Тепловой удар. О результатах проверки Псковских теплосетей рассказывает председатель Счетной палаты области

Опубликовано: 10 октября 2007 г. в 17:07 7 0Нет комментариев0

В деятельности одного из крупнейших муниципальных предприятий города Пскова - «Псковские теплосети» - обнаружены огромнейшие по суммам нарушения действующего законодательства. Видимо, не зря депутаты Псковской городской Думы в свое время начали пристально присматриваться к предприятию и суммам, которые оно просит то на покрытие убытков, то на увеличение уставного фонда, и даже высказали необходимость проверки финансово-хозяйственной деятельности ПТС контрольно-счетной палатой гордумы. После подтверждения некоторых подозрений в ходе данной проверки за более тщательную финансовую ревизию предприятия взялась Счетная палата Псковской области. Параллельно депутаты приняли решение обязать руководство ПТС принять меры по устранению всех нарушений, а мэрию города - осуществить должный контроль за тем, как предприятие будет это делать. Директор МП «Псковские теплосети» Александр Яновский, стойко выслушав все обвинения в адрес предприятия, не стал сидеть, сложа руки, и подал в Арбитражный суд иск, оспаривающий акт о проверке финансово-хозяйственной деятельности ПТС Счетной палатой Псковской области. Первое судебное заседание назначено на 15 октября. О том, какие нарушения выявила Счетная палата области (СП) в Псковских теплосетях, мы спросили у председателя СП Марины Николаевны Хохловой.- Марина Николаевна, каковы претензии Счетной палаты области к деятельности Псковских теплосетей? - В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия города Пскова «Псковские тепловые сети» за 2006 год и 5 месяцев 2007 года выявлены нарушения действующего законодательства на общую сумму 460,4 млн. рублей. Предприятиеосуществляет виды деятельности, не предусмотренные Уставом. Устав предприятия не содержит положения по утверждению бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия. Собственником не определен порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, показателей экономической эффективности деятельности предприятия, то есть со стороны собственника – администрации г. Пскова соответствующий контроль за деятельностью муниципального предприятия не осуществлялся. Основным видом деятельности предприятия является обеспечение потребителей города Пскова тепловой энергией для отопления, горячего водоснабжения и технологических нужд. В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального Закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ предприятие проводит свою тарифную политику при планировании производственно-финансовой деятельности. Утвержденный комитетом Псковской области тариф на тепловую энергию, реализуемую потребителям, в 2006 и 2007 годах не соблюдался. При установлении тарифов на 2006 год предприятием в регулирующий орган не представлены инвестиционная программа и программа развития систем коммунальной инфраструктуры, которые должны быть утверждены и согласованы в порядке, установленном федеральным законом об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Расходы на реализацию инвестиционной программы в тарифе на 2006 год регулирующим органом не предусмотрены. Также, предприятием не согласованы с регулирующим органом необходимость и целесообразность проведения ремонтных работ в объемах, превышающих установленные при регулировании показателей, экспертиза обоснованности выполнения этих работ не проводилась. В связи с этим расходы по Программе внедрения энергосберегающего оборудования и технологий на муниципальном предприятии Псковские теплосети, разработанной на период 2006-2007 годы и утвержденной администрацией города Пскова произведены в сумме 37,0 млн. рублей неправомерно. Предприятием самостоятельно, без согласия собственника, сверх утвержденного тарифа израсходовано по отдельным статьям затрат по производству и передаче т/энергии 69,1 млн. рублей.Из расчета фактически отпущенной на нужды населения т/энергии размер субсидии на разницу в тарифах должен был составить 51,5 млн.руб. Фактически перечислено из бюджета города 146,1 млн. руб., то есть на 94,6 млн. руб. больше. Аналогично в 1 квартале 2007 года - предприятию возмещено из бюджета на покрытие убытков от реализации теплоэнергии населению по регулируемым тарифам 70,0 млн. рублей, из расчета фактически отпущенной теплоэнергии размер субсидии должен был составить 36,1 млн.рублей или возмещено из бюджета больше на 33,8 млн.