Тарифы: расставим все точки над i

Опубликовано: 24 февраля 2011 г. в 21:01 54 0Нет комментариев0

Пресс-конференция «Ситуация с тарифами на электроэнергию и ЖКХ», которая прошла в общественном пресс-центре 21 февраля, вызвала неоднозначную реакцию читателей ПЛН. Кто-то пытался понять и поддержать депутатов, другие сочли это предвыборным пиаром, а третьи – лоббированием интересов бизнеса. Четвертые вообще не поняли, почему речь шла именно о тарифах на электроэнергию, когда самые большие платежи в счетах за квартиру идут теплосетям, а также на содержание и ремонт, и почему не обсуждалась проблема «тринадцатой квартплаты». Возможно, организаторам пресс-конференции стоило назвать ее «Тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса», предварительно снабдив журналистов материалами от депутатов и энергетиков, а также комитета по тарифам. Это позволило бы нам, журналистам, глубже вникнуть в суть проблемы: разобраться с тарифами за полтора часа крайне сложно даже для тех, кто привык писать об экономике и энергетике, в частности. Читая форумы к уже вышедшим материалам, становится очевидно, необходим вдумчивый взгляд на проблему, объективное и беспристрастное изложение позиций всех сторон, что мы и попытаемся сделать в рамках очередного экономического обзора на ПЛН. Предприниматели и население: разные тарифыПарадокс: чем больше пытаешься вникнуть в тарифообразование, как экономический процесс, тем меньше в нем видишь собственно экономики, ее замещает политика. По большинству услуг тарифы для предпринимателя заметно выше, чем для населения. Казалось бы, оптом (фирма покупает больше чем семья) должно быть дешевле, на деле же выходит все наоборот. Представьте себе, что вы живете в большой квартире и платите за услуги ЖКХ определенную сумму. Затем решаете снять помещение по площади равное одной из комнат вашей квартиры для ведения предпринимательской деятельности. Вам кажется, что платежи будут минимальными, ведь помещение совсем маленькое, но получая счета видите, что платить вам приходится не меньше, а больше, чем за вашу трех или четырехкомнатную квартиру. Если ваш бизнес совсем мал, вы думаете о тарифах за отопление и вывоз мусора – почему так дорого? Если у вас небольшое промышленное предприятие, и вы можете минимизировать расходы на воду и отопление, построив свою котельную и пробурив скважину, для вас более актуален тариф на электроэнергию. Если же ваш бизнес становится крупным и вам под силу приобрести электростанцию (не секрет, что владельцы промышленных гигантов имеют пакеты акций генерирующих компаний), проблема тарифообразования вам все равно близка, правда, теперь наиболее актуальным для вас становится плата за газ. Известно, что крупного бизнеса как такового в Псковской области нет, чтобы понять это, достаточно взглянуть в рейтинги журналов «Эксперт» и «Финанс». Главный критерий их рейтингов – годовая выручка компаний, у псковских она относительно невелика. Выходит весь наш бизнес: мелкий, малый и средний. «Почему вы подняли именно тему тарифа на электроэнергию, а не тринадцатую квартплату, которой пугают псковичей?», - задаю вопрос одному из депутатов, вспоминая, что рост тарифов для населения по ряду других услуг был выше. «Это основополагающий тариф для экономики, электричеством пользуются все», - поясняет депутат, заверяя, что, разобравшись с ним, дело дойдет и до всех остальных видов коммунальных услуг. Согласимся с депутатом, за электроэнергию должен платить каждый. Но сама цена кВт*час для населения и бизнеса заметно отличаются: с 1 января 2011 года сельское население платит 2 руб. за кВт*час, городское – 2,86 руб. Предприниматели же платят в среднем раза в два больше. Схожая ситуация в большинстве российских регионов. Эксперты объясняют ее наличием перекрестного субсидирования. Его суть: часть цены для населения (в Псковской области на 2011 год это почти 900 миллионов рублей) закладывается в тариф бизнесу. А дальше все зависит от региональных энергетических комиссий. В одних регионах существенную часть нагрузки несет крупный бизнес, в других малый и средний. Ситуация в Псковской области осложнена нетипичной структурой энергопотребления. Если в других регионах Северо-Запада на долю населения приходится 10-15%, т.