Время проходит – Слово остается

Опубликовано: 30 ноября 2007 г. в 9:32 3 0Нет комментариев0

Актерский дневникПод таким названием 27 ноября в зале Академического театра драмы им. А.С. Пушкина состоялся праздничный вечер, посвященный 40-летию Псковской областной писательской организации.Аккурат год назад на Псковской Ленте Новостей вышла статья Александра Донецкого ««Поминки» по псковской литературе». Право, нет ни малейшего желания вступать в дискуссию с одним из самых популярных авторов области, хотя и не принадлежу к его почитателям (как, вероятно, и А.Д. к моим), тем более случается, что и он бьет в «десятку». Например, из тех самых «Поминок»: «В человеческом плане творчество – это колоссальный риск и добровольный Ад». Так оно и есть. Могу добавить запомнившуюся еще с юности фразу Томаса Манна из «Тонио Крёгера», более, на мой взгляд, точную: «Нельзя сорвать с лаврового деревца искусства хотя бы один лист, не заплатив за него жизнью». Но в целом Саша Донецкий отрицает право на жизнь Союза Писателей: «Ну не хотят нынешние кураторы культуры выделять бюджетное бабло на заведомо убыточные опусы, полагая, видимо, что собственные издательские проекты типа «Новой прагматики» гораздо полезней худлита, утратившего статус последней истины в инстанции». Да, канули времена, когда литература, театр, живопись, да и любой другой вид искусства были когортами, дивизионами, подразделениями и проч. идеологического фронта, тем и кормились. Помню, как нас долбали «искусствоведы в штатском» за каждое произнесенное со сцены слово «Бог». Но всегда в причастной к творчеству среде были люди не только особо одаренные (уж не стану перечислять имен), но и глубоко порядочные, интеллигентные, честные, никогда не позволявшие себе ни малейшей претензии на истину в последней инстанции. Чего стоит одно пастернаковское: «Дарование учит чести и бесстрашию, потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования». Но есть шоу-бизнес и есть некоммерческое искусство, которое дотируется во всем мире. К примеру, Вашингтонский Филармонический оркестр, концерты которого расписаны но годы вперед, получает от правительства США около 10 млн. долларов в год. Вот только в России ситуация всегда особая. В октябре прошлого года довелось побывать на V съезде СТД в Москве, где его председатель (он же председатель Комиссии по Культуре Общественной Палаты России) Александр Калягин, говорил о том, что на сегодня, когда о «Законе о Меценатстве» идут одни разговоры, когда «Закон о Театре» принят Госдумой только в первом чтении и практически законсервирован, альтернативы государственной поддержки искусства нет. Впрочем, она есть, но везде, и в столицах и по регионам, разная. В отдельную госбюджетную строку выделены только шесть театров Москвы и С-Петербурга, среди них Большой, Малый, МХТ им. А. Чехова, Мариинка, БДТ им. Г. Товстоногова… Суммы дотаций известны, скажем, в МХТ это – 150 млн. руб. в год. А нам не найти 60 млн. (хотя, теперь, наверное, уже все 100) на реконструкцию построенного сто лет назад по всероссийской подписке Пушкинского Народного Дома, где работает наш театр, Дома, который давно уже в трещинах, подпорках и протечках. Почти во всех регионах в разной, естественно, степени поддерживаются и творческие союзы. Вот и у нас, кажется, наметился сдвиг. Во всяком случае, обещания уже прозвучали.Но вернемся к литературе. Главным достоинством литературы русской всегда была глубина содержания, проникновения в духовную сущность человека. Донецкий прав: никогда не станут расхватывать с прилавков, как «Гарри Поттера» или детективы Донцовой, книги наших Александра Бологова, Станислава Золотцева, Валентина Курбатова, Игоря Смолькина, - на мой взгляд, лидеров псковских писателей. Но и утверждать, что их не читают, что их книги не производят глубоких художественных впечатлений и никак не влияют на формирование читающей публики, - значит противоречить очевидному. Все они – лауреаты престижных