«P.ART»: Искусство как ФУСК

Опубликовано: 16 апреля 2008 г. в 12:27 30 0Нет комментариев0

Само собой, без пениса обойтись было нельзя. Куда ж без него, родимого? Надо же показать фак! Вот только кому да как?.. Так вот, признанный ценитель генитальных изображений, один из участников движения «Псковарт», Анатолий Жбанов приклеил членский билет Союза художников к холсту. Внутри книжечки всё чин чином: то есть Ф. И. О. художника, фото, а далее этот самый член, недвусмысленный мужской детородный орган. Тут не до смехуёчков. Получи Псковское отделение Союза послание, выражаясь современным языком, мэссидж! И надо отметить, что этих самых «мэссиджев» на выставке «P.ART», посвященной трехлетию движения «Псковарт», более чем в избытке. Потому как художники эти близки идейно и по методу к такому явлению в русском искусстве 20-го века, которое вошло в анналы под названием нонконформизм. Немного отвлечемся от выставки. Живет в Пскове один неведомый чувак, который регулярно марает фасады домов (лучше, если это какой-нибудь магазин модной и дорогой одежды) странным граффити: «ФУСК». Я долго не мог понять, что бы это значило? Но граффити ФУСК встречал, где ни попадя. Можно сказать, что этот самый ФУСК внедрился в мое подсознание. Ну, ФУСК и ФУСК, х…й с ним, пока меня как-то не осенило, а ведь действительно, блин, самый настоящий х…й! Ибо ФУСК – это не что иное как искаженный русской орфографией английский FUCK. Такие вот, чуваки, лингвистические игры! Наш чудак, запачкавший своими надписями полгорода, на самом деле всех посылает. Мэссидж на зданиях прост: «Мудаки вы все!». Выражает, то бишь, четкую позицию глубокого несогласия с псковским мирозданием в целом. Классический случай нонконформизма, доведенного, правда, почти до психиатрии.У художников движения «Псковарт», понятно, все гораздо сложнее. Они посылают не вообще всех на свете, а кого-то или что-то в частности и по конкретному поводу. К примеру, конформизм в искусстве. Что такое конформизм? Это когда удобнее согласиться с большинством, чем иметь свое, отличное от остальных, мнение, свой оригинальный взгляд на вещи. Известно, что только 10% людей способны к самобытному мышлению. 90% населения тупо повторяет банальности. Поэтому для этих самых 90% искусство, это когда красиво. Или: дорого, вкусно, блестит. Они понимают, то есть принимают только понятное: портрет, натюрморт и пейзаж, причем в «академическом» исполнении. Какие-то отклонения от схемы подобного восприятия, его искажения, трансформации напрягают, а уж нелепые и вздорные «квадраты» Малевича вызывают просто гнев. И приговор: «Это – не искусство!». Тогда как для 10% думающего меньшинства как раз пустое копирование реальности не есть нечто ценное. Ибо для них важна МЫСЛЬ, которая выражена на полотне или другом способе репрезентации творческого сознания. Ясно, как пень, что для того, чтобы процветать, художнику надо малевать, ориентируясь на глянцевые видовые открытки. Иначе говоря, когда обыватель приходит в «худ.салон», он ищет подобную открытку, только размером метр на полтора, и написанную маслом на холсте. Хорошо, если мазок близок к манере Шишкина. Обыватель получает сразу все: и красиво, и богато, и блестит (если масло покрыто лаком). И даже вкусно (если это натюрморт). Вот что такое конформизм. Мысль стремится к нулю, главное качество изображения.Я, конечно, несколько утрирую. В реальной практике все гораздо затейливей, противоречивей, много разных переходов, нюансов (тень на плетень), но принцип, все же, таков, что художник-конформист всегда стремиться угодить вкусу обывателя. Если не академия, так матрешка или лубок. Нонконформист, понятно, всю эту эстетическую лабуду начисто отрицает. Потому что он умеет думать, и понимает, что все это туфта. Он бы и хотел денег заработать, да не получается. То есть, если захочет, то сможет. Может даже лучше этих блядских конформистов (согласно поговорке, если умный задумает сделать глупость, то такую придумает, о которой ни один дурак не догадается). Но тогда