Дорогой ты мой Электроник! Рынок продаж бытовой техники и электроники в условиях финансового кризиса

Опубликовано: 27 октября 2008 г. в 16:12 11 0Нет комментариев0

Помню, как во время дефолта в 1998 году магазины бытовой техники и электроники Пскова буквально испытали набег посетителей, стремившихся скупить все, что только возможно. Стремительно дорожавший доллар и обеспокоенность судьбой так кропотливо скопленных сбережений сделали свое дело. Полки магазинов опустели, а сами магазины временно закрылись на переучет. Вероятно, их владельцы решали, что же делать дальше: распродать имеющиеся запасы по текущим ценам или поставить новые, более высокие? Последний вариант решения, думаю, был более предпочтителен. И дело здесь не столько в желании использовать ситуацию, сколько в обеспокоенности, а хватит ли оборотных средств на новые закупки. Не секрет, многие бренды не производились в нашей стране, соответственно подорожание доллара означало существенный рост закупочных цен…. Интересно, а как повлияет современный мировой кризис на продажи бытовой техники в нашей области? Стоит ли бежать в ближайший гипермаркет или отдел электроники, пока техника не подорожала? Или лучше немного подождать, а вдруг она подешевеет? Эти вопросы, как выяснилось, волнуют сейчас псковичей. Попытаемся разобраться в ситуации и сделать свои выводы. Мы благодарим наших экспертов (топ-менеджеров сферы продаж Пскова) за помощь в подготовке материала.1998 и 2008: тенденции рынка бытовой техникиЗа десять лет многое изменилось на общероссийском и региональном рынке бытовой техники. Можно сказать, что изменился сам рынок. Немало производителей перенесли свои производства в постсоветское пространство и в том числе на территорию России (по разным оценкам доля импортируемой техники составляет от 42 до 63% российского рынка продаж бытовой техники), что сократило зависимость цен на российском рынке от курса американской и европейской валюты. На рынок вошли крупные сети (причем речь идет не только об европейских сетях, но и о российских, в том числе «раскрутившихся с нуля»). А современный гипермаркет бытовой техники и электроники в том же Пскове ничем не отличается от европейского (хотите, проверьте). В целом российский рынок, и естественно, псковский как его составная часть, до начала кризиса оценивался как растущий. По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group (компания произвела исследование рынка бытовой техники в России), объем российского рынка бытовой техники в 2006 году составлял $8,5 млрд., в 2007 году он достиг $9,8 млрд, а в 2008 году должен был вырасти до $11,1 млрд. По темпам роста рынок бытовой техники занимает первое место на рынке товаров народного потребления, а по объемам продаж – второе, вполне резонно уступая лишь рынку продуктов питания. Думаю, это вполне справедливо и для Псковской области. Сфера продаж электроники и бытовой техники стала одной из наиболее привлекательных (наряду со сферой продаж мобильных телефонов и продуктов питания) для сетей, взявших вектор на региональное развитие. В Псковской области выделилось два центра притяжения федеральных сетей: Псков и «южная столица» Великие Луки. Самой большой сложностью при входе на рынок, по словам экспертов, был поиск помещений. Одна из компаний искала помещение более года, пока не выиграла его в конкурсе на право аренды нежилых помещений. Другая сеть, что пришла позже, вероятно, учтя опыт конкурентов, еще на этапе строительства торгового комплекса договорилась с девелопером об аренде помещения, что позволило сети поучаствовать в планировке и дизайне. В «южной столице» проблема та же, плюс, по словам одного из экспертов, расходы на благоустройство территории. Малые города пока сетям не так интересны (хотя в области и есть райцентры, где можно обнаружить отдел федеральной сети, но пока это нетипично), что является благоприятным фактором для развития местных сетей (к примеру, одна из псковских компаний, специализирующихся на продажах мобильных телефонов «пошла» в районы после прихода на рынок известных федеральных сетей).