Лев Ефимов: Фотошоп - наше все!

Опубликовано: 28 мая 2008 г. в 11:57 81 0Нет комментариев0

- Начнем, как водится, с самого начала, с истоков. Ты же не получал профессионального образования как фотограф да и вообще как художник. С чего же начался фотограф Лев Ефимов? В детстве папа подарил фотоаппарат «Зенит»?- Нет, все проще. Как-то мне очень дешево досталась маленькая компактная камера, которую я постоянно носил с собой вместе с мобильником, целый год снимал все подряд. Потом, еще через год где-то, мне опять же предложили «бэу» фотоаппарат, который был уже полупрофессиональным. Ну, скажем, просто очень хорошего любительского уровня. Купив его, я стал стараться снимать уже какие-то более художественные вещи. Это мне дало очень важное понимание – снимает не фотоаппарат, снимает человек.- Это же не так давно все случилось?- Фотоаппарат, который можно назвать профессиональным, я купил полтора года назад.- И им ты стал снимать уже избирательно? В отличие от первого, любительского периода «все подряд», что ты выбираешь сейчас?Ну, не совсем все подряд. И тогда, и сейчас я снимаю только людей. - Да, многие обращают внимание на то, что у тебя в кадре всегда человек. Это принципиальная позиция?- Нет, мне просто неинтересны пейзажи, неинтересны собаки, неинтересна, скажем, архитектура.- Скажи, а ты считаешь себя фотографом или фотохудожником? Существует же такая позиция: фотограф это тот, кто снимает то, что есть, а художник уже создает картинку сам. Ты же не делаешь документальное фото, а создаешь какие-то образы.- Фотограф, фотохудожник – такого разделения для меня нет. Фотограф, который снимает в школе детей, он же всех сажает, создает композицию. Он, следуя этой логике, тоже фотохудожник? Фотография – это вид искусства. Кто-то им владеет им в совершенстве, кто-то остается на минимальном уровне, в любом случае, даже для самой простой фотографии нужно искусство, чтобы человек получился красиво. То есть тоже элемент художественности присутствует… нет, я не готов так классифицировать. Да, в России есть Союз фотохудожников, но мне кажется, что это все напыщенно, надуманно. У нас в стране нет такой глубокой истории фоторемесла как, скажем, в Англии, где ежегодно из учебных заведений выпускаются тысячи человек, в дипломах у которых стоит слово «фотография». Это уже серьезное изучение собственных традиций, признак своей школы. А у нас нигде даже не учат этому. Выпускают художников, да, а фотографы исключительно самородки и самоучки.- Вопрос вдогонку – к фотошопу ты как относишься?- Очень хорошо. Фотошоп это наше все. Почему я, например, снимаю цифровым аппаратом? Некоторые коллеги, знакомые в Москве снимают на пленку, один даже на слайды широкоформатные – это один из самых древних способов, но самый качественный. Так же как аналоговый звук на виниловой пластинке считается самым лучшим, так и аналоговые изображения. Просто впоследствии эти слайды все равно сканируются, проходят через фотошоп, и только после этого, отредактированные в максимально возможном качестве, они попадают в какие-то журналы глянцевые. Раньше фотографы использовали кучу грима, эффектов световых, для того чтобы скрыть какие-то недостатки, а сейчас это делается уже в постобработке. И кто бы что ни говорил, что надо снимать только так или иначе, мы шагаем вперед. Никто же не смотрит черно-белые телевизоры только потому, что «это классика, это настоящее, а все ваше плазменное телевидение это все ерунда». Я не люблю таких рассуждений, «Лексусы» всегда будут предпочтительнее «Запорожцев».- Я правильно понимаю, что фотошоп еще и удешевляет саму съемку, заменяя собой свет, мейк ап?