Энергетика без РАО

Опубликовано: 27 декабря 2007 г. в 20:51 3 0Нет комментариев0

Заглянем в будущее: К чему приведет реформа электроэнергетики, и как это отразится на жителях Псковской области Эти вопросы сейчас как никогда актуальны. Наступает новый год – год, когда РАО «ЕЭС России» прекратит свою деятельность. Что будет дальше? А не останемся ли мы без электроэнергии? А не придется ли нам покупать ее втридорога за рубежом? Что будет с теми энергокомпаниями, которые поставляют нам электричество? Незнание или недостаток информации, как правило, порождает слухи. Выяснить, к чему на самом деле приведет реформа электроэнергетики, и как это отразится на жителях Псковской области, мы решили у «главного энергетика страны». Признаться, я был приятно удивлен, получив приглашение принять участие в конференции «РАО «ЕЭС России» - открытая компания». Ведь приглашение давало возможность задать вопросы наших читателей напрямую. Да и к тому же познакомиться с человеком, о котором так много говорят.Поскольку я раньше не бывал на ежегодных конференциях по энергетике, сравнивать мне было не с чем. А мой сосед по номеру в гостинице дал весьма интересную оценку. Во-первых, все участники были «глубоко в теме», что изначально настроило на деловой тон. Во-вторых, задать вопросы главному энергетику страны смог каждый, при этом ответы были достаточно конкретными и развернутыми, возможно, поэтому о регламенте все быстро забыли и активно включились в обсуждение – ответы на вопросы продолжались добрых три часа. Понимаю, что в рамках короткого репортажа охватить их все вряд ли возможно, остановлюсь лишь на основных. Наиболее интересных, как мне показалось.Не исчезнет ли российская энергетика без РАО? Вопрос, конечно, интересный. Особенно если подходить к реформированию отрасли с точки зрения перспектив преобразований. Ведь нередко проблемы возникают из-за того, что у нас просто нет четкого видения, к чему приведут наши действия не через год, а, скажем, лет эдак через тридцать. В этом отношении разработка стратегии развития электроэнергетики весьма удачное и мудрое решение.Реформа электроэнергетики задумывалась еще в конце девяностых, а ее финальным аккордом должно было стать 1 июля 2008 года – дата окончания реорганизации РАО «ЕЭС России» - полное разделение собственности. Но энергетика, как таковая, никуда не исчезает. Что же будет? Мы получаем двухсекторную энергосистему. Конкурентный сектор – генерация и сбыт, т.е. производство электроэнергии и ее продажа. Его регулирует рынок. Монопольный сектор – сети и диспетчера, в нем может быть государственная собственность и неизбежным будет государственное тарифообразование.«В конкурентном секторе будут работать 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК); гидрогенерирующая компания (одна из крупнейших в мире); 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и «Интер РАО ЕЭС». Монопольный сектор тоже ясен. Федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор – наша диспетчерская вертикаль, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), и «Энергетические системы Востока». Как вы знаете, на Дальнем Востоке мы пошли по другой логике: там нет рынка, нет конкуренции – просто потому, что нет достаточного количества конкурентных игроков», - пояснил Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.Уйдет ли государство из электроэнергетики?Весьма актуальный вопрос, особенно если учесть восприятие государства в недрах нашего общества. Мы склонны искать в нем защиты, не понимая, к примеру, что не только рынок, но и государство имеет свои «провалы», как говорят экономисты. Уйдет ли государство из электроэнергетики? Почему-то такая фраза встречалась мне чаще, чем, к примеру, а нужно ли государственное участие в электроэнергетике? Судя по всему, в конкурентном секторе его роль будет минимальной, а вот в монопольном оно сохранит за собой весьма значимые позиции. Если говорить конкретнее, то у государства будет 75% собственности Федеральной сетевой компании. В рамках ФСК в свою очередь будет консолидирована вся Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС). Проще говоря, в нее войдут линии свыше 110 киловатт, и фактически ФСК станет основной вертикалью энергетики России.Сто процентная государственная собственность будет у системного оператора. В соответствии с реформой электроэнергетики, из всех АО-энерго были выделены региональные диспетчерские управления. Они включены в структуру единой вертикали и по собственности, и по имуществу. В принципе, государственный контроль здесь вполне логичен и, полагаю, необходим.Что касается сетей, вероятность их приватизации в ближайшие 3-4 года, думаю, минимальная. И с точки зрения конкуренции (чтобы сохранить ее на региональном уровне), и с точки зрения их привлекательности для инвестора (ведь сети заметно изношены). Об этот также говорилось на конференции. Но вот если говорить о более далекой перспективе, думаю, возможны варианты.«Кто же будет командовать процессом в новой энергетике после реформы РАО?», - последовал вопрос участников конференции. «Мы считаем, что командовать им должны вместе государство и рынок. За государством, безусловно – перестройка государственной системы управления. Она уже начата. Расширяются функции федерального агентства Росэнерго. Его руководителем назначен Аханов Дмитрий Сергеевич – один из разработчиков основных реформ, человек, глубоко понимающий, зачем она делалась. Именно этот человек сейчас будет разрабатывать всю государственную систему управления энергетикой после реформы», - прокомментировал Анатолий Чубайс. Возможно, государство попытается повлиять и на развитие конкурентного рынка. Ведь конкуренция может стимулировать приток инвестиций и сделать этот сектор весьма привлекательным. А то, что выглядит привлекательным для бизнеса, может показаться «лакомым кусочком» и для сторонников национализации. История знает примеры, когда государство впускало на рынок частных инвесторов, а затем пыталось национализировать результаты их деятельности. Защита от того, чтобы повернуть реформу вспять, имеется, и защита интересов инвесторов юридически продумана, заверило участников конференции руководство РАО.