Псков 1510: Ликвидация? Слияние? Поглощение?

Опубликовано: 10 июля 2009 г. в 11:45 6 0Нет комментариев0

Псковичи в очередной раз «промухали» событие всероссийского масштаба, а именно еще одну крупную и круглую дату: историческое вхождение Пскова в состав централизованного Московского государства. Нет, разумеется, на региональном уровне мы юбилей отметим, проведем научную конференцию, устроим несколько публичных мероприятий, опубликуем с десяток статей в местной прессе, посвященных 500-летию насильственной ликвидации Псковской Вечевой Республики, подискутируем и поспорим, однако на федеральном уровне, увы, уже не прозвучим - время безвозвратно упущено. Это в соседнем Новгороде, - будьте уверены, - из подобного, или даже меньшего, повода развернули бы шикарный фестиваль, рассчитанный на привлечение туристов и международную PR-компанию, на Псковщине же, по традиции, чиновники, от которых зависит продвижение региона, предпочитают решать личные проблемы, тогда как Псков и его уникальное историко-культурное наследие остаются на периферии национального сознания соотечественников. Что знает большая Россия о маленьком Пскове? И не обделяет ли себя «не помнящая родства» метрополия, когда ее исторические окраины, откуда, по существу, и «есть пошла русская земля», оказываются своего рода обделенными вниманием регионами-пасынками?Уже один тот факт, что Псков до сих пор не удостоен почетного звания «города воинской славы России» свидетельствует о равнодушии, с которым столичные чиновники (включая чиновников псковских) относятся к собственной истории.Обо всем этом рассуждали участники встречи, которая прошла на историческом факультете Псковского педагогического университета в рамках программы международного культурно-просветительского лагеря «Содружество. Память поколений». Со специальной лекцией к собравшимся обратился специальный гость проекта академик РАН, доктор исторических наук, профессор-востоковед, специалист по истории Китая Владимир Мясников. - Вам повезло, что вы находитесь в Пскове, потому что это один из немногих городов, который насыщен историческими памятниками. И в нашей стране, и в Европе, и в мире, - отдал дань уважения Пскову ученый. - И я бы именно здесь, в Пскове, хотел бы сказать о том, что история имеет непреходящее значение для каждого гражданина той страны, в которой он живет. Человек должен знать историю своего города, своего региона, своей страны. И знать всемирную историю, чтобы уметь сопоставить, где и как находится его край по отношению к иным временным и пространственным координатам. Ведь история воспитывает достоинство человека, то, чего подчас нашим соотечественникам не хватает. И это воспитание очень хорошо начать на примере Пскова.- Псков собирается отмечать 500-летие вхождения в состав единого русского государства, - продолжил профессор. - Это очень важная дата в истории Пскова. Но я бы не стал ограничивать ее только Псковом, потому что это значительное событие в истории всей нашей страны. Псков историчен, и у него масса поводов отмечать подобные юбилеи, ведь еще в V веке здесь уже селились славянские племена. Археология показывает, что здесь существовала высокая культура, великолепные орудия производства, ювелирные украшения - все это имеется в «псковских длинных курганах» (есть такой термин у археологов). Из летописи, согласно первому упоминанию, мы знаем, что в 903-м году Псков уже достиг развития города. Но есть и другие важные даты. Например, 1137-й год, когда в Пскове начинается самостоятельное княжение. Словом, есть, что отмечать в граде Пскове. История - большая и история славная. Псков ведь всегда находился на русском пограничье. И сейчас Псков на передовом рубеже, играет огромную роль в наших внешних связях с соседними государствами. И это, увы, не до конца понимают в центре. Поэтому предстоящий 500-летний юбилей важен не только для самих псковичей, но и для жителей всей страны. Памятники Пскова - это достояние всей великой России.- Присоединение Пскова к централизованному русскому государству было действительно актом выдающегося исторического значения, - отметил в своем выступлении заведующий кафедрой музееведения и археологии исторического факультета ПГПУ Владимир Аракчеев. - Хотя это событие до сих пор в общественном сознании псковичей получает неоднозначную оценку. Не секрет, что у многих современных псковичей бытует та точка зрения, что, дескать, 1510-й год стал роковым событием для Пскова. Ибо Псков утратил свою независимость, были упразднены республиканские вольности, и Псков стал обычным, заурядным городом самодержавного государства. Хотя это мнение и циркулирует сугубо на бытовом уровне, ее необходимо учитывать, потому что вхождение Пскова в состав Московской России было очень противоречивым событием. С одной стороны, Псковская Республика прекратила свое существование. А, с другой, все историки знают, что последние десятилетия независимого Пскова были весьма тяжелым временем для него: