Чтиво как диво

Опубликовано: 18 сентября 2007 г. в 17:00 4 0Нет комментариев0

Перефразируя народный афоризм, «читать – не мешки ворочать». Вроде как блаж, развлекуха, процесс-в-себе. Найдутся дела и поважнее. Кого в наши дни поголовной грамотности и Интернета удивишь умением складывать буквы в слова? Однако педагоги и социологи бьют тревогу: книжный рынок растет, а потенциальных читателей больше не становится. Скорее, наоборот. Чтение как вид досуга не только уступает телевизору, компьютерной игре и ресторану, но и вообще перестает быть культурной практикой. Окончив школу, где их мучили обязательным чтением, современные хунвейбины устраивают из книг костры инквизиции. И не всегда метафорические, а прямо буквальные. И это притом, что книжные продажи растут. Об этом противоречивом феномене – наличии книг, и отсутствии желания их читать (пока, слава Богу, в массовом, а не индивидуальном измерении) мы попросили рассказать одного из самых авторитетных экспертов в продвижении книг и чтения, главного редактора газеты «Книжное обозрение» Александра Гаврилова, который приехал на фестиваль «Осень в Михайловском».- Александр, как бы вы оценили состояние отечественного книжного рынка?- Российский книжный рынок по-прежнему растет, если мерить его по деньгам. Да и по другим показателям, вроде количества наименований, выпускаемых в год. Рынок продолжает увеличиваться. Если еще пять лет назад он показывал какие-то фантастические по мировым меркам приросты в 25%, то теперь этот темп несколько замедлился: рынок растет на 15% в год. Что тоже очень и очень значительно. И это все хорошие новости, которые есть сегодня на книжном рынке. По деньгам это примерно 3,7 миллиарда долларов, что немножко больше испанского книжного рынка, половина одного из самых развитых – британского рынка, и 1/10 страны, сопоставимой с нами по размерам, не сопоставимой по книжной инфраструктуре, - США. Русские в последнее время любят хихикать над американцами и их интеллектуальными способностями, так вот книжек американцы употребляют ровно в 10 раз больше, чем все россияне вместе взятые. - По количеству денег?- Да.- Так, может, американские книжки просто намного дороже?- Это была такая важная тема, наверное, последних лет пяти. Но в пересчете на единицу наши книжки исправно дорожают. И я думаю, будут дорожать. И сегодня достигли уровня Восточной Европы, или чуть ниже. В этом смысле никакого разлета с американцами в 10 раз у нас не и в помине. Среднеамериканская книжка стоит дороже в полтора-два раза. Так что даже с поправкой на деньги получается, что американский книжный рынок больше российского раз в пять. Если же говорит о росте в показателях, больше понятных читателю, то мы видим, что количество наименований в год растет: в прошлом году чуть больше 100 тысяч наименований, в этом – 120 тысяч. И казалось бы, все отлично! Но такой ключевой показатель как средний тираж неуклонно падает. Это означает, что каждое одно наименование читает все меньше и меньше народу. Все крупнейшие аналитики долго говорили, что книжный рынок упирается в бутылочное горлышко: издатели наращивают объемы выпуска, а пути распространения не растут. Если где-то открывается магазин, то тут же в другом месте закрывается. Существует такое динамическое равновесие. Но выяснилось ужасное! Не растет и количество читателей. То есть бутылочное горлышко еще длиннее. И даже если мы усовершенствуем товаропроводящие сети книжного рынка, абсолютного роста не будет. Просто сегодня некому читать. Проблема «не-чтения» становится значительной проблемой книжного рынка. - С чем это связано?- Это связано с несколькими демографическими и культурными трендами. Демографический тренд: сейчас в возраст культурного потребления входит то самое поколение девяностых, приметы которого полное исчезновение детских колясок с улиц. Людей просто меньше, и мы еще не на самом дне этой ямы. Одновременно взрослое население тоже уходит от потребления книг. В сторону более быстрых и мультимедийных форм культурного досуга. Я имею в виду и кино, и телевидение, и компьютерные игры (средний возраст компьютерного игрока все выше). Те формы, что прежде считались элитными, например, посещение ресторана, становятся все доступней. - Неужели ресторан отнимает время от книги?- Впрямую. К сожалению, человек не читает книгу ни в ресторане, ни в кафе, ни в кинотеатре, ни у компьютера. Все это время вычеркнуто из времени употребления книги. Мы обнаруживаем ситуацию, типичную для Западной Европы, когда сдерживающим фактором для потребления становятся не деньги, а время. Не дорого купить книгу, а слишком долго ее читать. Если пересчитывать на час досуга, книга самый дешевый вид развлечения. Книжку ценой в 200 рублей человек в среднем читает часов десять. Час чтения стоит примерно 20 рублей. И за этот час ты не можешь позволить себе никакого другого досуга. Разве что еще видео с пиратского DVD сопоставимо по цене. Но как раз эти несколько часов и есть проблема. Где их взять? Кроме того, растет так называемая «вторичная неграмотность». - Что это такое?- В любой сфере деятельности у человека сначала формируется знание, что эта сфера деятельности существует. Затем – умение, что составляет самостоятельный труд. И в конце – навык, когда человек не тем трудиться, что просто читает, а тем, что оценивает замысел, качества стиля и так далее. Так вот, если нет практики, то навыки утрачиваются полностью. Вот это процесс «разучивания», утраты навыков беглого чтения и называется «функциональной безграмотностью». Еще совсем недавно нам казалось, что это история про гастербайтеров из Западной Европы. Сегодня статистика показывает, мы видим, что это вполне история про среднего россиянина, который не читает газет и журналов, не говоря уже о книгах, а единственное, что он читает, это титры в телевизоре. И то не всегда. Поэтому можно говорить о том, что рыночные механизмы в приличном состоянии, растет дистербьюция, крупные издательства идут в регионы и т. д. И при этом оказывается, что рынок, чем дальше, тем больше, – теряет свою гуманитарную составляющую. А без нее он не работает. Мы вдруг обнаружили, что гуманитарный элемент, самый тонкий, самый неделовой, является сдерживающим фактором в развитии рынка. - Так есть ли выход?- Будет многое зависеть от того, найдет ли государство, издательства и гуманитарное сообщество общий язык. Все-таки в такой огромной стране говорить о пропаганде чтения без участия государства практически невозможно. И государство вроде бы согласно. И издатели зачесали в затылках. Пока диалог довольно вяло развивается. Чиновники кивают на коммерсантов. Коммерсанты – на государство, мол, воспитывайте население. Думается, что проектная цена, при этом, должна быть похожа на цену американского рынка, то есть 30 – 40 миллиардов долларов в год. Но как туда добраться, вот это большой вопрос. Беседовал Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.