Пскову не хватает АЗС, считают в антимонопольной службе

Опубликовано: 11 апреля 2008 г. в 9:23 7 0Нет комментариев0

В Пскове имеется дефицит АЗС. Об этом сообщается в анализе оптового и розничного рынка нефтепродуктов Псковской области, размещённого на официальном сайте управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (УФАС). При автопарке в 74 тысячи автомобилей в областном центре насчитывается 18 заправок, в Великих Луках – такое же количество на 34 тысячи автотранспортных средств. Автозаправочные станции на территории региона расположены крайне неравномерно. Например, в тех районах, где проходят автотрассы федерального значения Санкт-Петербург – Киев и Москва – Рига, имеется по 5 – 10 заправочных станций. При этом самая большая концентрация АЗС приходится на приграничные с Эстонией и Латвией участки этих дорог. Только в районе российско-эстонского пограничного перехода возле населённого пункта Шумилкино имеется 4 АЗС, причём по объёму продаж они значительно превосходят заправки, расположенные дальше от границы. Цена бензина в России ниже, чем в соседних государствах Евросоюза, поэтому все идущие через границу большегрузные транзитные автомобили заправляются на этих АЗС "под завязку". В районах области, "обделённых" федеральными трассами, таких как Палкинский и Красногородский, имеется всего по одной АЗС. Там розничный рынок бензина монополизирован. Крупнейший оператор розничного рынка в области - ООО "Псковнефтепродукт" (73 АЗС). Оно занимает доминирующее положение (доля реализации в последнее время колеблется в пределах 76-80%). У ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" - 9 автозаправочных станций, ООО "Трейдер" - 7 АЗС. "Тем не менее, розничный рынок нефтепродуктов по своей экономической природе следует признать конкурентным", - отмечается на сайте Псковского УФАС. Конкурентные локальные рынки сложились в очень немногих местах на территории области, где на небольшом участке располагается значительное количество АЗС, принадлежащих разным операторам. Из-за этого они вынуждены по-настоящему конкурировать между собой по цене и неценовым факторам (ассортимент бензинов и масел, наличие кафе, магазина сопутствующих товаров и туалета, культура и быстрота обслуживания). Подобная ситуация сложилась в районе пограничного перехода Шумилкино, в Печорах, в районе пересечения Гдовского и Ваулиногорского шоссе в Пскове, возле виадука на Ленинградском шоссе в Пскове, на выезде из Великих Лук на трассу Москва – Рига. По мнению экспертов псковского УФАС, розничный рынок нефтепродуктов Псковской области можно охарактеризовать как преимущественно олигополистический, на котором намечается тенденция перехода к конкуренции. Отличительная особенность олигополии - постоянная "игра" участников рынка друг с другом. Все игроки на топливном рынке полностью взаимозависимы и зорко следят друг за другом. Олигополистам легче между собой сговориться, чем конкурировать, однако на практике доказать сговор практически невозможно. Бензин и дизельное топливо – это специфические продукты, не имеющие заменителей. Поэтому при росте цены, объём спроса у отдельного потребителя сокращается намного меньше, а у многих потребителей даже растёт. Крупные грузовые и пассажирские автотранспортные предприятия, постоянно наращивают парк принадлежащих им транспортных средств и увеличивают объём пассажирских и грузовых перевозок. Например, автобусный парк города Пскова (ГППО "Псковпассажиравтотранс"), имеющий около 150 автобусов и постоянно покупающий новые машины, каждый день, независимо от роста цен, должен выпускать на маршруты все исправные автобусы, заправленные "под завязку". Другие автотранспортные предприятия тоже из года в год увеличивают объём перевозок. Только за 2007 год объём грузовых перевозок автопредприятий Псковской области вырос на 13,9%. Автомобильный рынок растёт, и этим и пользуются нефтяные компании, поднимая цены. Общая тенденция повышения цен определяется в первую очередь динамикой мировых цен на нефть, а также ценовой политикой крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний. Другие причины подорожания нефтепродуктов - сезонность, ремонты и реконструкция нефтеперегонных заводов, негибкая налоговая и таможенная политика, регионализация производства. Добыча и переработка нефти ведутся в основном в Сибири, на Дальнем Востоке, а в Северо-Западном федеральном округе имеется всего два нефтеперерабатывающих завода – в Киришах и Ухте. При этом ОАО "Ухтанефтепереработка" в 2007 году работал фактически только в сентябре-декабре). В Псковском УФАС считают, что средние розничные цены на бензин в Псковской области остаются одними из самых низких по сравнению с ценами Северо-Западного и Центрального регионов, даже после существенного скачка цен в октябре-ноябре 2007 года. В декабре 2007 года средняя цена на бензин марки А-95 в Псковской области была ниже цены Калининградской области на 7,7%, Тверской области - на 2,4%, Санкт-Петербурга - на 3,1%. Средние цены на бензин АИ-92 в Новгородской и Псковской области были примерно одинаковыми. "Несмотря на существенную зависимость регионального рынка нефтепродуктов от проходящей по территории области границы с тремя государствами, а также от основных поставщиков, находящихся за пределами Псковской области, цены на бензин и дизельное топливо у нас остаются ниже, чем у российских соседей, и тем более – чем у иностранных. Ликвидировать свою зависимость от приграничного положения Псковская область вряд ли когда-нибудь сумеет. Кажущийся недостаток рынка со временем можно превратить в преимущество. Лучшим вариантом для Псковской области стало бы планирующееся строительство собственного нефтеперерабатывающего завода под Великими Луками", - полагают в псковском УФАС.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.