- Хорошая ретушь в фотошопе, я думаю, даже дороже, чем подготовка к съемке. Если, конечно, говорить о профессиональном редактировании. Я активно изучаю, что делается в мире фото, и фотошопом не гнушаются лучшие, признанные на данный момент мастера, не видя в этом никаких проблем. Это явно о чем-то говорит. - Ты не только практик, но и теоретик – что-то изучаешь, ищешь информацию, ориентируешься в истории. Когда ты понял, что просто жать на кнопку недостаточно? - Я не читаю никакой технической информации. Я изучаю опыт великих мастеров, их стиль работы. У меня нет возможности где-то учиться, как я уже говорил, у нас нет школ. В Пскове тем более нет ни одного человека, который мне может дать что-то. Поэтому я делаю так, как десятки лет делают дети в художественных школах: они рисуют натюрморты. Но только у одного из десяти это натюрморт выходит как конфетка, штришок к штришку, а у другого на картине с трудом отличишь виноград от яблока. То же самое и я – пытаюсь сделать копию действительно выдающихся произведений. Сам понимаешь, если художник сможет сделать точную копию, скажем, Моны Лизы, то и твой портрет в этом стиле ему дастся уже легко. Поэтому я изучаю технику, пытаюсь понять, повторить, а уже попутно знакомлюсь с биографией фотографов. Все это на английском, в России буквально два-три фотографа, которых я считаю действительно мощными мастерами мирового уровня.- Ты сказал, что в Пскове тебе не у кого учиться. Может, немного провокационно, но значит ли это, что ты считаешь себя лучшим фотографом в нашем городе?- Надо сначала определить, по каким параметрам сравнивать. Искусство – не тот случай, когда все однозначно, как в теореме. От чего отталкиваться? От мнения избранных мастеров, которые скажут «Да, это круто, это профи», или от мнения сотни человек, один из которых работает на заводе, другая продает овощи в ларьке и так далее, и вот эта самая сотня заявит «Ерунда это все, тут надо поярче, а здесь вот розовый бантик надо». Как оценивать, по количеству или качеству? Могу сказать однозначно одно: все, что делает любой из фотографов Пскова, я смогу сделать вполглаза. Но вряд ли кто-то из местных повторит то, что делаю я. - А твои работы видели люди, которых ты считаешь авторитетами?- Когда я вышел со своими работами в Интернет, я начал искать единомышленников или как минимум тех людей, которые могли бы мне что-то новое дать, хотя таких найти очень сложно. Тем не менее, есть несколько человек, чьими работами я восхищаюсь, и уже в начале своих опытов в фотографии я общался с ними, спрашивал что-то. А недавно из них сказал, что уже ему пора бы у меня поучиться. - И ты бегал по комнате, гордо выпятив грудь?- (усмехается) Да нет. Но это действительно показатель – сначала я раскрыв рот смотрел на его работы, не понимая, как это делается, а сейчас, спустя год, уже он меня спрашивает о том же самом.- Ты собираешься выходить на более высокий уровень, уехать из Пскова, добиваться чего-то «там»?- Я общаюсь с московскими коллегами, которые периодически предлагают мне работать в столице. Впрочем, даже сейчас, в Пскове, я снимаю для Петербурга для рекламы, просто здесь я делаю не хуже качеством, но в три раза дешевле, чем в Питере. Но пока я буду жить и работать здесь, совершенствоваться, учиться и для этого мне не нужно куда-то ехать. И потом, я не собираюсь приезжать и кому-то что-то пытаться доказывать. Надо ехать тогда, когда тебя там уже хотят, уже ждут. - Судя по всему, этот день уже недалек…- Да, наверное. Меня уже сейчас приглашают давать в Питере мастер-класс, недавно вице-мисс России написала, что она хотела бы у меня посниматься. Пока я езжу туда на работу, там совершенно другой уровень по деньгам, но и по требованиям тоже.- У тебя есть фотокамера в телефоне?- Есть- Пользуешься ею?