Первой из федеральных сетей на рынок бытовой техники Псковской области, согласно нашим данным, вышла компания «Эльдорадо». Первый магазин сети (в Пскове) был открыт в 2003 году (18 июля). Затем пришла сеть «М-Видео» (во второй очереди ТК «Империал»), а относительно недавно и сеть «ПРОСТО» (в первой очереди ТК «ПИК-60» - 29 мая 2008 года). Каждая из них должна была составить конкуренцию наиболее известной из местных сетей бытовой техники «Метро». Интересно, что, несмотря на вход на рынок ведущих российских компаний (по некоторым данным на сентябрь 2007 года доля «Эльдорадо» составила 25% рынка бытовой техники и электроники в России, «М.Видео» - 11%), «Метро» не только не обанкротилась, но и, сделав ставку на продажи крупной бытовой техники, открыла новые отделы, отпраздновав недавно свое десятилетие. Как встретили сети мировой кризисПрежде всего, необходимо сделать очень важное замечание. Большинство брендов бытовой техники продаются не только на территории России. Соответственно их производители задумались о политике производства и продаж в кризисных условиях задолго до прихода кризиса в Россию (ведь первые кризисные явления за рубежом проявили себя более года назад). Второй момент. Если во время дефолта 1998 года сами магазины в Пскове были относительно небольшие по площади, и количество представленного товара естественно было также невелико, то даже небольшой ажиотаж мог очень быстро опустошить полки магазинов. И подстегнуть тем самым еще больший ажиотаж и, как следствие, рост цен.Третье. В условиях 1998 года было ясно, доллар подорожал в разы, и западная техника, скорее всего, последует за ним. Ведь кризис воспринимался как локальный. Сейчас же речь идет о мировом кризисе. И что будет с курсом доллара или евро месяца через три, вам вряд ли кто решится точно ответить.Четвертое. Часть жителей Пскова уже успели обзавестись почти всей необходимой бытовой техникой. Бурный рост потребительского кредитования в предшествующие годы позволил сделать это даже относительно невысоко обеспеченным псковичам. Правда здесь есть весьма примечательное уточнение. Если к началу кризиса сфера продаж автомобилей в кредит в Пскове, по мнению экспертов, достигла пика, то в сфере продаж бытовой техники этот пик уже был пройден. Иными словами, мы уже немного «наелись» потребительскими кредитами, в отличие от автокредитов (возможно, в силу более высоких процентов). Что можно считать положительным фактором для торговых сетей, продающих бытовую технику. Ведь чем меньше зависимость от кредитования покупательского спроса, тем меньше негатива от сокращения объема кредитования, ожидаемого частью экспертов во время кризиса. По словам руководителя одной из торговых сетей в Псковской области продажа бытовой техники в кредит составляет порядка 30% (против 60%, характерных для продаж новых автомобилей, по словам руководителя сети автосалонов Пскова). Произошло ли подорожание бытовой техники? Лично мы особого подорожания пока не заметили. Возможно, сыграло свою роль действие нескольких факторов. Во-первых, в дни оттока средств из банковской системы (о них чуть позже) в магазинах было достаточно много единиц бытовой техники, и закуплены они были по докризисным ценам. Во-вторых, при повышении цен в одной из сетей, покупатель, вероятно, предпочел бы зайти в соседнюю. Благо Псков город маленький, и сети расположены относительно недалеко друг от друга. К примеру, «М.Видео» и «Просто» находятся фактически в едином комплексе зданий (поскольку ТК «Империал» и «ПИК-60» соединены между собой). А гипермаркет электроники «Эльдорадо» в привокзальном районе находится в нескольких сот метров от «Метро» («Максимус»).Пик паникиВ 1998 году, как мы уже отметили, в пик паники люди бросились скупать бытовую технику. Посмотрим на подобные дни десять лет спустя. По словам начальника главного управления Центрального Банка России по Псковской области Сергея Савина, до 1 октября в банковском секторе Псковской области не наблюдалось проявлений финансового кризиса. Однако в октябре в кредитных учреждениях региона произошел всплеск оттока с депозитных счетов физических лиц. За 20 дней октября отток составил около полумиллиарда рублей (470,6млн.руб.). Если сравнить эту цифру с тем, сколько средств было на начало исследуемого периода (1 октября), то она не катастрофична – 470,6 млн. руб. = 4,1% к уровню средств на 1.10.2008. Однако для нас эта цифра представляет немалый интерес. В том плане, как распорядились псковичи с этими средствами. Понесли их в другой банк? Поменяли на доллары или евро? Или купили бытовую технику?