Люби меня как я тебя. Новогодние заметки Деда Мороза

Опубликовано: 12 января 2009 г. в 14:56 1 0Нет комментариев0

Актерский дневникЕсть такой старый театральный анекдот. К провинциальному актеру обращается продюсер Голливуда: «Мы долго искали и нашли вас по картотеке. Вы нужны нам в новом фильме. Контракт на 1 миллион долларов вас устроит?» - «Ну… Да. А когда съемки?» - «Декабрь-январь» - «Э нет, не пойдет» - «Но почему?!» - «У меня же ёлки!»Да, ёлки в театре - дело святое, неотменимое и традиционно-обрядовое. С осени пишутся сценарии елочных представлений, репетируется новая сказка. Потом в Голубом фойе и театральном буфете наряжаются роскошные ёлки – одна для совсем маленьких, другая для тех, что постарше. И вот уже волнение перед первой встречей с детьми. Закон театра – зритель увлечен ровно настолько, насколько искренне увлечен актер – здесь работает на все сто. Один из главных элементов актерской техники – оценка события равна событию. Если актер на сцене адекватно играет событие (по схеме восприятие-оценка-реакция), точно «вписывается» в новые повороты сюжета, - считай полдела сделано. Уже не первый год, откликаясь на дружное детское «Дед Мороз, приди скорей!», выхожу я к ним, тем, что постарше, и если самому при этом не удивиться, не восхититься, не обрадоваться этой встрече, - ничего не получится. Они ждут любви. Как воздух, им необходимо знание, что они нужны, желанны, что наша встреча важна для обеих сторон. А значит нужно встретиться глазами, откликнуться на порыв, затеплиться и засиять тем же огоньком, что светится в них. Самый частый вопрос от знакомых и друзей: а как меняются дети, чем отличаются от прошлогодних? Да никак, да ничем! Дети всех времен и поколений всегда хотят одного – чтобы их любили. «Изменчив мир, но неизменен человек!» - звучало в одном из наших спектаклей. И вот тут впору закричать: да ведь этого хотят все – большие, меленькие, молодые, старые, здоровые и больные! Может быть, оскудение любви – самое прискорбное изменение нашего мира. Когда личный интерес и целесообразность сводят на «нет» искренность и чистосердечие. «И по причине умножения беззакония во многих оскудеет любовь», - это в одной из евангельских проповедей. И далее: «Претерпевший же до конца спасется». И все же, какие бы кризисы ни били нас по голове, как бы горько ни обижала жизнь, дефицит любви ни в коем случае не должен сказаться на детях, и уж конечно на тех, что пришли на театральную елку.Меня восхитила и растрогала одна мама, что привела в театр слепую девочку лет десяти. Девочка была нарядная, в красивом платье, с большим бантом. Мама ходила с ней в хороводе, пела песни, играла, все ей объясняла. Потом мы фотографировались, и она трогала мою шапку и бороду, шубу и мягкие рукавички. Все было в этой маленькой красавице – и радость, и испуг, и трепетное ощущение праздника. А за ними – подвиг взрослого человека, любящей души, готовой ради другого на самопожертвование. Право, есть о чем подумать и чему поучиться… Еще одно необходимое условие – профессионализм. Почему-то бытует мнение, что в актерской профессии все происходит само собой: мол, и я так смогу. Но театральные школы существуют не зря, звезды Голливуда тоже учились, причем, за немалые деньги. Сам не раз был свидетелем, как у возомнившего себя актером дилетанта все сыпется из рук, а в зрителе нарастает чувство неловкости, а то и возмущения. В этот раз в представлении у елки участвовали Алиса из страны Чудес (Валентина Банакова), Чеширский Кот (Надежда Чепайкина) и, конечно, Снегурочка (Ольга Ковылина), - актрисы, умеющие мастерски увлечь детей игрой, хороводом, общим танцем и новогодней песней. Вроде бы и с Дедом Морозом все традиционно: и елка зажигается, только когда помогают папы, мамы, бабушки и дедушки, и – общим хороводом – «В лесу родилась елочка…», и игры, и загадки с сюрпризом, и подготовленные детьми стихи... Но всегда, на каждой елке, - как в первый раз. И – опять же традиция – новогодняя сказка на театральной сцене. Хотя со сказкой получилось не все так, как могло бы быть. На мой взгляд, выбор на этот раз оказался не самый удачный. Вроде бы всем хороша «Тайна заколдованного портрета» М. Панфиловой-Рыжковой, поставленная Еленой Шишло, и актерский состав довольно крепкий. Замечательно и изобретательно работают Владимир Свекольников (Кощей Бессмертный), Эдуард Золотавин (Баба Яга), обаятельна Наталья Сурикова (сначала Кошка, а потом, как оказалось, заколдованная Надежда-краса Длинная Коса). Но сюжет большей частью раскрывается не в событиях, а в монологах и диалогах, когда информация к зрителю идет не через действие, а через текст, - все это выдает слабость драматургии, спектакль же стал не более, чем иллюстрацией к тексту пьесы. Может, кому-то покажется странным, но для театрального зрителя, а для детей особенно, текст в спектакле – не самое главное. Куда важнее не то, о чем говорят, а что происходит – здесь и сейчас. Бережное отношение к Новому году, любимому народному празднику, - и взрослых, и детей, и театра, и всех устроителей новогодних ёлок – дает, несмотря ни на что, крепкую надежду, что не такая уж она пропащая, наша жизнь, и все у нас может получиться. Если только не разучимся любить. Поэтому с чистым сердцем я заканчиваю представление у ёлки словами Деда Мороза из своей, шедшей когда-то на нашей сцене, пьесы «Елка для наследника Тутти»:…Чтобы ровно через год,Если только повезет, Снова на большой планетеСобрались у елок дети!Станет доброю странаИ замолкнут сплетники,Поспешат на праздник к намЗрители-наследники,И под синим небосводомСнова скажем:С НОВЫМ ГОДОМ!Вик. ЯКОВЛЕВ

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.