Кто виноват в трагедии Власьевской башни?!

Опубликовано: 28 мая 2010 г. в 15:39 2 0Нет комментариев0

В связи с пожаром Власьевской башни вспомнились две статьи, опубликованные в сборнике «Музея дивное пространство: храм памяти наук и муз» Псков, 2002. Это статьи сотрудников Псковского музея-заповедника Ольги Константиновны Филипповой «Был такой историко-архитектурный отдел»… и Маргариты Георгиевны Косоговой «Двадцать лет спустя». Оба автора касаются музеефикации Власьевской башни.О.К.Филиппова, ныне покойная, с 1969 по 1979 гг. возглавляла архитектурный отдел Псковского музея-заповедника.М.Г. Косогова работает в Музее с 1980 года и до сей поры, являясь главным и единственным архитектором.Обратите внимание, как меняются в Музее занятия сотрудников, которые имели отношения к архитектуре Пскова и конкретно к Власьевской башне. Предлагаем читателю выдержки из их статей: О.К. Филиппова: «Поступила я на работу в музей в самый период его реорганизации, когда он получил статус «историко-художественный и архитектурный музей-заповедник». Это был 1969 год. Мой приход совпал с печальным событием: умер Ю.П.Спегальский.Принимала меня на работу в музей директор Е.И.Сойгина, предложив возглавить архитектурный отдел. Задача отдела: изучение, сбор документов и музеефикация памятников архитектуры, входящих в состав музея-заповедника: Кремль, Довмонтов город, Власьевская башня, Приказные палаты, Мирожский монастырь, церковь Николы со Усохи, Покровский комплекс. Много труда было вложено в музеефикацию Власьевской башни после ее реставрации. Решено было сделать смотровую экскурсионную площадку на верху башни. С этой целью башня была радиофицирована. Когда на площадку поднималась группа туристов, смотритель включала магнитофонную запись экскурсии. Башня была электрифицирована. С помощью солдат Псковского гарнизона был проведен телефон и, таким образом, экспозиции башни были поставлены под вневедомственную охрану.Экспозиции были размещены на трех ярусах башни. На нижнем размещались орудия XVII-начала XIX вв. Эти экспонаты нам на вечное хранение передал Артиллерийский музей Ленинграда. На втором ярусе была представлена экспозиция о памятниках архитектуры г. Пскова: макеты, фотопанно, копии фресок, карта Пскова с указанием памятников, аннотации, текстовые материалы. Это тоже нравилось туристам. Башня давала приличный доход музею. К сожалению, в настоящее время экспозиции разобраны, и в башне разместился ресторан»… М.Г.Косогова: «Я поступила на работу в музей 1 января 1980 года. Мне повезло, я была принята в отдел охраны, пропаганды и музеефикации памятников ( так стал называться архитектурный отдел – М.К.), руководил которым Игорь Иванович Лагунин. То, чем мне предложили заниматься в этом отделе было во многом понятно мне и знакомо по прежней работе и близко мне по специальности, т.к. по профессии я инженер-градостроитель. С первых дней работы я была околдована волшебным словом «генрешение», которое звучало буквально во всех отделах и кабинетах. В это время в музее завершалась совершенно фантастическая по тем временам работа под длинным и мало кому понятным названием «Генеральное решение и архитектурно-художественное оформление музейных территорий».Суть ее сводилась к следующему: объединив на базе новой структуры Псковского музея-заповедника все небольшие музеи Псковской области, придать им новый статус, определить для каждого новую тематическую направленность и наполнить их необходимой инфраструктурой для организации оригинальных туристических маршрутов по всей области, максимально обеспечить посетителей музея не только полным комплексом информации по истории края, но и создать максимально комфортные условия по обслуживанию туристов…».Далее автор повествует о том, как разработанное ленинградскими художниками и утвержденное Министерством культуры «Генрешение» неподкрепленное экономическими расчетами провалилось, и автор статьи объясняет нам этот провал следующим: Жизнь идет, меняется ситуация в стране, меняются директора музея, меняется само значение музейного объединения и его статус в социо-культурной жизни области. Уже сгнили в подвалах Поганкиных палат роскошные подрамники с цветными иллюстрациями нашего лучезарного будущего…Сейчас, двадцать лет спустя, убеждаемся в том, что некоторые идеи, заложенные в концепцию «Генрешения» оказались единственно правильными и выдержали испытанием времени. Конечно, с тех пор произошло много изменений и в структуре музея…».