Напомним, что максимальный отток средств из банковской системы Псковской области был зафиксирован в период с 10 по 14 октября. Как вы помните, слухи о банкротстве банков в Пскове прошли в период с 9 октября (тогда по техническим причинам не работало несколько банкоматов), до Великих Лук паника «докатилась» к 14 октябрю. Затем, убедившись, что банкоматы выдают наличность, как ни в чем не бывало (или забрав остатки зарплаты), псковичи постепенно успокоились. Было ли нечто необычное в плане оборота (выручки) в эти дни, задали мы вопрос нашим экспертам. По словам руководителя одной из сети, в эти дни стоимостной (денежный) объем продаж был на 20-25% выше обычного. Другой руководитель особого роста не отметил, сославшись, что сейчас идет нормальный сезонный рост оборота в преддверии новогодних праздников.Интересно, что оператор одного из банков, занимающийся потребительским кредитованием, отметил, что в период с начала августа, псковичи более активно стали приобретать мебель в кредит (число заявок, поступающих к нему ежедневно, возросло в разы), несмотря на подорожание каждого нового завоза мебели. Возможно, сыграл фактор того, что в кредитном договоре был прописан постоянный процент (нет права банка поднимать процентную ставку). Вероятно, часть псковичей, обеспокоенных теленовостями (в этот период шли сюжеты об ухудшении макроэкономической ситуации на Запада, возможно, часть населения решила, «раз у них все плохо, то скоро и до нас докатится»), решили доставить себе удовольствие – приобрести новую мебель (а, возможно, заодно и сделать ремонт, не секрет, лето достаточно удобное время для этого). Правда, по словам, моих американских приятелей, во время кризиса мебель у них наоборот подешевела. «Ну, это у них», - вероятно, отреагируют российские производители мебели. Покупать или подождатьЭто, пожалуй, самый интересный вопрос. Для того, кто мучается, что ж делать с деньгами. Казалось бы, руководитель любого торгового предприятия должен сказать: «Конечно, покупать!» Поэтому давайте проследим логику. Любая покупка должна быть оправдана. Т.е. вещь должна быть желанной, нужной, наконец, необходимой. Соответственно, не имеет смысла покупать фритюрницу, если вы не любите картофель фри. Или почему бы не обзавестись посудомоечной машиной, если у вас большая семья. Бытовая техника – это потребительский товар, т.е. ее приобретение не относится к инвестированию (вложению денег с целью получить еще больше денег) как таковому. Основная задача бытовой техники упростить нам жизнь, сделать ее более комфортной. Платой за комфорт является рост расходов за потребление электроэнергии, не случайно, европейцы внимательно изучают этот вопрос при приобретении бытовой техники (как мы изучаем расход бензина на 100 км. при приобретении автомобиля).Существует ли вероятность подорожания техники или она, наоборот, подешевеет? Думаю, цена это скорее вопрос психологии. По идее, приходят новые технологии, значит, имеющаяся в наличии техника должна постепенно дешеветь. Но, с другой стороны, это не повод ждать несколько лет – желание иметь «все сразу» - фактор роста цен. Иными словами, чем больше будет спрос на технику, тем более вероятность не подешевления или даже подорожания (и наоборот). «Думаю, спрос на премиум-бренды будет ниже, - размышляет один из наших экспертов – Однако техника дешеветь не будет». Что может выступить фактором не снижения цены? Очевидно кредитная политика самих торговых сетей. Если последние смогут заместить этот 30% объем оборота (продажи в кредит) продажами в рассрочку. «Мы сами даем такую возможность, если покупателю требуется 3-4 месяца, оплатить покупку», - рассказали в одной из сетей. Или, если компания не имеет достаточно средств для этого, то продвижением более дешевых брендов на рынке. Не секрет, что у крупных сетей есть свои бренды бытовой техники. Лично я думаю, что в краткосрочном периоде дорогая техника может стать дешевле, а дешевая дороже, вследствие изменения потребительских предпочтений. Но, как говорится, поживем, увидим.Максим Голиков, кандидат экономических наук Специально для Псковской Ленты Новостей

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.