усиливалась внутренняя борьба, в том числе и на Вече. Мы привыкли расценивать Вече в положительном смысле, как демократический институт, но Псковское Вече стало местом постоянных конфликтов, а в 1483-м и 1484-м годах произошли убийства посадников, несмотря на то, что в Псковской судной грамоте была специальная статья, которая запрещала суд на Вече. То есть республиканская государственность в Пскове последние десятилетия во многом работала вхолостую и не обеспечивала основные политические возможности даже для правящего класса, элиты. Что уж говорит о простых псковичах. - Кроме того, перед Псковом стояли очень важные геополитические вызовы, - Владимир Аракчеев продолжил аргументировать «имперскую» точку зрения на судьбу Пскова. - Перед вступлением в централизованное государство Пскову пришлось выдержать две труднейших и упорнейших войны с Ливонским Орденом. В 1480-1481 годах и в 1501-1502 годах немецкие рыцари появлялись под стенами Пскова, захватывали и стирали с лица земли пригороды. Например, если разрушенный пригород Остров был восстановлен, то Кобылий городок так и не был отстроен. И это обстоятельство тоже надо иметь ввиду. Победа в обеих псковско-ливонских войнах была во многом обусловлена присутствием вооруженных сил единого национального государства, приходивших из Москвы и Твери. К тому же, сразу после вступления в состав Русского государства, в Пскове начался экономический и культурный расцвет, о чем свидетельствует и каменное строительство храмов. Большинство из сохранившихся архитектурных шедевров Пскова как раз и относятся к первой половине XVI века. - У меня вызывает отторжение попытка поставить на одну доску политическую дискуссию XXI века и историю, - вступил в дискуссию заместитель председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Лев Шлосберг. - Потому что есть понятие «остывшая история», то есть то, о чем мы сейчас говорим, - Псков в 1510-м году. И есть «неостывшая история». И смешение этих двух «историй» может привести к большим человеческим трагедиям. И здесь есть один очень важный политический аспект, который должен обсуждаться, - это состояние российского федерализма. Это та дискуссия, которая вот уже 10 лет как абсолютно ушла с повестки дня. Каковы сегодня отношения Москвы с российскими регионами? Экономические, финансовые, межбюджетные? О чем можно говорить, если 70% налоговых поступлений сконцентрировано сегодня в Москве, и только 30% - в регионах? Потому что, скажем, все самые важные памятники Псковской земли находятся в федеральной собственности. Псков не имеет права к ним прикоснуться. И если есть какая-то общественная воля обсуждать отношения между метрополией и регионами, то важно понимать, какие сейчас у нас отношения. Что может сделать федерация для города, который когда-то сыграл для единого государства неоценимую роль, а сегодня бедствует, а его памятники разрушаются. Крепость разрушается. Музей-заповедник может показать лишь 3% своих фондов, то есть музей – это «сундук с сокровищами», закрытый на ключ. - Что до самой истории вхождения Пскова в Москву, то тут не все однозначно, - обратился Лев Шлосберг к событиям 500-летней давности, ссылаясь на Третью Псковскую летопись. - Это был очень серьезный конфликт внутри Русского государства. Псков 180 лет имел государственную независимость и конфликтовал с Москвой не только на уровне элиты или правящих династий, но в культурном и религиозном смыслах. И когда в 1509-м году Василий Третий послал в Псков известного деятеля князя Ивана Михайловича Репню-Оболенского, который, по словам летописи, «был лют до людей», то псковичи отказались ему подчиняться, и вся Псковская земля писала Василию жалобы. Василий же сделал ставку на псковскую чернь, сел в Новгороде, и отказался въезжать в город, пока в нем висит вечевой колокол. Две делегации псковичей, которые привезли Василию жалобы и били челом, были арестованы и фактически стали заложниками. И были отправлены послы с ультиматумом: «Вечу не быть, колокол спустить». Арестованные псковичи послали землякам грамоту, где написали, что, если псковичи не покорятся, то «лютый» Князь Московский всех заложников казнит, а самому Пскову будет очень плохо. После чего псковичи собрались на Вече, и решили принять условия Москвы. И есть версия, что, будучи носителями европейского гуманистического сознания, псковичи предпочли потерять свободу, но спасти жизни своих представителей. То есть они свободу и независимость государства поставили ниже, чем жизни нескольких десятков представителей псковского сообщества. И это было действие сугубо гражданское и для того времени нетипичное. И колокол сняли, высекли плетьми в наказание за вольности, и народ псковский плакал. И колокол повезли в Москву через Валдай, но не довезли, и по дороге разбили. И есть красивая легенда о том, что валдайские колокольчики оттого такие звонкие, что отлиты они из осколков Псковского вечевого колокола. Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.