седмицу Великого поста, и хотя бы чуть - чуть это Торжество почувствуем в своем сердце. Чтобы пережить и вжиться в атмосферу этого праздника всему нашему народу, чтобы Торжество Православия отзывалось в сердце, должно пройти не одно поколение. А тогда победу над ересями, восстановление иконопочитания люди реально ощущали, и народ был церковный, понимал, что внутри Церкви решена еще одна проблема, величайшая проблема, из-за которой люди погибали. И сейчас еще есть отзвук о верности иконопочитания, но он не внутри Церкви, а среди тех, кто не знает и не понимает сути. Или в храме подходят к иконе магически, надеясь, что от нее получат выполнение тех или иных просьб. Это печально. Мы просим и молимся тому, кто изображен на иконе, но не той или иной иконе. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Не проси, если можешь ничего у Бога, кроме покаяния и прощения грехов». И как бы мы не молились и не просили перед нашими иконами, всегда нужно заканчивать молитву словами: «Но не моя воля, Господи, но Твоя - да будет», потому что мы не знаем, что нам полезно, и просим иногда возле иконы Спасителя, Богоматери или Святых то, что нам не полезно. Господь помогает во всех ситуациях, и дается благодать просящему у Бога, но Богу важно другое: «Сыне, дай Мне твое сердце».

Впервые служба по особому чину Торжества Православия произошла в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только Православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления Семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. В конце Литургии Архиерей служит сугубый молебен, молебное пение совершается священнослужителями на середине храма: перед иконами Спасителя и Божией Матери молятся Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает «Символ веры» и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры Православной, а «многая лета» - живущим.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий 12 марта будет совершать в Свято-Троицком Кафедральном Соборе со служащим ему псковским духовенством праздничную Литургию Святителя Василия Великого.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.