14 августа начинается строгий Успенский пост и празднуется "Спас на воде"

Опубликовано: 11 августа 2006 г. в 12:06 1 0Нет комментариев0

14 августа в Русской Православной Церкви начинается Успенский пост, и празднуются несколько важных событий: Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

По принятому ныне в Русской Православной Церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда, поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас". С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в селе Плиссы (Невельский район) священник Василий Лупаков рассказал, что "Успенский пост небольшой, две недели, но по строгости напоминает Великий пост". И добавил: "в Типиконе ясно написано, аще болен человек ему послабляется пост, и если он в путешествии находится. Иногда к нам приходят и просят благословение на послабление поста - "если батюшка разрешит". Подходят под благословение, чтобы священник разрешил пост с рыбкой, с молочком, а я отвечаю – "Бог благословит, пусть на вашей совести это послабление остается".

По словам В. Лупакова, "пост – это личный подвиг каждого человека, его личное старание и молитва перед Богом. Кто-то постится строже, кто-то менее строго, кто как для себя решит. Перед постом все православные получают Божье благословение в храме на пост. На Заговенье, 13 августа, собираются православные люди вместе, всей семьей, с друзьями за столом, испрашивают прощения друг у друга, потом говеют, а затем постятся. Пост – это не цель, а средство, чтобы соединиться с Господом, чтобы духовно отметить предстоящий праздник. Люди постятся, тогда и молиться легче".

"Посты завершаются праздниками: Великий пост – Пасхой, Петровский или Апостольский – праздником свв. Петра и Павла, Успенский – Успением Божией Матери, Рождественский пост – великим праздником Рождества. В великий праздник Преображение Господне - 19 августа - Успенский пост послабляется, разрешается рыбка, масло, вино", - рассказал священник.

В праздники Святая Церковь призывает православных к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты – к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают к духовной радости и надежде, посты – к сокрушению и слезам. Успенский пост продолжается две недели с 14 (1 августа) по 28 (15 августа) августа, он установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Успенский пост учрежден в честь Божией Матери, которая "узнавши свое преставление, как пишет святой Симеон Солунский, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи, святой и непорочной не имела нужды в посте".

В посты предписывается умеренное употребление пищи и пития, притом, пищи не скоромной, а постной – без молочных и мясных продуктов, рыба разрешается в праздники и в особые случаи послабления поста для детей, болящих и немощных. В Церковном Уставе четко изображено время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела, но так, чтобы сделать нашу телесную природу легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа. Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи, но не изнурение тела, поэтому правила постов надо соизмерять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.