Страховые взносы-2011: есть ли альтернатива?

Опубликовано: 21 января 2011 г. в 14:43 1 0Нет комментариев0

На днях парламентарии Северо-Запада поддержали предложение псковских коллег об отсрочке увеличения налогового бремени. Предлагается установление двухлетнего переходного периода с пониженной ставкой страховых взносов для всего бизнеса. Решено подготовить консолидированное обращение Ассоциации к правительству страны с предложением поддержать бизнес и изыскать другие источники, например, акцизы на алкоголь, табак, для покрытия недостающих средств федерального бюджета.Воплотится ли предложение депутатов Псковского областного Собрания на практике? В краткосрочной перспективе, вряд ли. Цена вопроса достаточно высока, компенсировать такой рост за счет других источников проблематично, год уже начался, и повысить какие-либо другие значимые налоги уже нельзя. Однако в долгосрочной перспективе сама возможность пересмотра величины (%) страховых взносов может стать реальностью (если, к примеру, сама эта мера не принесет существенной прибавки в бюджет или негативно скажется на результатах функционирования национальной экономики, что не исключается экспертами). В прессе высказываются самые разные точки зрения в отношении новых величин страховых взносов. Не будем уходить в дискуссию. Попытаемся понять на цифрах (практике), что представляют собой новые тарифы по страховым взносам и насколько это актуально для бизнеса Псковской области. За пять лет - в десять раз?Начнем с того, что начало изменений - далеко не 1 января 2011 года. Еще несколько лет назад самозанятый (работающий на себя, юридически это индивидуальный предприниматель, сегодня таких в области 26467 человек), платил за себя всего 150 рублей в расчете на месяц или 1800 рублей в расчете на год. И все дела. Правда, на какую пенсию он мог рассчитывать с такими взносами, сказать сложно. На «никакую». Впрочем, если учесть, что предприниматель, как правило, ни на кого не рассчитывает, кроме себя, очевидно, этот вопрос его не сильно волновал. С годами цифры изменились, причем внушительно (пример для предпринимателя 1967 г.р. и моложе):Сами расчеты взносов привязаны к законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда. Рос МРОТ - росли и взносы. Возвращаясь к нашему предпринимателю, с 2010 года он должен платить взносы в 3 фонда: пенсионный (по сути, он это делал и ранее) и два медицинских. Конечно, он мог платить в два последних и раньше, а мог и не платить, если имел помимо своей предпринимательской деятельности еще работу по найму, либо, если не имел полиса вовсе, предпочитая лечиться в платных клиниках, или надеясь никогда не попасть в больницу. Кстати, на добровольных началах он мог воспользоваться услугами и фонда социального страхования. Последнее, впрочем, мало вероятно, учитывая, что вряд ли предприниматель будет сидеть на больничном, поэтому при построении графика мы не учитывали взносы в ФСС (для справки, на 2011 и 2011 годы они 2,9%). В итоге, в 2010 году самозанятый (предприниматель, работающий сам) платил 23,1% от годового МРОТа (в Пенсионный фонд РФ - 20%, Федеральный ФОМС - 1,1%, Территориальный ФОМС - 2%). В рублях это выглядит так: 4330 (это МРОТ) умножаем на 12 (число месяцев в году) умножаем на 0,231 (складываем проценты). В итоге имеем цифру в 12 002 руб. 76 коп. В 2011 году тарифы существенно подросли - вместо 23,1% предпринимателя ожидает уже 31,1%. Плюс повышение второго множителя - МРОТа. И хотя МРОТ повышается с 1 июня, это не означает, что первые пять месяцев взносы будут считаться от действующего МРОТа. Ведь отчетный период для предпринимателя по уплате страховых взносов - год, и параметры расчета определяются так называемым страховым годом, который может быть утвержден уже после июня. Иными словами, при оптимистичном (если можно так сказать) для предпринимателя варианте ему нужно будет уплатить 16 771,3 руб., если расчет пойдет по новому МРОТу уже с 1 января, то - 17 208,3 руб. Как бы то ни было, абсолютный рост платежей для предпринимателя за анализируемый период почти в 10 раз. Опасается ли государство, что это приведет к закрытию бизнеса? Вероятно, оно оценивает, как повлиял рост страховых тарифов на число предпринимателей в предыдущие годы. В отношении Псковской области цифры таковы:Другими словами, рост страховых тарифов (а как мы выяснили он начался