литературных премий. Да Бог с ними, премиями. Прочтите хотя бы рассказы «Чистая», «Вальс победного дня» и повесть «В далеком синем небе» А. Бологова и вы увидите личность автора (самое ценное в любом творчестве!), способную взглянуть на мир и глазами матерой волчицы, и юного солдатика, встретившего победу в госпитале, и нынешнего бедолаги-бомжа, - не только взглянуть, но и мастерски словесно сформулировать. А какие яркие всегда эмоциональные стихи, непростая проза и хлесткая публицистика есть у Станислава Золотцева. Недавно прочел опубликованную пока только в интернете его поэму «Сократ говорит перед казнью», написанную жестко, бескомпромиссно, «шершаво», умно. Всегда с удовольствием, даже где-то смакуя, слушаю и читаю критика В. Курбатова, глубокого по мысли и на редкость находчивого в слове, будь то его переписка с В. Астафьевым, или книга о художнике-мыслителе Юрии Селиверстове, или «Подорожник» («Нечаянная история литературы в автографах попутчиков»), о котором Валентин Распутин сказал: «Прост и величав «Подорожник». Последовав дорогой автора, уже не можешь ни остановиться, ни уклониться в сторонку – так увлекают и завораживают эти встречи, так много в них глубокого, нового, питающего…»Признаюсь, я не сторонник внешне эффектных словесных кульбитов и циркачеств, так ценимых сегодня публикой, особенно интернетовской, за которыми, как правило, пустота несусветная. В конце концов, самые модные на сегодня тексты – в «Comedy Clab» на канале ТНТ. Но что за ними, ради чего они? Исключительно поржать? Спасибо, не тянет. Хотя хорошие анекдоты ценю. Юбилейный вечер писателей начался со слайд-фильма, представившего 40-летнюю историю псковской писательской организации. Закадровый комментарий начал А. Бологов, возглавлявший ее на протяжении 25 лет. Его подхватили другие председатели: И. Панченко, С. Золотцев и нынешний глава организации И. Смолькин. Все они поочередно поднимались на сцену и оставались на ней до конца вечера, представляя собратьев по перу и принимая многочисленные поздравления. Звучали стихи в исполнении авторов Валерия Мухина, Ларины Федотовой, Валентины Алексеевой, Веры Сергеевой, Татьяны Гореликовой, Игоря Исаева, Ивана Иванова, великолукского поэта Геннадия Моисеенко. И только Наталья Лаврецова благородно прочла не свои стихи, а отсутствующего на вечере Владимира Миловидова. Звучали песни на стихи псковских поэтов в исполнении лауреата всероссийских конкурсов Натальи Широковой, заслуженных артисток России Натальи Александровой и Светланы Коломеец. Она же, кстати, и автор музыки, как и исполнивший две песни заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Пскова Николай Мишуков, и композиторы Татьяна Лаптева и Вячеслав Рахман. Свои песни представили авторы-исполнители Валерий Саханенок и Александр Казаков. Право, было весьма интересно: я слушал – «ушки на макушке». Выступления поэтов, артистов и композиторов перемежала череда поздравлений. Сердечно и тепло к юбилярам обращались Владимир Куприн, Надежда Вальнер Феда Тесленко, Дмитрий Хритоненков, Сергей Вертешев, представители библиотек города. От творческих союзов Псковщины писателей поздравил член бюро секретариата Союза Театральных деятелей РФ, председатель псковской организации СТД, народный артист России Юрий Новохижин. Он, как всегда, эмоционально, процитировал великого Жана Габена: «Для хорошего фильма необходимы три вещи – сценарий, сценарий и еще раз сценарий!» И предложил написать для нашего театра пьесу. «А уж мы постараемся сыграть!» Да, Россия пишет и читает, и псковичи – не исключение. Стихотворение С. Золотцева в авторском исполнении было одним из самых ярких:Россия пишет стихи и прозу в годину смуты, в чаду разрухи. А – все про то же: и о березах, и о свиданьях, и о разлуке.… Почти нагая, почти босая, не перестанет сквозь кровь и слезы, себя спасая и мир спасая, писать Россия стихи и прозу.Вик. ЯКОВЛЕВ

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.