он впадет в депрессию от отвращения к самому себе, запьет по-черному и погибнет в результате несчастного случая. Поэтому, дабы не сгинуть раньше времени, нонконформисты продолжают (вопреки здравому смыслу) мыслить по-своему. То есть, опять же, посылать весь здравый смысл (а это смысл большинства) по известному адресу. Отчего все без исключения нонконформисты и выглядят слегка сумасшедшими. Рассмотрим на примерах одного из участников вернисажа. Что сделал Анатолий Жбанов с этим своим членством? Вроде бы совершил эстетический жест. Однако не совсем эстетический. В искусстве существует еще мощная прагматическая развертка. Жбанов продемонстрировал фаллический знак прежде всего его нынешнему председателю дяде Вите Лысюку, как всем у нас ведомоо, автору огромной глянцевой, - пусть и писаной маслом, - открытки (нет, открытищи!) Псковского Кремля, за которую недавно и получил Нобелевскую премию.Во как! Другой шедевр Жбанова – «Золотая набережная» - как плоско публицистичен, так и глубоко символичен. История известная: один местный олигарх, дабы еще больше обогатиться, возводит рядом с Псковским Кремлем, элитный квартал для богатеев под названием «Золотая набережная». Ну, строит и строит. Никто ж не запрещает? Хотя дебатов и скандалов по поводу строительства в городе случилось за последние годы множество. Стройка близка к завершению, и художник решил вынести всему этому делу свой художнический вердикт. Жбанов, как истый нонконформист, против. Что и выражает на своем полотне ярко и экспрессивно. За фасадами элитного квартала вырастает темная сила в образе какого-то чудовищного дракона с украшениями из монет, гнилым полчищем не то чиновников, не то неких даймонов, а венчает всю эту сатанинскую орду семиконечная звезда с черепом и костями внутри. Противостоит же всей этой нечисти всего лишь князь Довмонт с ангелом. Во наворотил!Начинаем интерпретировать. Череп – это, понятно, пираты, захватчики. Дракон с дайманами – из Преисподней. А вот со звездой могут разобраться исключительно те, кто интересуется мистикой. Однако ж, заглянув в интернет, и профан узнает, что это, оказывается, главный символ Древнего Вавилона, так называемая Халдейская септаграмма. «Аа… - только и остается выдохнуть, - Вот оно, значит, как!». На переднем же плане «Золотой набережной» маячит пьяный работяга, так сказать, среднестатистический пскович, которому на этой «Золотой набережной» никогда не жить.К третьему полотну художник прицепил, простите, клизму. То ли собирается напитаться энергиями, то ли очиститься.- Это выставка свободного искусства, и концепции как таковой здесь нет. – Пояснил мне Анатолий. – Есть концепция каждого художника, но отнюдь не реалистическая. Вот. В искусстве художник получает клизму довольно часто. Но что хотелось бы специально заметить, что без философии никакое искусство существовать не может. Я, прежде всего, начинаю думать. Если есть потенция мысли, то тогда можно работать: абстрагировать, либо делать реально, - это уж дело мое. Ибо, по сути, главное в голове – мозг. А без мозга и голова не нужна. Она бесполезна. Другой участник «Псковарта» Илья Семин был не менее категоричным:- Так как проект этот имеет дерзость называться концептуальным, то необходимо расшифровать, произнести, где же во всем этом ведущая мысль, определяющий замысел. Все просто. Есть группа художников, движения «Псковарт», пожелавшая создать первую в своем роде выставку, ограничивая себя рамками беспредметного, абсурдного, поп-арта, абстрактного и так далее, создать прецедент возможного. Я рад, что участвую в выставке, художники которой никак не относятся ни к сентиментальному реализму, ни к провинциальному сентиментализму.После подобных выводов остается только зажечь в сознании граффити ФУСК.Выставка «P.ART» движения «Псковарт» (Владимир Бердышев, Ирина Гладун, Анатолий Жбанов, Илья Семин, Виктор Тимофеев, Эдуард Шарипов, Дмитрий Яблочкин) работает в галерее Приказные Палаты Псковского Кремля Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.