Актуально: рост цен. Комментирует руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Владимир Кобыжча

Опубликовано: 14 ноября 2007 г. в 19:21 23 0Нет комментариев0

Недавно стремительно подскочили цены на хлеб, молоко, подсолнечное, сливочное масло, яйца и другие продукты. Только за последнюю неделю по данным ТО Росстата Псковской области в среднем говядина подорожала на 0,5%, мясо птицы на 0,6%, колбаса - 0,2%, мороженая рыба - на 0,2%. Ситуацию с ценами на псковском продовольственном рынке прокомментировал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, кандидат экономических наук Владимир Кобыжча. - К проверке цен на рынке молочных продуктов мы приступили, не дожидаясь указаний сверху, - рассказывает Владимир Иванович. - На этом рынке можно проследить всю цепочку: первичный производитель - переработчик - оптовик - розница, и при наличии нарушений мы сразу могли применить санкции, предусмотренные законом "О защите конкуренции". Нами были направлены запросы пяти крупным переработчикам молока, диктующим закупочную цену в регионе: на Псковский молочный комбинат, ОАО "Псковский городской молочный завод", ОАО "Маслосырзавод "Порховский"", ЗАО "Пушкиногорский маслодельно-сыродельный завод", ЗАО "Великолукский молочный комбинат". Нас интересовали их закупочные и отпускные цены. Результаты контрольных мероприятий и анализ запрошенной информации показали абсолютно разную динамику цен на этих предприятиях, что говорит об отсутствии согласованных действий между крупнейшими переработчиками молока. Наоборот, речь идет о разнонаправленных действиях. Псковский молочный комбинат, некогда один из крупнейших переработчиков молока, прекратил закупать молоко, так как специализируется на изготовлении майонеза, в который, как составляющая, молоко не входит. А Великолукский молочный комбинат всеми силами развивает свою сырьевую базу. Для этого он строит в южных районах области 4 мега-фермы.Закупочные цены на сырье возросли, но везде по-разному. Например, у ОАО "Маслосырзавод "Порховский"" более, чем на 40%. Но отпускная цена в позиции - молоко увеличилась на 2,7%, на масло сливочное - почти на 5%, на сыр "Российский" - почти на 30%. В Великих Луках и Пскове закупочная цена на молоко возросла на 13 - 15%, в пределах - 17 - 29% увеличилась отпускная цена на молоко, сметану, сливочное масло. Одна из причин удорожания молочной продукции заключается в том, что сегодня не все произведенное в регионе молоко попадает на переработку предприятиям нашей области. Часть его закупают перерабатывающие комбинаты Ленинградской, Новгородской и Тверской областей. В результате собственным предприятиям не хватает сырья. Они, как к примеру, ОАО "Порховский маслосырзавод", вынуждены часть его, а иногда и большую часть, закупать в виде сухого молока на внешнем рынке по цене 110 - 130 рублей за килограмм, цена на которое тоже увеличивается. Среди других причин роста цен на молочную продукци - повышение заработной платы в связи с инфляцией, увеличение доли транспортных расходов в связи с ростом цен на ГСМ, началом отопительного сезона и ростом потребления энергоресурсов. По мнению Владимира Кобыжчи, увеличение закупочных цен на молоко - это хороший знак: - Неприятно наблюдать рост цен в розничной торговле, но молочная отрасль не может нормально работать при заниженных закупочных ценах. А в нашем регионе они еще и отстают от среднероссийских. На период нашей проверки, средняя областная цена составляла 7 рублей 40 копеек за литр молока, а средняя российская была 8 рублей 20 копеек. К сожалению, наши переработчики в течение многих лет подрывали сырьевую базу. Из-за этого закупочная цена, определяемая ими в первую очередь, была неоправданно низкой. А ведь, в первую очередь нужно думать о той бабушке, которая обихаживает свою корову, а не о той, которая покупает в супермаркете молоко. Согласитесь, городская бабушка никогда не будет хорошо жить, если деревенской - плохо. При цене молока в 5 рублей за литр, сельские жители не видят смысла держать в деревнях коров. Сегодня с подачи самих же переработчиков закупочная цена на молоко выросла с 5 - 6 рублей до 8 - 11 рублей. Это послужит хорошим стимулом для развития