далеко не с 1 января 2011) не привел пока к сокращению числа самозанятых. Здесь важно отметить один нюанс, если ЮЛ может не платить взносы, если в отчетном году не вело деятельности, то самозанятый обязан платить их в любом случае (пока имеет статус ИП). В экономике производитель или продавец может себе позволить повышать цены, пока покупатели массово не отказываются от приобретения товара. Полагаю, с определенными оговорками эта формула работает и в отношении налогообложения. Вряд ли повышение страховых тарифов предпринимателю по душе, но пока он как-то изыскивает возможности для его уплаты (повышает цены на продукцию, экономит на других видах расходов, соглашается на более низкий уровень дохода), тарифы могут расти, к сожалению. Но пожелает ли начать свое дело тот, кто стремится стать предпринимателем (или кому предлагается стать таковым, вспомним программу в отношении безработных), в таких условиях, уже другой вопрос. Не менее важный.Достойная старость?Но все вышеизложенное лишь вершина айсберга. Проблема то, по сути, в другом. Зачем нужны взносы, скажем, в пенсионный фонд? Чтобы претендовать на достойную пенсию. С 1800 рублей в год ни о какой достойной пенсии и речи быть не может. Но самое интересное, что и с нынешними 14 тыс. (в Пенсионный фонд в 2011 году идет 26% или 14 386,3 руб. для условий нашего примера) также на достойную пенсию не наскребешь. Сделаем нехитрый расчет. Предположим, вы начинающий предприниматель, молодой человек, планирующий работать, скажем, 30 лет. Умножаем 30 на 14 386,3 руб., затем делим на так называемый срок дожития (19 лет) и на 12 (чтобы получить цифру в расчете на месяц). Что получаем? Менее 2 тыс. руб. Или в 2 с лишним раза меньше социальной пенсии, гарантированной государством. Другими словами, как в случае с 1,8 тыс. руб. в год, так и 14,4 тыс. мы имеем одинаковый результат - минимальный размер пенсии, на который мы вряд ли сможем прожить. Наш расчет, конечно, грубоват, мы не учитываем индексацию и результаты управления деньгами, но он недалек от действительности. Получается, что рост страховых взносов, что мы сейчас наблюдаем, помогает государству сократить разрыв между социальной (минимальной) пенсией и тем, что «набегает» от взносов предпринимателя, но если предприниматель хочет рассчитывать на достойную старость, этих взносов не достаточно. Что выбрать: государственную программу софинансирования пенсий, приобретение недвижимости с целью получения рентного дохода в старости, взносы в негосударственные пенсионные фонды или все это вместе взятое, решать самому предпринимателю. Как бы то ни было, думать об этом надо уже прямо сейчас.Не будем вдаваться в подробности Программы государственного софинансирования пенсии (это могло бы стать темой для отдельной статьи), скажем лишь, что в этом году в нее вступило почти 1,7 млн. человек (на 400 тысяч человек больше, чем в прошлом). Всего участников программы – более 3,8 млн. человек, в этом году они уже заплатили более 3,1 млрд. рублей взносов (на 0,6 млрд. рублей больше, чем в 2010 году). В ступить в нее можно до 1 октября 2013 года. Суть программы: если я перечисляю на накопительную часть своей будущей пенсии от 2 000 до 12 000 руб. в год, государство удвоит этот взнос – внесет на его «пенсионный» счет такую же сумму.По данным Отделения ПФР по Псковской области, на сегодняшний день в программе участвуют более 10,5 тыс. жителей региона. Сумма, перечисленная псковичами в счёт будущей пенсии, составила порядка 20 млн. рублей. Теперь перейдем к другому примеру – работодателю (таких в области 21177 человек). При общем режиме налогообложения взносы для них с 1 января 2011 года возрастают с 26 до 34% от фонда оплаты труда, при «упрощенке» – с 14 до тех же 34%. Что это значит. Предположим, что расходы на оплату труда составляют 30% себестоимости продукции компании (может быть и больше, естественно). При общей системе налогообложения, чтобы компенсировать увеличение взносов, надо повысить цену. Сам процент будет относительно небольшим, вероятно, менее 5%. При упрощенной системе – больше, поскольку сам рост налогового бремени выше. Но проблема состоит в том, что существуют и другие факторы роста себестоимости. Складываясь воедино, они обеспечивают рост цен. К примеру, повышение проезда в общественном транспорте. Конечно, можно сказать – подорожал дизель, но поезда метро