Как сделать сферу туризма привлекательной для инвестора

Опубликовано: 11 ноября 2007 г. в 12:27 7 0Нет комментариев0

Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области Центр Деловой Информации представляет серию материалов, посвященных отрасли туризма Псковской области, крайне недооценненной, по мнению редакции, нашими инвесторами. Сегодня мы публикуем материал "Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области" к.э.н. Максима Голикова (написанный специально для международной научно-практическая конференция «Историко-культурный и природно-оздоровительный потенциал Псковского региона. Стратегии развития туризма» проекта ТАСИС "Стратегия регионального развития").Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской областиТуристскую отрасль Псковской области по праву считают одной из наиболее перспективных, но и в то же время недооцененных сфер региональной экономики. Дискуссии о том, как привлечь инвестиции ведутся уже на протяжении многих лет. Однако, к сожалению, о весомом успехе в этом направлении на сегодняшний день говорить не приходится. Более того, в силу объективных причин произошло снижение числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. Так, по данным Псковоблстата, если в 1993 году их насчитывалось 34, то на конец 2006 года – лишь 17. Численность отдыхавших в них за это время сократилось на 34%. Отметим также, что большинство лиц, обслуженных санаторно-курортными организациями и организациями отдыха в прошлом году, составляют граждане России, туристы из других стран составили только 1,3%. Полагаем, определение и исследование ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области смогли бы обеспечить прорыв в развитии этого перспективного направления экономики, изменив тем самым сложившуюся ситуацию.Выделим эти факторы.1. Формирование нового туристического продукта, учитывающего перспективы развития экотуризма, туризма выходного дня и транзитного туризмаЕсли в качестве критерия для сегментации целевых туристских групп выбрать увлечения человека, то вероятность роста «возвратного» туризма повышается. Другими словами, если туристический бизнес ориентируется на так называемого постоянного клиента, то и продукт должен быть такой, чтобы не вызывал недоедания. Вряд ли конкретный человек изъявит желание осматривать достопримечательности, к примеру, Псковского Кремля ежегодно. Но половить рыбу, если рыбалка является его хобби, он вряд ли откажется вновь и вновь.Важным фактором привлекательности инвестиций здесь выступает урбанизация населения и как следствие этого процесса, желание «вырваться» на природу, отдохнуть от шумного города, в сосновом бору, на берегу тихой лесной речушки или озера.Если же говорить о туризме выходного дня, то здесь важным фактором выступает визовый режим. Другими словами, туристической компании нужно не только обеспечить туриста возможностью пересечения границы, но и сделать ее максимально комфортной и минимально затратной. Иными словами, можно пытаться зарабатывать на обеспечении оформления этих документов, а можно наоборот, отказаться от этого, чтобы обеспечить доступность турпродукта, при этом прибыль зарабатывается на самом отдыхе. Правда, для этого туристическая компания должна стать не посредником, а активным участником процесса. Инвестором, способным вкладывать в строительство гостиниц, ресторанов, восстановление объектов культурного наследия для их дальнейшего использования в коммерческих целях по согласованию с соответствующими государственными регулирующими органами. Транзитный туризм может стать весьма перспективным направлением при создании совместного с туристическими компаниями стран Балтии турпродукта. Здесь в качестве целевой аудитории могут выступать туристы из Западноевропейских стран, желающие посетить Ригу, Таллин, Санкт-Петербург. Поскольку Псковская область расположена как раз на пути в северную столицу России, западноевропейский турист смог бы провести пару дней на ее территории. Соответственно воспользовавшись тем турпродуктом и услугами, которые смогли бы предложить псковские компании. Кстати об этом шел разговор на круглом столе, посвященном туризму, на Днях Псковской области в Латвии, проходивших 4-7 октября 2007 года в Риге. Конечно, сделать Псков более привлекательным, чем Санкт-Петербург вряд ли возможно, да и не нужно. Здесь фактор привлекательности остановки в Псковской области появляется как бы сам собой. Относительно небольшие расстояния на автомобиле или автобусе воспринимаются лучше и легче, чем длинные поездки. Вопрос состоит лишь в том, где сделать остановку. И способна ли область обеспечить комфортное пребывание туриста на ее территории и качественный досуг.2. Государственное участие в создании туристической инфраструктурыРечь идет не о государственных инвестициях в развитие гостиничного или ресторанного дела. Это сферы частного бизнеса. Но строительство качественных дорог к объектам туристической инфраструктуры и культурного наследия – непосредственная задача государства. Потому что, проехав один раз по некачественной дороге, у туриста может сложиться отвращение к такого рода поездкам по данному региону, и в следующий раз он может предпочесть другой вид транспорта, соответственно Псковскую область он просто проедет транзитом, быть может, даже не останавливаясь.