рынка молока и в целом всей отрасли, являющейся для области перспективной. Среди причин подорожания хлеба руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы области видит мировые тенденции. Хлеб дорожает во всем мире. - Это процесс начался еще зимой 2006 - 2007 годов. В Европе растет производство альтернативного биотоплива - из зерна. На него резко вырос спрос. Урожай зерновых в этом году, как в Европе, так и в России, был небольшим. Из-за этого увеличилась цена на зерно. Несмотря на то, что в нашем государстве есть запасы на всякие непредвиденные случаи. В том числе, почти в каждой области. Наше правительство предприняло "зерновую интервенцию", чтобы удержать цены на хлебо - булочную продукцию. Ажиотаж был сбит, но цены выросли. А дальше все пошло по цепочке - сразу подскочила в цене мука - ОАО "Псковский хлебокомбинат" и ОАО "Псковхлеб". Так, цена на зерно для производства ржаной муки выросла с мая по август этого года на 62%, ее себестоимость - на 48%. Но хлебопеки подняли цены на хлеб всего лишь на 10 - 12%. Мало того, наши хлебопеки договорились о сдерживании цен на социально - значимые сорта хлеба до 31 января 2008 года. Даже в убыток себе. То же самое пообещало и руководство ООО "Псковмясопром", которое повысило цены на свою продукцию, но незначительно. Это объясняется ростом закупочной цены на импортное сырье. Только с 1 июля по 22 октября она подскочили на 20 - 22%, а мясо местных производителей всего на 1%. Цены на говядину сегодня стабилизировались, а на свинину продолжают расти. Причину подорожания подсолнечного масла, которое у нас не производится, Владимир Иванович также видит в мировых тенденциях. Как ни парадоксально, но сказался слишком высокий урожай в Европе масличных культур в 2006 году. Их переработали в масло в таких масштабах, что его оказалось некуда девать. Соответственно, в этом году площади под посадки сократили. А тут еще выдался засушливый год, и масличные культуры не уродились, в том числе, и в России. Соответственно, подскочили закупочные цены. Сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области также проверили предприятия розничной торговли - сеть магазинов "Пчелка", "Империал" ЗАО "Псковпищепром", "Магнит", - ЗАО "Тандер", "Трешечка" - ООО "Выбор". - Мы выяснили, что в рознице нет сверхвысоких торговых наценок. Цены в рознице растут в силу изменения закупочной цены в оптовой торговле. Это подтвердили в ходе проверки товарно - транспортные накладные. Наоборот, в последнее время уровень наценки на растительное масло, а также сливочное, молоко, хлеб, муку, сахар, яйцо, мясо значительно снизился по сравнению с началом текущего года и составил в магазинах "Магнит" - в среднем 11,5%, в "Трешечке" - 13 - 14%, в "Пчелке" - 12,5%. Это объясняется тем, что покупатель не берет слишком дорогую продукцию. И правильно делает, поскольку у любого современного товара есть заменитель. Однако не последнюю роль в росте цен сыграл ажиотажный спрос. Прибегают в магазин те же бабушки и, видят, что дорожает сыр. Вместо того, чтобы купить другой, более дешевый продукт, тут же покупают сыр. В итоге происходит неспровоцированный рост цен на сыр. И это притом, что он созревает 2 - 3 месяца, а значит, был сделан еще из старого дешевого сырья. Сегодня крупнейшие псковские розничные сети завалены письмами поставщиков, предупреждающих об увеличении цен на свои товары. Поэтому местная сетевая розничная торговля не сможет бесконечно сдерживать рост потребительских цен за счет значительного снижения собственной наценки. - Уповать на то, что установившиеся цены снизятся - не приходятся, поскольку мы живем на едином экономическом пространстве, а в соседних с нами регионах - Санкт-Петербурге, Новгородской области - цены на те же продукты несколько выше, чем у нас. Поэтому значительная часть молочных продуктов, производимых в Псковской области, "уходит" в другие регионы. Но в любом случае беспредельного роста цен не может быть, так как любой товар имеет заменитель, - успокоил Владимир Кобыжча. - Это означает, что дорогие продукты люди попросту не станут покупать. Александр МилькаИсточник: Псковская правда

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.