Загадка княгини Ольги

Опубликовано: 11 декабря 2007 г. в 16:58 664 0Нет комментариев0

«Неужели археологи действительно обнаружили в Киеве могилу первой русской христианки княгини Ольги?» Новость мгновенно облетела археологические Интернет-ресурсы, произведя эффект научной сенсации с привкусом легкого недоверия. Однако сообщения уверяют: да, вполне вероятно, что именно она, рожденная под Псковом, святая равноапостольная княгиня Ольга похоронена в Десятинной церкви в Киеве. К такому выводу пришли петербургские археологи по итогам археологического сезона 2007 года. Раскопки ведутся по договору между институтами археологии Украины и России, а автором обнадеживающей научной гипотезы стал заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннесян. Ученый сообщил на своем сайте, что в этом сезоне найдены роскошный перстень (сейчас отправленный на реставрацию), несколько колец с монетами и две плинфы (то есть два кирпича) времен строительства храма с запечатленными на них буквами «С» и «Н». Олег Иоаннисян напомнил, что еще в далеком 1939 году экспедиция ленинградских ученых обнаружила в Десятинной церкви тайники с останками людей в каменных гробах. Среди них был и женский скелет с дорогими золотыми украшениями. Тогда-то и было высказано предположение, что эти мощи принадлежат равноапостольной княгине Ольге, первой официальной христианке на Руси. - Сегодня мы близки к тому, чтобы подтвердить, что это действительно захоронение княгини Ольги, - констатировал петербургский археолог. Прокомментировать интригующую археологическую новость мы попросили директора «Псковского археологического Центра», члена центрального Совета Всероссийского охраны памятников истории и культуры Елену Яковлеву.- В этом году мы продолжали исследования древнерусского некрополя третьей четверти 10 века, то есть времени, совпадающим с периодом правления княгини Ольги. – Рассказала Ольга Яковлева. – Там похоронены люди, которые, возможно, лично знали и сына Ольги, князя Святослава, и ее внука князя Владимира, крестителя Руси, который, согласно одному из преданий, воспитывался здесь, у нас, на Псковской земле, а не в языческом Киеве той эпохи. У нас много мест, связанных с началом христианства. - Елена Александровна, напомните нашим читателям, какое открытие вы сделали четыре года назад. - Напомню, что в 2003-м году возле Старо-Вознесенского монастыря (рядом с планетарием) во время археологических работ была найдена первая могила богатой женщины конца 10 века, названной «варяжской гостьей». Сразу стало понятно, что захоронения такого уровня, такого качества и богатства не бывают в единственном числе. Они относятся к так называемым «камерным» погребениям, известным в Швеции, Дании, на Украине. На территории Восточной Европы такие погребения связаны с границами древнерусского государства. И в этих могилах обычно хоронили людей высокого социального статуса, занимавших привилегированное положение в административном мире, либо в сферах политики, войны или торговли. Так вот в те времена здесь преобладал скандинавский этнос. Хотя и славяне, и финно-угры, и балты принимали активное участие в строительстве древне русского государства, поскольку Русь – очень сложный в этническом отношении феномен. Однако «камерные» захоронения связаны со скандинавской культурной традицией. - «Камерный» от слова «камера»?- Да. Суть в том, что в большой по размеру глубокой яме устраивалось деревянное сооружение, которое, собственно, и называлось «погребальной камерой». Это был или деревянный сруб, или каркас. Он устраивался по образу и подобию дома, и вот в зависимости от состоятельности умершего, этот «дом» мог быть богаче или беднее. Из 4-х известных нам псковских «камер», три имели, условно говоря, «жилую» часть, где находились останки, и хозяйственный отсек, в котором помещалась утварь, инвентарь, такие предметы, как сундуки, тазы, и т. д. Третья «камера», обнаруженная нами в 2006-м году настолько хорошо сохранилась, что даже видно, что раньше это была постройка, служившая живым людям. То есть где-то была построечка из еловых бревен, ее разобрали, чтобы сделать «камеру». Останки внутри находятся в полусидящем положении, что связано, по-видимому, с пережитками язычества, поскольку в скандинавском эпосе есть упоминание о том, что когда человек умирает, он предстает перед богами, попадая фактически на их собрание. И если человек полусидит, он ровен богам. У тебя есть кресло, ты можешь сидеть. Вообще сама «камера» - своего рода ступень перехода от язычества к христианству. Как раз то, с чем и была связана княгиня Ольга. Страна была полуязыческой. - Скандинавы были тогда уже христианами?