е. 90% субсидируют 10%, то в Псковской области население потребляет почти треть всех киловатт. Иными словами нагрузка на киловатт бизнеса возрастает, а поскольку крупного бизнеса нет, ложится она на средний и малый. «Требуем запретить перекрестное субсидирование тарифов как противоречащее рыночной экономике и законодательству РФ», - цитирую одно из одиннадцати предложений депутата Псковского областного Собрания Игоря Савицкого в комиссию при ПОС для оценки обоснованности роста тарифов естественных монополий и услуг ЖКХ на территории Псковской области. «Поймите правильно, мы не хотим роста тарифа для населения, просто, если государство вводит субсидию, то пусть и выделяет на нее средства, зачем перекладывать это на бизнес», - разъясняют депутаты. Депутатское мнениеИгорь Савицкий был наиболее активным участником пресс-конференции. «На январской сессии я поставил вопрос, что мы должны собрать депутатскую комиссию и рассмотреть обоснованность повышения тарифов на электроэнергию для промышленности и населения Псковской области. Оценить, обоснован ли тариф», - рассказывает депутат. «Что мы выяснили. Комитет по тарифам администрации Псковской области действует на основании приказов Федеральной Службы по тарифам (ФСТ России). Генерирующие станции в нарушение всего не признаются монополистами, поскольку ни одна из них не держит более 30% рынка генерации электроэнергии. Я считаю, что они тоже монополисты в своем регионе, но их не признают такими, потому что нет понятия региональной передачи электроэнергии. Одно из моих предложений: должна выставляться цена передачи электроэнергии киловатт на километр», - считает депутат.По мнению Игоря Савицкого, ФСТ должна регулировать верхний предел роста тарифа, однако в приказе ФСТ, который депутатам дали в комитете по тарифам администрации Псковской области, указаны лишь минимальные предельные уровни по субъектам РФ. «Это, по моему мнению, безобразие, от этого по всей России идет безудержный рост тарифов. ФСТ работает на естественные монополии, так можете и написать, это мое мнение как депутата областного Собрания», - говорит Игорь Савицкий. «Все что мы можем сделать – это оценить обоснованность тарифа. Если инфляция 10%, думаем, энергокомпании могут повышать цены на этот процент. С этим мы согласны. Вторая составляющая связана со сдерживанием тарифа для населения. Нам говорят, что стоимость электроэнергии для населения 3,8 руб., а тариф меньше, образуется разница 873,3 млн.руб. По идее, если государство сдерживает тариф, то оно и должно перечислить эту разницу в регион. Все повесили на так называемых прочих потребителей, это на нас, предпринимателей. Во-первых, это незаконно, это является налогом, а чтобы ввести налог, надо принять закон в Госдуме. Закона такого нет. Это не справедливо». «С учетом сложившихся твердых тарифов энергоснабжения и отсутствием реального рынка энергопотребления, требуем приостановить деятельность энергосбытовых компаний и иных посредников на энергорынке на 2011 год, как не эффективную и ведущую к неоправданному повышению тарифов», - предлагает Игорь Савицкий, а чтобы с мнением депутатов считались «при ФСТ РФ создать межрегиональную комиссию с участием представительных органов субъектов Федерации». Есть вопросы у депутата и к инвестициям энергокомпаний: «Никто не имеет права без моего согласия делать из меня инвестора и я не должен платить никакие проценты. Если инвестором являюсь я, где наши акции, где наши проценты?»Рассчитывать необходимую валовую выручку сетевых компаний (НВВ) депутат предлагает на основе СНиПов и НИИРов. «Если в этом году мы будем потреблять электроэнергии в два раза меньше, в будущем году тариф повысят в 2 раза. Как бы мы не экономили, все равно будем платить НВВ», - критикует действующие методики расчета и перечень статей, включаемых в НВВ, депутат. Полагаю, его мнение очень актуально для тарифов на воду. Не секрет, поставив счетчик, мы начинаем тщательно следить за расходом воды, сравниваем помесячные показатели. Но счетчики на воду есть далеко не у каждого псковича. Когда счетчика нет, можно каждый день принимать ванну или поливать этой водой огород, если вы живете в частном секторе. Иными словами, уверен, что расход воды без счетчика заметно выше. Теперь представим себе, что все расходы водоканалов делятся на число потребленных нами кубических литров воды, мы устанавливаем все счетчики (ведь к этому нас призывают), в итоге потребление воды в Пскове резко сокращается, что тогда происходит с тарифом? Очевидно, готовиться к этому (внедрять технологии для экономии потерь воды при доставке, автоматизация бизнес-процессов) надо уже сейчас.