Возможно, региональной власти стоило бы выделить инвестиционные проекты в сфере туризма в качестве приоритетных, что позволило бы обеспечить соответствующую законодательную базу для поддержки инвесторов.Другой аспект, регулирование имущественных отношений, обеспечение возможности для бизнеса взятия в долгосрочную аренду объектов культурного наследия. Понятно, что эта тема весьма спорная. И всегда будет много противников у данной точки зрения. Но стоит отметить, что при недостатке финансирования в реконструкцию и поддержание памятников со стороны государства мы их можем просто потерять. В том числе и потенциально привлекательные для посещений туристами объекты культурного наследия. К примеру, те же усадьбы. 3. Акцент на потребителяСовременное общество можно назвать с одной стороны информационным, но с другой – оно остается потребительским. Соответственно производитель товаров и услуг должен производить их разработку и внедрение исходя из тех посылов, которые дают маркетинговые исследования. Кстати их могли бы проводить ВУЗы, занимающиеся подготовкой специалистов туриндустрии.Можно выделить вполне очевидные факты. К примеру, по данным Псковоблстата, в среднем на одно специализированное средство размещения (турбазы, санатории) в Псковской области приходится 73 номера, максимальное число мест для размещения в них 2640, 56858 человек они обслужили в 2006 году. Не нужно быть сильным аналитиком, чтобы понять, что этого явно недостаточно. Как и недостаточно мест в гостиницах. В качестве если можно так сказать благоприятного фактора, позволяющего несколько снизить остроту проблемы, выступает рост так называемого внутреннего туризма на недалекие расстояния. Из более 800 тыс. туристов, посетивших Псковскую область в прошлом году, каждый третий не пользовался услугами гостиниц. Однако сказать однозначно, не пользовался, потому что не испытывал потребности, полагаем нельзя. Ведь если речь идет о туризме выходного дня, когда, к примеру, турист едет из Санкт-Петербурга в Псков, то сама поездка может представлять собой два варианта. Турист приезжает в Псков (Изборск, Михайловское) утром, смотрит достопримечательности и уезжает. Или ночует в гостинице, кемпинге, на базе отдыха. При втором варианте количество денег, которое может получить региональная экономика вследствие пребывания туриста, существенно возрастает.На сегодняшний день удельный вес туристских и санаторно-оздоровительных услуг относительно невелик, что подтверждают данные таблицы 1.Таблица 1. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ПЛАТНЫХ УСЛУГНАСЕЛЕНИЮв сфере туризма и отдыха2002200420052006Всего(в фактически действовавших ценах, млн. рублей)Платные услуги населению, всего3183,65814,87173,49117,3из них:санаторно-оздоровительные144,4146,278,3106,4туристские43,336,742,851,3В процентах к итогуПлатные услуги населению, всего100100100100из них:санаторно-оздоровительные4,52,51,11,2туристские1,40,60,60,6На душу населения(рублей)Платные услуги населению, всего4166,07835,69817,212680,5из них:санаторно-оздоровительные186,7197,1107,1147,9туристские55,949,558,571,3Источник: ПсковоблстатДля того чтобы представить динамику роста объема услуг необходимо учесть инфляцию, что позволяет сделать таблица 2.Таблица 2. ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)2002200420052006Платные услуги населению, всего106114101103из них:санаторно-оздоровительные1148849116туристские120104102102Источник: ПсковоблстатОтметим также, что рост туристских услуг способствовал бы развитию ресторанов и предприятий быстрого питания. Оборот общественного питания в январе-августе 2007 года составил 1243,5 млн. рублей или 107,5 процента (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года. Однако речь должна идти даже не столько о количественных показателях, сколько о качественных. К примеру, современного туриста вряд ли может в полной мере удовлетворить гостиница без SPA-центра, а много ли таких в Псковской области?4. Выгодность вложений в сферу туризмаОграниченность финансовых ресурсов ставит компании перед нелегким выбором. При этом акцент делается на прогнозируемую высокую рентабельность в настоящем или будущем, рост оборота, развитие рынка смежных услуг. Возможно, пока еще потенциальные инвесторы не оценивают сферу туризма применительно к региону как высокорентабельную.Мы привыкли говорить, что Псковская область обладает богатым культурным наследием (имеется 372 памятника истории и культуры федерального значения и 4063 памятника – местного значения). Но если подойти с позиции бизнеса, могут ли эти памятники давать реальную отдачу? В данном случае не имеется ввиду их использование под рестораны или офисы. Речь о другом. Сколько российский и зарубежный турист согласен отдать за посещение Псковского Кремля, к примеру? Или он не стал бы его посещать за деньги?