рублей . Существующий порядок финансирования из бюджета прямых убытков предприятия при регулируемом утвержденном тарифе с рентабельностью 7,2% является нарушением норм бюджетного законодательства. При таком порядке финансирования, чем хуже работает предприятие, тем больше средств из бюджета оно получает. Предприятие представило бухгалтерский баланс, показало размер убытков, а с чем они связаны - с уставной деятельности или, может, не предусмотренной Уставом деятельностью, анализ не проводится. Фактический расход теплоэнергии на горячее водоснабжение больше расчетной потребности на 38264 г/кал, соответственно сверх планируемых средств израходовано 23,9 млн. рублей. В нарушение федерального Закона № 94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд без проведения конкурсов в проверяемом периоде выполнено строительных и ремонтных работ подрядными организациями на общую сумму 30,3 млн. руб., приобретено товаров на сумму 122,0 млн. рублей. Приобретение товарно-материальных ценностей без проведения конкурсов явилось результатом неэкономного расходования средств предприятия. Так, приобретение мазута по ценам выше, чем сложилась цена в ходе проведения конкурса Комитетом области по закупкам в этот же период для муниципальных нужд, привело к излишним расходам на сумму 1.6 млн. рублей.- А есть в деятельности ПТС принципиальные моменты, которые вас особенно возмущают? - Да. Согласно данным бухгалтерского баланса по итогам деятельности за 2006 год предприятием получена чистая прибыль в размере 45,1 млн.рублей. При этом предприятие обращается в Администрацию города с просьбой о погашении убытков прошлых лет. В соответствии со статьей 16 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях покрытие убытков прошлых лет должно производиться за счет средств резервного фонда, созданного предприятием за счет чистой прибыли и используемого исключительно на покрытие убытков. Однако, без экономического обоснования предприятию на покрытие убытков прошлых лет перечислена из средств местного бюджета субсидия в размере 20,9 млн.рублей. Также, в нарушение статьи 14 вышеназванного закона, при наличии чистой прибыли на увеличение уставного фонда предприятием получено бюджетных средств в сумме 29,2 млн.рублей и снова без финансового и экономического обоснования увеличения уставного фонда. Договоры на аренду муниципального имущества заключаются без согласования с собственником имущества. В нарушение Положения о порядке предоставления муниципального имущества в городе Пскове денежные средства от сдачи в аренду муниципального имущества не перечисляются в бюджет города Пскова, а зачисляются на счет предприятия. Таким образом, в бюджет города не допоступило 2,3 млн. рублей. В нарушение Решений Псковской городской Думы о бюджете города Пскова ежеквартальные платежи от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, в размере 5% в 2006 - 2007 годах предприятием не начислялись и не перечислялись в бюджет города Пскова. За 2006 год согласно данным бухгалтерского баланса предприятия от полученной прибыли следовало перечислить платежей в бюджет города Пскова в сумме 1,2 млн. рублей. В ходе анализа работы цеха термогидроизоляции установлено, что реализация труб на сторону из цеха термогидроизоляции производилась по ценам ниже фактической себестоимости, в результате чего получен убыток в размере 938 тыс.рублей. Необоснованное завышение затрат по обычным видам деятельности в результате завышения себестоимости труб термогидроизолированных, бывших в употреблении, составило 1908 тыс. рублей. Все это легло на убытки предприятия, которые затем были возмещены из бюджета города.– Давайте остановимся на расходах на капитальный ремонт объектов теплосетей. - Предприятие производило расходы на капитальный и текущий ремонт, не предусмотренные в тарифе, объясняя, что эти расходы являются производственной необходимостью – ремонт теплотрасс, котлов, насосов и т.д. Проверкой установлено, что из произведенных расходов, выполненных подрядным способом и не включенных в тариф, объем расходов составил 47,4 млн. рублей, из них 18 млн. рублей или 38% составили работы по ремонту административных и бытовых помещений. То есть работы не были связаны с непосредственным содержанием теплотрасс, котлов, насосов. В ходе проверки проведены встречные проверки соответствия применяемых расценок проектно-сметной документации и фактических объемов работ. И только по четырем объектам, взятым выборочно, были установлены факты завышения стоимости работ на сумму 2,0 млн. рублей. Если проверить все объекты, то я представляю, какие можно ожидать результаты.– На сессиях гордумы был озвучен факт, что предприятие тратит много средств на мероприятия, не связанные с основной деятельностью.