- Скандинавы вели торговлю с Византией, и христианство в ту пору было явлением статусным, имиджевым, свидетельствующим о высоком положении. Когда Ольга приехала в Византию, она представляла всего лишь несколько языческих племен, пусть и крупных, и опасных. Но когда, крестившись, она уезжала, то для византийцев она была уже «принцесса», княгиня, правительница. И только потому, что она приняла христианство. Так вот подтверждением тому, что у нас похоронены христиане, служат находки: серебряный крест, позолоченные монеты, на одной стороне которых, опять же, кресты, а на другой – легенда, кому принадлежит монета. А из хроник византийского двора мы знаем, что когда Ольга приезжала в Константинополь, император подарил ей эти монеты, не просто как деньги, а как знаки личного благочестия. И вот наша первая «варяжская гостья» точно связана с поездкой княгини в Византии, может быть, даже была там сама. Потому что монеты принадлежат как раз ко времени правления Константина VII. Это где-то начиная с 50-х по 70-е годы 10-го века. Хотя датировать памятник точно – само по себе большая научная проблема. В пользу этой периодизации свидетельствуют «дендроспилы», которые мы берем с сохранившихся деревянных деталей. Дерево, как и человек, каждый год прирастает. Есть специалисты, которые по годовым кольцам определяют, когда спилены деревья. Затем – сами монеты, или сам обряд, описанный в других местах. Но мы ушли от темы христианства. Третья «камера» дала нам набор восковых свечей 30 см. в длину, 5 см. в диаметре, фитиль с палец толщиной. А свеча – это непременный атрибут христианского культа. Возвращаясь к княгине Ольге, необходимо сказать, что мы вот уже 4 подряд года исследуем некрополь ее современников, по существу, первых русских христиан, получая ценнейшие материальные свидетельства. А поскольку социальный статус этих людей очень высок, есть предположение, что это непосредственное окружение правящей династии Рюриковичей. И мы, конечно, тянемся к Ольге, ведь это ее земли, потому что она отсюда. А, согласно научной гипотезе, в те времена христиане и язычники хоронили друг друга отдельно, в разных местах.- Выходит, что так называемая «норманнская теория», согласно данным археологии, абсолютно верна?- Я полагаю, что у нас в стране значение этой теории непомерно раздуто в 18 веке, когда ей нужно было придать определенные политические акценты. Были распахнуты «окна в Европу», и мы вдруг узнали, что оказывается Запад и Россия – разные миры. Европе мы казались отсталыми, а славянофилы и западники вступили в идейную борьбу. И никуда мы от этого не денемся, потому что просто находимся между Западом и Востоком, и в этом наша судьба. Но еще Василий Ключевский сказал, что истина находится посередине. Потому что практически вся Европа на определенном этапе познакомилась с норманнским вторжением. При этом, заметьте, что ни одна из стран эту теорию не обсуждает. Допустим, англичан не волнует тот факт, что в основе их правящей династии и государственности лежит норманнское нашествие. Они даже провели исследование хромосом ДНК у населения, в ходе которого выяснилось, что у каждого четвертого англичанина содержится скандинавский ген. То же самое можно сказать о французах. Только нас это почему-то сильно волнует. Ну и Бог, с ними, скандинавами! Да, сыграли скандинавы свою роль в нашей истории. Да, имелись и в составе древнерусской дружины, и в государственном управлении, и на это указывают имена древнерусских князей. Но мы-то сейчас говорим по-русски.- В таком случае насколько верно, что сама Ольга этнически была скандинавкой?- Настолько же, насколько обладаем информацией. Могила-то до сих пор указывалась только предположительно. Когда построили Десятинную церковь, то наиболее почитаемых ее потомков перенесли в храм из первоначальных могил. Поэтому мы не знаем, как изначально они были захоронены. - Однако останки «варяжской гостьи» в Пскове точно указывают на путешествие вместе с Ольгой в Византию?- Мы не можем сказать наверняка, но вполне возможно. Прежде всего, монеты указывают, что она могла быть в делегации Ольги при ее крещении. И тип креста, и украшения свидетельствуют, что «варяжская гостья» - христианка той самой «первой волны».Беседовал Александр Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.