С 17 апреля в Русской Православной Церкви начинается Страстная седмица

Опубликовано: 17 апреля 2006 г. в 10:11 7 0Нет комментариев0

Закончился Великий пост, и 17 апреля у православных начинается Страстная седмица. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. После Входа Господня в Иерусалим два дня Великий Понедельник и Великий Вторник Иисус Христос проповедовал, встречался с народом, разговаривал с Апостолами. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, когда Иуда договорился с первосвященниками о цене в 30 сребреников, за которую был предан Господь. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!»

Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах протоиерей Евгений Пелешев рассказывает о днях Страстной седмицы: «Самый важный день для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг. В этот день Господь установил Таинство Евхаристии и оставил Себя Церкви на все времена: «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем». В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы «Царю Небесный», а заканчивалось учение благодарственной молитвой. К Великому Четвергу готовятся все верующие люди, и день этот был тогда не рабочий. Спасительные дни в Страстную седмицу начинаются с Четверга.

Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства - лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 – ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения. Читаются три отрывка из всех четырех Евангелий, каждый Евангелист описывал фактические события одинаково, но событийно немного по – разному, как видели».

Отец Евгений Пелешев уточнил: «Если кто – то не причастился в Великий Четверг, то на вынос Плащаницы в пятницу собирается весь народ. События Великой Пятницы связаны с Распятием Господа. Спаситель шел на страдания и мучения, чтобы спасти род человеческий, а не только для того, чтобы Его прославляли. Это было от века определено, и это есть тайна от века: должен прийти в мир Спаситель, должен пострадать, претерпеть, пролить Свою кровь и омыть «кровию честною» грехи наши. Народ по – разному это понимал и воспринимал: многие хотели жить богато и счастливо и верили, что с приходом Царя наступит Царство земное, а другие верили, что пришел Спаситель. Солнце не всем угождает, а как же можно угодить человеку, если Сам Спаситель Своим смирением и терпением не угодил? В пятницу были допросы, избиения, распятие: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий». С одной стороны были те, кто кричал: «Распни Его! Распни» и «меташа жребий о одеждах», с другой стороны рыдала Мать Господа, плакали Жены – мироносицы, ученики Его. В Храме Воскресения Спасителя в Иерусалиме, как входишь, лежит большая плита: на этом «Камне помазания» лежал Христос, снятый со Креста. Его Тело обвили пеленами и положили во Гроб. И для нашей наглядности в Великую Пятницу в храме делается вынос Плащаницы. И вот выносишь Плащаницу, и слышишь рыдания, народ представляет, что Его выносят в это время, стоят у Плащаницы с зажженными свечами, поется погребальное пение и дивный прекрасный канон Великой субботы «Волной морскою». Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя». После выноса Плащаницы читается канон «Плач Божией Матери», очень трогательный, читать его невозможно, как она Его оплакивает: «Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей». Служба в Великую Пятницу проходит без Литургии, с чтением канонов, Крестным ходом, когда Плащаницу обносят вокруг храма, как покойного, и совершают Чин погребения, символизирующее погребение Иисуса Христа.

В Великую Субботу начинается Литургия с вечерни: «Господи воззвах», читаются часы, паремии перед Плащаницей. В алтаре и певчие на хорах поют: «Славно бо прославися!» Перед чтением Евангелия батюшки одеваются в белые одежды: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», и совершается Литургия Василия Великого, которая служится всего 10 раз в году. После Литургии опять дается целование плащаницы. И до вечера, до Пасхального Крестного хода, до «Христос Воскресе!»

«В Страстную седмицу, - посоветовал отец настоятель, - надо избегать веселья: все – таки скорбные дни, печальные дни, если ты не враг Христов, то надо эти дни особенно отметить, сострадать Спасителю, чтобы не напрасны были Его страдания и все, что Он претерпел ради нашего спасения. Раньше было легче, начиная с Великого Четверга и до окончания Светлой седмицы православные не работали, велись только домашние дела, и народ мог посещать Богослужения, быть вместе с Господом в дни Его страданий и Распятия».

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.