ездят не на дизеле, а в них проезд также дорожает. АльтернативаЧтобы добиться пересмотра страховых взносов одного желания бизнеса явно недостаточно. Нужны конкретные предложения, чем заменить рост страховых тарифов. Общественные организации уже предложили альтернативные способы решения проблемы дефицита Пенсионного фонда, к примеру, отказ от не облагаемого страховыми платежами порога заработной платы, повышение акцизов на табак и алкоголь, введение налога на недвижимость. Но в этом случае получается, что нагрузка с бизнеса перекладывается на население, иными словами платить меньше не становится. Ведь тот же предприниматель может быть собственником жилья, покупать алкоголь и табак, акцизы на которые итак уже заметно подросли. Что же касается предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, то большинству псковичей он и не снился (415 тысяч рублей – в 2010 г., 463 тысяч рублей – в 2011 году). Поэтому альтернативные источники все же не решают проблему. Полагаю, это понимает и Правительство. Добиться роста доходов (в том числе бюджета и внебюджетных фондов) можно либо увеличив процент (ставку), либо повысив саму налогооблагаемую базу. Последнее наиболее актуально для Псковской области. По данным аналитического отдела УФНС России по Псковской области в структуре областного бюджета определяющими источниками поступлений (76,9%) являются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. По итогам января-ноября 2011 года их вклад составил 44,5% и 32,4% соответственно. Основными источниками формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня традиционно являются поступления налога на доходы физических лиц– 73,2%, единого налога на вмененный доход –16,2%, земельного налога – 8,5%. Другими словами, бюджет региона определяется тем, насколько много (или мало) мы зарабатываем – основные налоги идут с доходов. Интересно, что по основным видам налогов поступления за 11 месяцев 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года заметно подросли: по налогу на добавленную стоимость собрано в 2 раза больше, по налогу на прибыль организаций поступления в консолидированный бюджет рост составил 115,4%, по налогу на доходы физических лиц 108,3%. При этом, наибольшая доля поступлений, а это 81,5% осталась на территории области, из которых 57,9% - в областном бюджете и 23,6% - в доходах местных бюджетов. По логике, рост сбора налогов связан с ростом доходов. Одновременно это означает и рост отчислений бизнеса во внебюджетные фонды. Время пришло?Повышение страховых взносов должно было произойти еще год назад. Из-за кризиса повышение было отложено, но о нем знали. Знали и в 2010, и в 2009. Организации, объединяющие бизнес, к примеру, Торгово-Промышленная палата, не сидели, сложа руки. Предприниматели показывали негативную сторону повышения страховых взносов и предлагали альтернативные варианты. Но, как мы уже отметили, альтернатива в большинстве случаев означает лишь перенесение налогового бремени. Заработать же намного больше в краткосрочном периоде, особенно если страна только начинает выходить из кризиса, чтобы увеличить сборы без роста самих страховых тарифов, вряд ли возможно. Занимать, тоже не выход, бюджет, как федеральный, так и большинство региональных, итак с дефицитом. Само предложение псковских парламентариев интересно еще и тем, что они не предлагают отказаться от более высоких тарифов как таковых. Предлагается ввести мораторий на два года. А что дальше? Может экономика наберет обороты, и повышение не состоится вовсе или не будет столь болезненным? А может через два года станет возможным продлить мораторий еще на пару лет. Вариант событий, когда, посчитав все плюсы и минусы более высоких страховых взносов на практике, будет принято решение вернуться к тарифам 2010 года, скажем, на два года, возможен. Но не факт, что именно так и будет. Тогда акцент другой - а что делать уже сейчас? До конца года бизнесу нужно еще как-то дожить. И кто знает, станет ли в конце года жить «проще и веселей». Невольно возникает вопрос, а как на региональном уровне можно компенсировать рост налогового бремени? Какова альтернатива, решение которой можно принять здесь: на уровне области или муниципалитета? И кто предложит эту альтернативу?Максим Голиков, аналитик Института регионального развития

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.