- Ну, если вижу курьез какой-нибудь, случай забавный, таблички какие-нибудь дурацкие. Достал телефон, щелк-щелк. - Профессионально, наверное, подходишь к настройкам камеры в телефоне?- (смеётся) Нет, конечно. Я, если честно, даже не знаю, есть ли там какие-то настройки. У меня даже обычной мыльницы дома нет, только две одинаковые профессиональные камеры.- Бережешь их, холишь и лелеешь?- Абсолютно нет. Бережно отношусь к объективам, потому что они действительно важны, они наше все. А камеры, они меняются. То есть отдать кому-то из близких поснимать моим фотоаппаратом – без проблем. Сегодня вот жена ходила с одной из камер, снимала ребенка.- У тебя, наверное, твое чадо снято во всех возможных ракурсах.- Да, таких много. Даже в студии снимаю иногда. Ну и нестудийных, конечно же, масса.- Как ты относишься к плагиатам? Сталкивался вообще с этим? - Да бывало. Но я не волнуюсь особо по этому поводу, потому что в основном это Интернет, в печатном виде не сталкивался. Взять мои фото без моего ведома можно только в там же, в Интернете, а я их выкладываю в небольшом разрешении, так что печать в хорошем качестве невозможна, максимум, что можно выжать – малюсенькую картинку в сканворд в дешевой газете. Может, где-то и было (пожимает плечами)… Бывает, друзья кидают ссылки: «Вот, смотри, какая-то статья и к ней иллюстрацией твое фото». Фотографии берутся с открытых сайтов общероссийских, где я выкладываюсь, и когда берут фото оттуда, источник обычно указывают, так что тоже ничего такого особенного…- Сейчас вот у тебя камеры с собой нет. Когда к тебе пришло понимание, что она постоянно тебе не нужна?- Раньше, когда я начинал только учиться, долго снимал всех подряд, бесплатно. Потом пришел в модельное агентство псковское, сказал, что я учусь и мне нужны модели. Ольга Борисовна Василькова, директор агентства, посмотрела на меня так, и говорит, что с нами, мол, пытались работать те и те фотографы какие-то известные в городе, и нам вряд ли будет интересно. Я показал ей свои работы, она удивилась, спросила, откуда я вообще такой взялся, где был раньше. Я сказал, что вот только толковую камеру купил и мне надо учиться дальше. Она сказала, что без проблем, что есть молодые модели, которые только рады будут попозировать. Вот я где-то год так снимал. Потом уже она мне и сказала, что хватит уже бесплатно снимать, к тебе уже такая очередь. Раньше, мол, мы снимали гораздо проще и за деньги, а сейчас такой уровень – и за так. Я начал потихоньку назначать цены, брать деньги и понял, что люди как обращались, так и обращаются, и меньше желающих не стало. Тогда-то и пришла мысль сделать свою даже не студию, а съёмочный павильон профессиональный. То есть нельзя ко мне просто прийти «пофоткаться», я продумываю съёмку досконально, стиль и прочее, договариваюсь с человеком об одежде и других моментах и только тогда уже делаем сессию, я редактирую фотографии и отдаю. В основном я сейчас снимаю даже не моделей, а делаю частные портфолио людей, которые хотят иметь несколько красивых высокого уровня фотографий для себя, для детей. Сейчас вот я просматриваю иногда фотоальбом мамы, старые такие съемки в советских ателье. Абсолютно простые фотографии, но все так красиво. Смотришь на родителей молодых, сзади висит обычная портьера, ничего такого особенного. В принципе, то же самое делаю и я, да, это более новое, более профессиональное, но, прежде всего, это та же память на века, а не какие-то очередные туфли или кофты.- Как фотограф, скажи, бывают некрасивые люди? Или все зависит от ракурса, от света и так далее?