Эти изменения сводятся к тому, что музей передал многие объекты Псковской Епархии, и некоторые филиалы музея, например, как «Изборск», «Себеж» вышли из состава Псковского музея-заповедника.Продолжаем цитировать автора: «Катастрофическое финансовое положение музея в последние годы заставило нас пересмотреть некоторые десятилетиями сложившиеся принципы музейного существования и самим искать новые возможности для своего развития, в частности, в работе которой я занимаюсь: ремонтами, реставрацией и приспособлением наших зданий под музейные цели. В этом смысле интересна судьба Власьевской башни, которая во время нашествия в наш город туристических поездов, была одним из самых посещаемых объектов и приносила музею значительный доход. Восстановленная в шестидесятые годы двадцатого века по проекту архитектора Михаила Ивановича Семенова, она представляет собой внеше боевую башню XVI века, практически, новодел с железобетонными межъярусными перекрытиями. В те времена реставраторы не думали о конкретном приспособлении памятников под те или иные цели, задача была другая – воссоздать внешний облик Псковской крепости, с чем они замечательно справились, и никто сейчас не сможет представить себе панораму города без Власьевской башни. Но в годы перестройки, когда туристический поток упал практически до нуля, возникла необходимость оживить каким-то другим образом наши памятники, дать им вторую жизнь. В это время появляются первые кооперативы, частные торговые предприятия, и идея создания в изолированном в нижнем ярусе башни, где всегда был захламленный, неотапливаемый подвал, небольшое кафе на правах аренды, нашла поддержку в администрации Музея и Комитета по культуре. Один из первых кооперативов города «Корчма» своими силами подвел необходимые коммуникации, оформил интерьер яруса, на мой взгляд, это был самый удачный пример создания «пункта занимательного питания» в интерьере средневековой башни. На верхних ярусах башни мы оформили фотовыставку, посвященную 45-летниму юбилею Псковской реставрационной мастерской с использованием уникальных фотографий Бориса Степановича Скобельцына…Вскоре кооператив «Корчма» разорился, как и многие в те времена, башня снова опустела, но не надолго. По рекомендации мэрии г. Пскова нашелся иноземный арендатор Ханс Скалинг из Голландии, у которого были хорошие задумки по созданию во Власьевской башне культурного центра по партнерским связям г. Пскова, его кафе «Твин-таун» отработало около двух лет. Деятельность господина Скалинга закончилась для него его личным позором, а для нас с Ольгой Кузьминичной, большим нервным стрессом.В день окончания договора аренды, когда мы пришли принимать наши помещения, как это требуется по закону, обнаружили, что музей просто ограбили, ярус был пуст, вывезена даже мебель (деревянные столы и лавки), изготовленные еще «Корчмой», остались только ободранные стены и грязный пол. Такое ощущение, что Власьевская башня отторгает таким образом всех арендаторов, которые пытались там закрепиться, и преподносит нам хороший урок. На следующий же день к директору музея выстроилась очередь из наших псковских предпринимателей на предмет аренды башни. Предложения были самые разнообразные, но в результате конкурса и настойчивой рекомендации областной администрации был заключен трехсторонний договор с ООО «Белая Русь» для устройства на всех ярусах башни оригинального ресторана-клуба «Русь», который благополучно функционирует и сегодня, довольно посещаем и является местом проведения различных мероприятий на уровне областной администрации… Я знаю, что многие коллеги не согласны с таким явлением в использовании памятников, но это неизбежность, и мы должны считаться с реалиями нашей жизни. Кроме того, это дополнительные доходы для поддержания технического состояния зданий Музея.Финансирование музея по-прежнему оставляет желать лучшего…».После случившегося пожара мы поинтересовались у Маргариты Георгиевны, разорвал ли Музей отношения с «Белой Русью». Она ответила, что уже лет 10 тому назад существует двусторонний договор между «Росимуществом» и рестораном, а Музей был исключен из тройственного союза. Напрашивается вопрос: кто же виноват в пожаре в Псковском Кремле? Ответ один – родное государство, которое не заботится о благополучии музеев и памятников культуры мирового значения.Мария Кузьменко, ст.н.с Мемориального музея-квартиры Ю.П.Спегальского

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.