- Проверкой установлено, что постановка бухгалтерского учета осуществлялась с нарушениями действующего законодательства, были выявлены факты, когда на основную деятельность предприятия относились расходы по прочим видам деятельности, не связанным с выработкой теплоэнергии, в том числе услуги на сторону, содержание убыточной теплицы, зубного врача и прочие.При отсутствии источников покрытия произведены расходы в сумме 6,6 млн. рублей, не связанные с основной деятельностью предприятия, что является отвлечением оборотных средств предприятия, из них израсходовано на проведение праздничных мероприятий, оплату банкетов, принятие делегаций 713 тыс. рублей; перечислены средства Автономной некоммерческой организации «Издательство газеты «Время Псковское» за информационные услуги, не подтвержденные документами, в сумме 1042 тыс. рублей; произведена оплата за услуги по плаванию и спортивному залу на общую сумму 117 тыс. рублей; произведена оплата за аудиторские услуги на общую сумму 1036 тыс. рублей, в том числе 824 тыс. рублей в нарушение требований Устава. Установлены нарушения по оплате труда работников предприятия на общую сумму 3615,0 тыс. рублей, в том числе:отдельным работникам по личным приказам директора устанавливались персональные оклады; оплата труда руководителей, специалистов и служащих на предприятии не урегулирована локальными нормативными актами, определяется директором предприятия самостоятельно с превышением полномочий; за получение прочей прибыли премировались только работники административно-управленческого персонала и директор предприятия. – И, тем не менее, он подал иск против Счетной палаты области. Известно ли вам, какова его позиция, и какими доводами он оперирует.- Действительно, на сегодня Псковские теплосети обратились в Арбитражный суд с исковым заявлением, оспаривая сам факт правомерности проведения проверки, делая упор, что Счетная палата области является органом финансового контроля государственного, а не муниципального уровня, поэтому проверку муниципального предприятия не имела право производить. Мы с этими выводами не согласны, в соответствии с законом Псковской области «О Счетной палате Псковской области» мы имеем право осуществлять проверки муниципальных бюджетов, муниципальных предприятий и учреждений. Данное право нам предоставляет и Бюджетный кодекс РФ. Кроме того, проверка проведена на основании решения Псковской городской Думы и обращения губернатора области. Предприятие также оспаривает отдельные пункты представления Счетной палаты, направленного по результатам проверки для устранения выявленных нарушений в адрес Псковских теплосетей. Так, например, наши выводы по тарифам. Превышение затрат по отдельным статьям по сравнению с предусмотренными в тарифах предприятие обосновывает производственной необходимостью. Да, в отдельных случаях была производственная необходимость – порыв трубы, замена составляющих теплотрассы, но когда производится ремонт административного помещения, в котором делают каминную комнату, или ремонт цеха термогидроизоляции, в котором строят оздоровительный комплекс с сауной и бассейном, это может быть производственной необходимостью? Также оспаривается необходимость закупки товаров, работ, услуг с соблюдением требований федерального закона № 94-ФЗ без проведения конкурсов. Псковские теплосети выполняют муниципальный заказ – обеспечивают потребителей города Пскова теплоэнергией для отопления и горячего водоснабжения, соответственно действие данного закона распространяется и на предприятие.- Каково ваше видение решения проблемыв деятельности предприятия? На последней сессии Псковской городской Думы было принято решение о создании временной комиссии, которая должна следить за исполнением мэрией функций контроля за тем, как ПТС устраняют обнаруженные в ходе проверки недостатки. Вы верите в необходимость ее создания и эффективность? - Видение своего решения проблемы по результатам выявленных нарушений мы изложили в представлениях, направленных в гордуму и мэрию. В представлении, направленном в адрес мэрии, мы предложили рассмотреть вопрос о соответствии Яновского занимаемой должности, потому что именно он, являясь директором предприятия,допустил превышение должностных полномочий, повлекшие нарушения действующего законодательства и финансовой дисциплины. Он взял на себя ответственность проводить не согласованные ремонты, проводить выплаты без наличия источника их покрытия, проводить банкеты, ездить за границу без согласования с собственником, устанавливать оплату труда на предприятии по своему усмотрению. Что касается временной комиссии, четкого ответа дать не могу, но думаю, что хуже не будет.Беседовала Татьяна Борозденкова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.