Как будут формироваться тарифы для населения? Да этот вопрос, пожалуй, самый животрепещущий. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. «Надо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации. Ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. Жить им осталось два года и полмесяца», - сказал на конференции главный энергетик страны. Думаю, вы уже в курсе, что с 1 января 2011 года в России закон запретил государственное тарифообразование на генерацию. Впрочем, процесс функционирования свободного рынка электроэнергии уже запущен и постепенно набирает обороты. Сейчас рынок либерализован всего лишь на 19%. Что, впрочем, не мешает анализировать его колебания. Самое высокое энергопотребление и соответственно цены характерны в часы утреннего и вечернего максимума, на неделе наибольшее потребление наблюдается в рабочие дни, а если смотреть годовой график, то зимой (если, конечно, есть зима). Если говорить о населении, то ни в 2011, ни в 2012 свободное ценообразование на электроэнергию ему не грозит. Несмотря на 100% либерализацию рынка. Тарифы для него до 2014 года будет устанавливать государство. А вот дальше, думаю, будет очень даже интересно.Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время потребность населения в электроэнергии рассчитывают энергосбытовые компании. Причем, судя по всему, делают это весьма профессионально. И мы не задумываемся ни о рынке мощности, ни о рыночных ценах. А тарифы утверждаются государством. С одной стороны – жить проще. Но с другой – нет стимула рационально использовать электроэнергию. Впрочем, при десяти процентной доли населения в структуре энергопотребления России (в Псковской области, она, кстати, существенно выше), возможно, это не так значимо для развития отрасли в целом. Хотя если говорить о более далекой перспективе, т.е. с 2014 года, хотелось бы, чтобы тарифная политика была гибкой и предполагала множественность тарифных планов, как, к примеру, на рынке сотовой связи.Зачем нужна реформа?Вы когда-нибудь встречались с обывательским суждением, мол, преобразования нужны просто для того, чтобы повысить цены на рынке? Или более распространенным в экономической среде мнении о реформировании с целью роста капитализации отрасли? Зачем было делить единые энергетические системы? Не станет ли от этого хуже?«Энергетика – это вам не изготовление пива», - прокомментировал Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России». «Здесь счет идет на триллионы. Ясно было: если мы всю структуру преобразуем так, что она будет готова притягивать эти триллионы, тогда энергетика спасена. Нет – значит, нет. Именно поэтому и структурные преобразования были обязательными условиями для привлечения инвестиций. Ради их привлечения вся реформа и делалась». Соответственно по логике реформаторов разделение прежней системы и создание конкурентных рынков должно было привести к притоку масштабных инвестиций. А денег нужно ни много ни мало, а 3,38 триллиона рублей. Средства сопоставимые с размером небезызвестного и постоянно обсуждаемого в прессе Стабфонда.Рост спроса на электроэнергию очевиден. Особенно если мы стремимся к экономическому росту. Мощности ограничены, что также вполне естественно. А инвестиции - это ресурсы для строительства новых мощностей, позволяющих защитить Россию от дефицита мощностей. Кстати, если в 2006 году было введено около 1200 МВт, а уже в 2010-м предстоит ввести 15900 МВт. Рост весьма существенный – более чем в 10 раз.В итогеПо большому счету реорганизация РАО «ЕЭС России» - это переходный этап реформирования. Который призван сделать функционирование отрасли более эффективным. Плюс стимулировать приток в нее масштабных частных инвестиций и «стратегов» - крупнейших мировых компаний, как российских, так и зарубежных.Тарифы для населения до 2014 года будут под контролем государства. Сама стратегия развития электроэнергетики России разработана аж до 2030 года. Вероятно, чтобы защитить отрасль и инвесторов от каких-либо потрясений. Внутри этого отрезка – Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перечнем территорий, где нужно строить новые мощности. Этот документ реализуется через 5-летние инвестпрограммы. Разработка правил работы рынка и лицензирование – компетенция государства. Надзор за соответствием требований экологической и технической безопасности – у Ростехнадзора. А ФАС будет следить за слияниями и поглощениями, а также осуществлять контроль за исполнением требований недискриминационного доступа к отраслевой инфраструктуре. Роль саморегулятора должно взять на себя Некоммерческое Партнерство «Совет рынка».Очень интересной показалась мне система рынков в отрасли. Особенно если говорить о рынке мощности. Который, в том числе, позволит нивелировать особенности производства электроэнергии в тепловой и гидроэнергетике. Впрочем, это отдельная тема для разговора. К рынку мощности, думаю, мы еще вернемся. Другая тема – мобильная энергетика. Здесь добрым словом Анатолий Чубайс вспомнил руководителя МРСК СЗ Вениамина Пинхасика.В целом, впечатление от конференции весьма благоприятное. Я получил ответы на вопросы, интересующие читателей ЦДИ и еще раз убедился в том, что не все так уж и страшно в этой жизни: ликвидация РАО не означает конца света, как для потребителей Псковской области, так и для наших энергетических предприятий. А эстафета реформы 1 июля будущего года будет передана новым энергокомпаниям. Если же говорить об энергетике Псковской области, и в частности о хорошо известном нам «Псковэнерго», то оно становится филиалом МРСК Северо-Запада (подробнее о том, что даст смена статуса компании, читайте здесь).Максим Голиков

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.