Позиция энергетиков На территории Псковской области функционируют несколько электроэнергетических компаний, сформированных в ходе реформирования российской электроэнергетики. Самая крупная, которая отвечает за содержание сетей среднего и низкого напряжения, а протяженность таких в регионе сопоставима с длиной экватора, МРСК Северо-Запада, дочернее зависимое общество Холдинга МРСК. Известно, что председателем Совета Директоров ОАО «Холдинг МРСК» является министр энергетики России, контрольный пакет акций – в руках государства, а генеральный директор периодически отчитывается перед премьер-министром. «Наши специалисты готовы рассказать вам о тарифах, НВВ, RAB-регулировании и в целом о ситуации в электроэнергетике», - сказали нам в пресс-службе филиала МРСК Северо-Запада «Псковэнерго». «Более того, возможно это будет сделано в рамках общественного пресс-центра». Энергетики подтверждают наличие перекрестного субсидирования в Псковской области, считая его одним из факторов более высокого тарифа на передачу электроэнергии для бизнеса. Другой фактор – субсидирование расходов на технологическое присоединение к электросетям. «Если вы входите в так называемую льготную категорию и платите 550 рублей за весь комплекс работ по доведению электроэнергии до вашего участка, это не означает, что сама стоимость работ обходится сетевой организации в 550 рублей. На практике они стоят значительно дороже. Регулируемая организация подает все документы, подтверждающие произведенные расходы, в комитет по тарифам, который тщательно проверяет их и закладывает в тариф на следующий год. Поскольку рост тарифа для населения минимален, в этом году он составляет 10%, то и величина перекрестного субсидирования растет». «Расскажите, сколько рублей мы (предприниматели и население) платим сбытовой компании за услуги в расчете на киловатт/час?», - задаю я вопрос специалистам «Псковэнергосбыта», компании, которую в большей степени, чем все остальные, критиковали депутаты на пресс-конференции. «Семь с половиной копеек. Такая плата утверждена комитетом по тарифам администрации Псковской области. По сравнению с прошлым годом она возросла на 5,7%», – сообщили в пресс-службе сбытовой компании.«Если я правильно понял, если я, предприниматель, получаю счет, в нем киловатт/час вместе с НДС мне обходится в 5,5-5,7 руб., то из этих пяти с половиной рублей я плачу вам всего семь с половиной копеек?» - уточняю полученную информацию. «Все верно. Из этих же средств оплачивается и работа «Псковэнергоагента», работающего с потребителями на розничном рынке электроэнергии, Сбытовая надбавка ОАО «Псковэнергосбыт» составляет не более 2,5% от общей стоимости электроэнергии для потребителей Псковской области. Поскольку тариф для населения ниже, то в нем процентная составляющая сбытовой надбавки выше, для бизнеса – ниже», - отвечают мне в пресс-службе «Псковэнергосбыта». Теперь становится понятна структура отрасли на региональном уровне. ОАО «Псковэнергосбыт» плюс ОАО «Псковэнергоагент» - это более 500 человек персонала, которые занимаются оптовой и розничной торговлей электроэнергией потребителям на территории Псковской области. Оплата за их услуги в тарифе – сбытовая надбавка. ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «ФСК России» (сети высокого напряжения; доля государства в уставном капитале на 30 июня 2010г. составляет 79,11%, сообщает RBC) плюс несколько территориальных сетевых организаций занимаются передачей электроэнергии. Оплата за их услуги – сетевой тариф. Есть еще так называемые инфраструктурные платежи. Ну и собственно цена за производство электроэнергии, которая с 1 января 2011 года провозглашена законом свободной, т.е. ее никто не регулирует. Именно она и вызывает большинство вопросов: как планировать бизнес, не зная какой будет цена и почему цена именно такая? Для населения эта цена фиксирована и определена на год, поэтому нам так сложно понять бизнес. К вопросу о власти«Ты знаешь, девяносто девять процентов всего, что происходит в электроэнергетике, зависит от государства», - поделился со мной в неформальной беседе экс-чиновник администрации одного из регионов СЗФО. Основные вопросы решаются на федеральном уровне, но и администрация региона может внести свой вклад. «Как показывает опыт, затраты на обеспечение энергетической инфраструктуры достигают 10% стоимости реализации инвестпроектов. Поэтому значительное