Ответ на этот вопрос кроется, на наш взгляд, в теории потребительских предпочтений и субъективной оценке полезности услуги. К примеру, чтобы подняться на лифте на смотровую площадку Собора Св. Петра в Риге надо заплатить примерно 100 руб. (2 лата). Однако желающих воспользоваться этой услугой немало. Полагаем, это выгодно с одной стороны с точки зрения предложения турпродукта, а с другой – для того, кто предъявляет спрос на этот продукт. Потому что потребитель по сути, полагаем, оценивает платеж не как быстрый подъем на лифте, а как возможность посмотреть на Ригу с высоты птичьего полета и сделать несколько фотографий видов города. Соответственно, чтобы продавать турпродукт (в нашем случае, посещение Псковского Кремля), сам продукт должен обладать ценностью в глазах потенциального потребителя (туриста). А для этого в самом турпродукте должна быть заключена некая «изюминка». К примеру, лазерное шоу, инсценировка средневековых сражений или демонстрация, как жили псковичи в средневековье. Вариантов может быть много.Полагаем, что вывод турпродукта на принципы экономической целесообразности поднял бы к нему интерес и стал фактором роста привлекательности инвестиций в сферу гостиничного и ресторанного бизнеса. Пока же доля оборота этих сфер относительно мала.Таблица 3. Оборот организаций по видам экономической деятельности в январе – декабре 2006 года(в действующих ценах)Млн.рублейЯнварь-декабрь 2006 в % к январю- декабрю 2005Декабрьв % к январь-декабрьдекабрьнояб-рю 2006декаб-рю2005Всего1005139137117109115гостиницы и рестораны566401119599,3Источник: ПсковоблстатСтоит сказать, что на сегодняшний день стоимость посещений театров и музеев на территории области относительно невелика. Но если в театр ходить стали реже (по данным Псковоблстата число посещений театров в 1990 году составило 370 тыс. чел., а в 2006 году - 87 тыс. чел.), то интерес к музеям восстанавливается (в 2003 году музеи области посетило 565 тыс. чел., в 2004 - 558 тыс.чел., в 2005 - 555 тыс.чел., в 2006 - 610 тыс.чел., в то время как в 1995 году - 282 тыс.чел.). Вопрос состоит прежде всего в том, что хотят увидеть в музеях туристы. Лишь исходя из этого, можно говорить об экономической составляющей.5. Комплексность инвестицийНеобходимо понимать, что недооцененность сферы туризма на протяжении многих лет обусловила необходимость масштабных вложений. И срок окупаемости их будет сравнительно велик. Поэтому комплексность инвестиций могла бы стать фактором повышения привлекательности вложений. К примеру, когда компания ориентирует предприятия сферы услуг не только для туриста, но и для жителя области. Это, кстати, может быть весьма актуально не только для ресторанов или спортивных комплексов, о строительстве которых сейчас много говорится, но и центрах загородного отдыха. К примеру, когда речь идет о бывших пионерских лагерях, переоборудованных в загородные центры отдыха, как месте проведения корпоративных праздников и различных торжественных мероприятий.Обычно, когда речь заходит о ключевых факторах повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области, говорят о приграничном положении, истории и памятниках культурного наследия. И складывается такое ощущение, что наша основная ценность – это наша история. Не спорим, в этом есть своя логика и правота. Мы должны гордиться своей историей. Но важно не забывать и о другом. Во многих странах есть объекты культурного наследия, памятники старинной архитектуры, но почему-то далеко не все делают акцент именно на них, как на основных факторах, благоприятствующих развитию туризма. Более того, в некоторых странах они выполняют как бы сервисную функцию. И мы приезжаем в ту же Турцию или Египет прежде всего не для того, чтобы посмотреть останки старинных городов или пирамиды. Возможно, их ценность для нас весьма велика, когда мы приезжаем в страну в первый раз. Но затем нас все больше привлекает нечто иное. В Псковской области нет жаркого солнца и моря. Но регион обладает благоприятной экологической ситуацией, множеством озер и рек. Возможно, именно сельский туризм стал бы точкой роста для туриндустрии региона. К тому же он не требует глобальных вложений. И нашим компаниям надо просто поучиться у их коллег, с успехом развивающих это направление деятельности. К примеру, у финских коллег. Возможно, стоит обратиться и к опыту ближайших соседей – Эстонии и Латвии. К тому же совместные турпродукты создавать несколько проще и удобнее. И бороться за каждого туриста. Проводя мониторинг настроений и потребительских предпочтений, умело пользуясь на практике ключевыми факторами повышения инвестиционной привлекательности туристской индустрии Псковской области. Максим Голиков

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.