Перерожденный в Пскове

Опубликовано: 10 декабря 2007 г. в 14:43 4 0Нет комментариев0

На днях в Приказных палатах Псковского кремля открылась выставка копий фресок «Во славу города святого». В экспозицию вошли копии фресок псковской школы живописи XII-XVI веков из Мирожского и Снетогорского монастырей, храма Успения Богоматери в селе Мелетове и Можайского Ферапонтова Лужецкого монастыря - памятника, близкого к псковской стилистике живописи периода формирования общерусского храмового искусства. Копии фресок исполнены Александром Крыловым, который в течение 15 лет изучал и копировал фрески памятников Псковской земли. О том, как известный художник, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств пришел к этому и почему выбрал именно в Псковскую область, Александр Крылов рассказал в интервью Псковской Ленте Новостей. То, что вы видите на этой выставке, это не только очень большая честь для меня лично, но в этом и очень большой смысл для Санкт-Петербургской Академии художеств, которую я представляю. Наша академия была создана в 18 веке, в эпоху европросвещения, когда все вокруг было западное, у Академии вдруг появился интерес к древнерусскому искусству. Откуда это? Все очень просто объясняется. Наша первая академия была создана при Иване Грозном, тогда была создана первая школа изографов. Лицо России стало более светским.- Александр Константинович, почему вы выбрали именно Псков?- Для меня Псков имеет очень большое значение, так как я тут проработал в общей сложности около 15 лет. И Псков подарил мне очень многое. Я был не русским, будучи уроженцем еврогорода. И работа в Пскове во мне очень многое изменила. Теперь я знаю, что мои корни великой древней культуры, которые я получил именно здесь в Пскове, помогли мне переродиться. И вообще, я считаю, что проблема перерождения касается все нашей нации и нашей культуры. В псковском искусстве, культуре, менталитете сохранилось то, что было присуще многим древним славянам. И в этом смысле Псков один из немногих и уникальных городов со своим собственным лицом, в котором эта древнерусскость живет и по сей день. Это проявляется в преданности псковичей, которые занимаются изучением и сохранением памятников, в том, как заботливо охраняется древлехранилище. И Псков и псковская иконопись является символом, наполненная православными принципами, она является примером того, как верили наши предки в бога. И здесь в сравнение с западной христианской живописью мы видим, что здесь вера была настоящей и проявлена она в символах православных. Эти символы для Пскова всегда были оберегами. Система оберегов, существовавшая в древнерусском обиходе, была повсюду. В Пскове это проявляется в полотенцах, которые опоясывают низы храмов. . Для меня было очень важно узнать об этих символах именно в Пскове.- И опять же, почему именно в Пскове?- Здесь я впервые ощутил красоту и оценил физическое воздействие символов. А, ведь наука доказала, что древние цивилизации знали, что любой символ имеет физическую силу воздействия и что неправильные символ, негативно влияющий на генетический код человека, способен уничтожить целый народ. У Платона есть такая фраза «Государство, где исповедуется негармоническая музыка, обречено на гибель». Вот вокруг нас сейчас негармоническая, дегенеративная музыка, построенная не на ритме золотого сечения, ритме биения сердца человека, на котором основана планировка города Пскова. По золотому сечению выстроен каждый храм, и здесь я с этим познакомился и оценил. Кроме того, именно в Пскове я впервые ощутил благотворность влияния символов на меня – я купался в проруби, не будучи моржом! Почему? Потому что, меня здесь меня окружали не красивые символы моего города Ленинграда, а мои родные исконные символы, которым поклонялись псковичи и, возможно, мои предки. Вся эта живопись, которую вы здесь видеть, наполнена символами. В настоящее время идет настоящая война божественных и сатанинских символов. - А вы не могли бы привести пример такой войны?- Например, многие семейные пары благословляются у вечного огня, а потом у них пары распадаются. А почему это происходит? А потому, что вечный огонь – это символ ада, тем более, если этот вечный огонь украшен пентаграммой, как в Москве. Это самый страшный пример проявления войны принципом. Вы идете по улице и видите вокруг рекламу колготок, презервативов, вокруг полуголые дамочки и все это на фоне храмов. Храм – символ рая и света и так оскверняются наши святыни и даже в таком городе, где вполне конструктивное руководство. Но, видите ли, власть сатанинских символов так велика, что даже позитивное руководство города, не может сделать всего.- Как вы относитесь к тому, что сейчас возрождается народное иконописание?