удешевление инвестиционных затрат позволяет регионам вести диалог с инвесторами на качественно новом уровне. Сейчас этот подход мы наблюдаем в Пскове. Регион формирует точки своего роста. Посмотри внимательнее на инвестпрограмму «Псковэнерго», и ты найдешь в ней подстанции, построить которые необходимо, чтобы создать привлекательные инвестиционные площадки. А эти затраты опять же включены в тариф». Действительно подстанции для технопарков «Моглино» и «Ступниково» входят в инвестпрограмму «Псковэнерго» 2011-2015 годов. Процесс либерализации цены на производство электроэнергии был запущен на федеральном уровне несколько лет назад, с каждым годом доля электроэнергии, покупаемой на нерегулируемом рынке (а она заметно дороже), возрастала и сейчас достигла ста процентов. «Масла в огонь» добавило введение годом ранее дифференциации тарифов по числу часов использования заявленной мощности. Суть подхода: чем больше потребляешь на высоком напряжении и чем регулярнее, тем дешевле платишь. Иными словами для крупного предприятия, работающего в три смены, самый выгодный тариф. Думаю, среди псковских компаний таких меньшинство. Могла ли Псковская область отказаться от этого подхода, сославшись на специфику местных компаний? Думаю, нет, учитывая, что подход был принят на федеральном уровне, с целью равномернее загрузить электростанции. Задача перехода на RAB поставлена в энергетической стратегии России. Не будем вникать в тонкости этого метода тарифообразования, думаю, потребителя больше интересует другое: насколько сильно выросли тарифы в регионах, что перешли на RAB на Северо-Западе, в том числе Псковской области, по сравнению с регионами, выбравшими другой метод долгосрочного регулирования? Как оказалось, среднегодовой в течение долгосрочного периода темп роста НВВ на содержание сетей идентичен. Иными словами, не перейдя на RAB, мы бы не стали платить меньше. Выводы: кто виноват и что делатьНачнем с того, что упреки в сторону депутатов областного Собрания, мол, сами приняли, теперь критикуете (это было на форумах к материалам по пресс-конференции) необоснованны. Областное Собрание не принимает тарифы. Если вы живете в Пскове или Великих Луках и недовольны тарифами на отопление или воду, все вопросы к депутатам городской думы, если живете в районе – к районному собранию. Тарифы на услуги муниципальных предприятий в их компетенции. Тарифами на электроэнергию занимаются ФСТ России и комитет по тарифам областной администрации, каждый естественно только в рамках своих полномочий. Депутаты-предприниматели ощутили рост цен на электроэнергию как с 1 января 2010 года, так и с 1 января 2011 года и вполне естественно решили разобраться в его причинах. Население, такого роста тарифов не ощутило, для нас повышение цены на киловатт/час было даже ниже, чем на большинство коммунальных услуг, поэтому нам сложно понять бизнес.Депутаты попытались изложить свой взгляд на тарифообразование в рамках пресс-конференции. В ближайшее время ответы на те же вопросы мы сможем получить и от энергетиков, также в рамках пресс-конференции. Чем больше информации, тем проще нам будет сделать выводы. Но кое-что уже понятно, тарифы для бизнеса в российских регионах отличаются, что сказывается на конкурентоспособности продукции. И это, пожалуй, самая основная проблема.Вывод очевиден, тариф должен быть единый. По крайней мере, для регионов, расположенных в сходных природно-климатических условиях. Если бы киловатт электроэнергии стоил одинаково в Пскове, Новгороде, Петрозаводске и Ленинградской области, это создало бы равные условия в конкуренции за инвесторов, которых планируют привлечь власти на подготовленные площадки (технопарки) и для уже работающих в регионах предприятий. Создало бы конкурентные условия. Возможно ли это? «Возможно, и необходимо», - считает Игорь Савицкий. «Если у нас единое экономическое пространство, тарифы не должны отличаться более чем на 5%. Если этого нет, нарушается главный принцип антимонопольного законодательства, когда мы работаем на один рынок сбыта, но все находятся в разных условиях. Для введения единого тарифа достаточно Постановления Правительства», - говорит депутат. «Тогда малый и средний бизнес Псковской области будет в равных условиях с коллегами из других регионов, конкурировать на равных». Максим Голиков, к.э.н., аналитик Института регионального развития

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.