В Русской Православной Церкви звучит «Христос Воскресе!»

Опубликовано: 24 апреля 2006 г. в 14:47 4 0Нет комментариев0

С понедельника, 24 апреля, в Русской Православной Церкви начинается Светлая седмица, продолжаются Пасхальные торжества. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, в ночь на 23 апреля в Свято-Троицком Кафедральном Соборе состоялась Пасхальная Божественная Литургия Архиерейским служением. После Крестного хода и Пасхальной утрени великолепным хором Собора пелись Пасхальные стихиры: «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обимем! О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Прихожане и духовенство поздравляли друг друга с Христовым Воскресением взаимным лобызанием. Христосование начинается в алтаре между священнослужителями, которые после этого исходят из алтаря с крестом, Евангелием и иконами и становятся перед Царскими вратами, лицом к предстоящим, которые лобызают крест, Евангелие и иконы, а потом дают целование священнослужителям. Затем и верующие целуют друг друга. Произносимый при этом возглас: «Христос Воскресе!» напоминает радость Апостолов при вести о Воскресении Спасителя и служит выражением радости самих верующих, знаком мира и братской любви.

По окончании Пасхальной Литургии настоятелем Троицкого Собора протоиереем Иоанном Мухановым было прочитано Пасхальное послание Патриарха Московского и всея России Алексия II. Обратился со Словом на Пасху и Его Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий, который не только поздравил народ с этим великим Торжеством, но и обратил внимание на необходимость оказания помощи ближнему: «Теперь милостыню почти не подают. Но человек всегда имеет нужду, если не в материальном, то в духовном», снова напомнив, что подлинную радость и счастье человек обретает только в Боге, в молитве к Нему, усердием к посещению храма Божия, в чтении Слова Божия, в борьбе с греховными привычками. «Необходимо уразуметь, - сказал Архиерей, - что Господь есть рядом с нами и на всяком месте. Нужно бояться Бога и не совершать плохих поступков, помнить, что все Божие ведет нас к жизни и счастью, а все то, что не от Бога, ведет человека в погибель. Сейчас многих захлестнула и, особенно наших людей, волна пьянства, наркомании. Народ утопает в разврате, совершается воровство, убийство. И все это считается нормой его жизни. Но ведь человек не животное. Нужно одуматься и спросить себя: «Для чего живу?» Если для добрых дел и для светлой радости и счастья, то брось то, что приводит к смерти. Возлюбленные мои о Господе отцы, братья и сестры! Из глубины моего архипастырского сердца всех вас поздравляю со Светоносным Великим Праздником Святой Пасхи Господней».

Об особенностях Светлой седмицы рассказывает проректор Духовного училища священник Андрей Вахрушев и уточняет, что Светлую седмицу надо воспринимать, как единый день самой Пасхи. «В нашей Церкви, - сказал отец Андрей, - Великие праздники имеют периоды предпразнства, когда мы приуготавливаемся к торжеству. Поются стихиры, осмысляется сам праздник, и мы, вступая в торжество, не прощаемся с ним на следующий день. Начинается период попразнства, а затем отдание самого праздника. Отдание праздника - день торжественный, выделяемый, когда мы еще раз обращаемся в Богослужебных текстах к самому торжеству, читаем канон праздника. Пасха – особенный случай, попразнство этого Праздника продлевается до праздника Вознесения Господня, а первая седмица праздника – Светлая седмица празднуется, как един сам праздник. Устав таков, что он не изменяется всю седмицу, но упраздняются все чтения, которые традиционно существуют и сопровождают нас весь год: чтение кафизм, Шестопсалмие, пение славословий – всю неделю царствует такой устав. И в каждый день Светлой седмицы Богослужение заканчивается Крестным ходом. В день вечера Пасхи по Уставу совершается короткая Пасхальная вечерня, во время которой читается единственный раз лицом к народу, а не на восток, как обычно, Евангелие о явлении воскресшего Христа. Читает Евангелие Владыка, и это символизирует явление Господа всем нам. Затем после вечерней духовенство Псковской епархии поздравляет Его Высокопреосвященство Владыку Евсевия и друг друга со Светлым Христовым Воскресением, Пасхой.

В Светлую седмицу выделяются дни вторника, когда чтится икона Божией Матери Иверская и пятница, когда празднуется икона Божией Матери «Живоносный Источник». Событие, связанное с этой иконой, произошло в V веке близ Константинополя, где в платановой роще, посвященной Пресвятой Богородице, бил чудесный источник, но потом это место заросло, пока воин Лев Маркелл со слепцом, в поисках воды, не услышал голос: «Не ищи воду далеко, она здесь». Вняв голосу, воин напоил слепца из источника, и тот прозрел. И когда Лев Маркелл стал императором, он воздвиг храм на этом месте, посвященный Пресвятой Богородице, и назвал его «Живоносный Источник». Тогда же был написан и образ Божией Матери «Живоносный Источник», изображающий Пресвятую Богородицу с Богомладенцем в Чаше. В субботу после Литургии и Крестного хода в храмах раздается артос.

Артос (с греч. квасной хлеб) - освященный хлеб, установившийся с апостольских времен, когда Апостолы отлагали часть хлеба для Господа в воспоминание Его присутствия и в выражение того, что Спаситель сделался для нас хлебом жизни. На артосе изображается или Воскресение Господа, или Крест, или орудия страданий Господа. Артос несут во время Крестного хода на Пасху, в день Пасхи по заамвонной молитве на Литургии артос освящается особым молением и кроплением Святой водой. Далее целую неделю до субботы он хранится у алтаря, его видят прихожане, и раздается артос как святыня по окончании Светлой Пасхальной седмицы. Это освященный хлеб, его можно благоговейно принимать утром вместо просфоры, он хранится верующими и принимается при немощах и болезнях со словами: Христос Воскресе!» Царские врата в Православных храмах открыты всю Пасхальную седмицу, как бы показывая нам – двери рая открыты для каждого.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.