- То, что сейчас в нашей церкви возрождается народное иконописание, как одна из составных частей богослужения очень отрадно. Я, как художник, зная молодых иконописцев, у которых душа тянется к написанию икон, даже, если что-то не получается, очень радуюсь. Это не то народное творчество, когда выпускники Мухинского училища плетут лапти на продажу для Запада. Это тоже народное творчество, но только в никуда. И только один факт народного иконописания, который по широте распространенности не только соперничает с профессиональной живописью, но и превосходит его, о многом говорит. Хорошо, что возрождается настоящее искусство и пусть оно несовершенно, но оно противостоит совершенному, но на самом деле мертвому искусству живописи, основанной на черной краске. Вот в этой живописи черной краски нет, это живопись света. - Расскажите о символах представленных фресок….- В доказательство символов могут служить Можайские фрески, которые я выставил здесь специально, т.к. они имеют псковские черты, и мне было бы приятно, если б псковичи окончательно доказали, что это псковская работа. По крайней мере, в иконографии это точно псковская работа, а также есть кое-что в колорите и манере рисовать. Это фрагмент некогда существовавшей, уничтоженной в 1799 году гигантской композиции, самой большой в мире односюжетной картины, написанной в конце 15-нач.-16 века на тему «Апокалипсис». Если сравнивать с работами Дюрера и Дионисия, то оказывается, что «Апокалипсис» Можайский был несравненно богаче и больше, а, следовательно, несравненно сложнее. Так вот, эта гигантская композиция, некогда украшавшая весь храм, символически была выстроена языком тайнописи, следующим образом. В живописи было использовано 12 колеров, чтобы изобразить апокалипсис, а в тексте «Апокалипсиса» есть описание горнего Иерусалима, который увидел апостол Иоанн. Иерусалим был украшен 12 драгоценными камнями, их перечень приводится в тексте – это яшма, сапфир, аметист, гиацинт и так далее. Толкователь «Апокалипсиса» Андрей Кесарийский дал толкование каждого камня, с обозначением его цвета. И вот каждая из красок на Можайских фресках точно соответствует 12 драгоценным камням, описанного Иерусалима. И, таким образом, вся стенопись и весь храм символически уподоблен раю, то есть священному городу Иерусалиму. - Как вы создаете фрески? У вас фотографическая память?- Нет, все это делается на месте, на лесах. Все срисовывается один в один. В этом и заключается вся специфика работы над копией. Собственно, поэтому и называется копией, а иначе нет смысла и делать. - А как вы пришли к этому? Что послужило толчком?- Вы знаете, мне повезло. Я родился в послевоенном Ленинграде, когда не было современной наглядной агитации, пошлой и порнографической рекламы. Когда Ленинград был увешан портретами героев войны, картинами с изображениями русских богатырей. Это раннее впечатление моего детства. Позднее, я общался с учителями живописи, которые исповедовали русское искусство. И они многое рассказывали. Мне просто повезло с учителями. Мой главный учитель Борис Васильевич Котик, известный художник, создатель диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», происходил из верующей семьи, прошел всю войну и ненавидел советскую власть. И вот он-то мне и рассказал, что есть не только Тициан и Рембрандт, но есть и наше древнее искусство, которое необходимо сохранить. И вот копирование есть один из способов сохранения гибнущего искусства, т.к. любые реставрационные работы губительны для храма. - На ваш взгляд, нынешняя атрибутика и герб России имеют «правильно» символичны? - Вся эта атрибутика положительная и несет хороший заряд. В составлении этой символики принимал самое активное участие большой знаток Георгий Вадимович Веленбахов. Я не специалист по тонкостям геральдическим, единственное, в чем я мог бы его упрекнуть, но исключительно на уровне обывательском: я считаю, что геральдика происходит с Запада и является порождением эмблематики, а эмблематика – это символические понятие, но по отношению к символике древнерусской понятия несколько «кутаные» – там перепутывается возвышенное и низкое. - А что вы скажите по поводу мавзолея, ведь существует мнение, что…- Да, мавзолей – это страшный знак. Его построил величайший православный русский придворный архитектор. Ему принадлежат архитектурные проекты восстановления древнерусских храмов, разрушенных немцами. Мавзолей построен в виде вавилонского зикурата. Зикурат – это храм, где на вершине ступенчатой пирамиды размещен черный кааб (камень), и на этом черном камне разрезали жертву живьем, и кровь стекала по стенам этого кирпичного зикурата. Так вот, гениальный архитектор Щусев сделал точное подобие окровавленного зикурата – верхняя часть кааба с окошечками черная, а сам мавзолей из красного кровяного мрамора. То есть, мавзолей – это окровавленный зикурат. Алексей Викторович Щусев, подобно тем великим художникам, которые на века нам в назидание оставили горний Иерусалим (кстати, апокалипсические надписи тут так и сохранились с предсказаниями для нас дураков) и мавзолей в напоминание нам оставил. Он знал, что его снесут, точнее перенесут. Это вопрос времени. Но стоит помнить, что мавзолей, как вечный огонь, страшный символ. Мы обязательно уйдем от этих символов, просто время еще не настало. Так и звезду можно трактовать двояко – с одной стороны символ богородицы, с другой – символ пентаграммы. Подготовила Елена Юлианова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.