- Конечно, бывают, что тут лукавить. Да, любого человека на фотографии можно сделать лучше, чем он в жизни, но это абсолютно не значит, что он будет сразу красавец, если этого не дано от природы. Но намного привлекательнее сделать человека, конечно, можно. - Для тебя принципиальна обработка фотографий? - Да. Безоговорочно да. В портфолио входят пять фотографий, я сам отбираю то, что нравится мне, из всего отснятого материала, а это обычно более двух сотен, обрабатываю и отдаю лишь эти фотографии. Чернового материала заказчик не видит. Это принцип, это политика.- А есть работы, которые ты вот сейчас, набрав опыта, хотел бы поменять?- Менять нет, но некоторые работы, конечно, вызывают улыбку. Раньше безумно нравились, а теперь я понимаю, какой это детский лепет. Полагаю, что через пару лет буду и к нынешним фото так же относиться. Я сейчас очень критично отношусь к себе, мне редко что нравится самому.- Модели, которых ты снимаешь, не всегда на фотографиях похожи на себя, по твоим работам их нельзя, скажем, узнать на улице. - Актер, снимающийся в кино, везде играет разные образы: где-то с усами, где-то рыжий; там бандит, а здесь деревенский парень. Точно так же и я, занимаясь художественной фотографией, создаю человеку образ. Таким, как всегда, его можно и на лавочке на улице снять – вот он сидит, пьет пиво, сам на себя похож. Пусть этим корреспонденты занимаются. А от меня он выходит героем какого-то действа, с ним связана какая-то история. И образы эти рождаются по-разному, зависит от настроения моего, от человека. Иногда сидишь, кропотливо надумываешь, иногда экспромт. Обычный вопрос рождения идеи.- Есть известная персона, с которой ты хотел бы поработать?- (думает несколько секунд) Александра Пивоварова.- Вот ты говоришь, что у нас не учат «на фотографа». А ты сам хотел бы взяться за это?- Одно дело уметь снимать, другое – уметь учить. Я ещё не готов. Я думаю, что не умею учить. Хотя вот у меня Юля Панова снимает, второй фотограф моей студии, она тоже открыла в себе талант в съёмке. У неё другое совсем видение – фотографии более яркие, насыщенные. Её я стараюсь учить, чего сам достигаю – показываю ей. Но она не ученица, она коллега, партнёр, так что я скорее просто делюсь новыми результатами, впечатлениями от какой-то интересной вещи, постановке, скажем, света в студии. Иногда она применяет это в своих съёмках.- И всё-таки если поступит предложение, согласишься передавать опыт подрастающему поколению? Создать свою школу? - Учить просто настраивать камеру, ставить свет?... Нет. Я уже говорил, что снимает не фотоаппарат, снимает человек. Научить таланту нельзя. Это либо дано, либо нет.- А ты сможешь жёстко сказать человеку, что у него нет способностей?- Никогда. Потому что мне так постоянно говорили местные «мастера» наши великие. И до сих пор говорят, что я ничего не стою…- А какие отношения вообще с местными коллегами по цеху?- Меня терпеть не могут. Это такое свойство человека, всё непонятное отторгать. Начинается спор – «да что это такое, да как это так, да зачем это нужно вообще». Люди делятся на две категории – те, кто правилам следует и те, кто их создаёт. Так везде: в политике, армии, искусстве. И для того, чтобы не следовать правилам, надо очень хорошо их знать, иначе создаёшь хаос. Сейчас я следую правилам, изучаю их. Надеюсь, что когда-то буду их создавать. Такие вот творческие планы на ближайшие сорок лет.- Останавливаться не собираешься? Только шагать, только вперёд?- На месте стоять невозможно. Есть либо прогресс, либо регресс. Не важно, большими шагами, маленькими, но ты всегда куда-то двигаешься, вперёд или назад. Движение не замирает. Это закон мироздания.Что нужно сделать человеку, который хочет сняться у Льва Ефимова?Написать мне, позвонить, в общем, связаться как-то, согласиться с расценками – и вперед.Беседовал Сергей Карпов

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.