6 января в Русской Православной Церкви – навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник

Опубликовано: 5 января 2007 г. в 13:39 26 0Нет комментариев0

Канун Рождества Христова называется навечерием или Рождественским сочельником. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, тогда в Вифлеем пришли для переписи, проводимой римским императором, Дева Мария и Иосиф Обручник, но не нашлось им места в гостинице. Не нашлось места для Того, Кто пришел спасти человечество, Кто был Сын Божий и Царь мира. Наплыв народа в Вифлееме был слишком велик, все спешили туда для того, что казалось им самым важным в эту минуту, и это вытеснило из этой людской среды Самого Спасителя.

Навечерие - день постный, это день ожидания величайшего события, в этот совершается и особое богослужение. В наше время многие почему-то думают, что навечерие (сочельник) начинается вечером, когда люди приходят на Рождественскую службу. На самом деле, служба навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без сочельника какое Рождество? Служба навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними.

Издревле в навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них, и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях. В праздничное навечерие служатся все часы первый, третий, девятый друг за другом. Если утром 6 января вы войдете в храм, то увидите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому. Затем следует вечерня в соединении с Литургией. В навечерие Рождества Христова после отпуста вечерни и Литургии совершается чин "славления". На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют "велегласно" тропарь и кондак праздника. Вечером верующие собираются в храм, как в вертеп. Чтобы поклониться новорожденному Божественному Младенцу Христу-Спасителю.

По монастырскому уставу в день Рождественского сочельника полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название. В Рождественский Сочельник не употреблялось пищи и питья до первой звезды – символа звезды Вифлеемской. Как только показывалась звезда, ужинали сочивом.

Святитель Московский Филарет (Дроздов), объясняя почему учрежден сочельник перед Рождеством, писал: "Образец сочельника есть Великая суббота. Протяжный пост предпраздничного дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника в воскрилении духа, а не в тягости плоти. По этой последней причине день пред Рождеством Христовым устроен по дню Великой субботы. Наши предки, чтобы продолжить пост сочельника и тогда, когда богослужение окончилось довольно рано, благочестиво вспомнили звезду, благовестницу Рождества Христова, и изрекли правило: не вкушать до появления звезды".

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.