Интерактив: На «Псков-Ладе» Не Лады

Опубликовано: 22 апреля 2011 г. в 11:47 27 0Нет комментариев0

Коллектив автосалона подает на руководство жалобы в прокуратуруРаботники автосалона «Псков-Лада» (дочернее предприятие ОАО «Лада-Сервис», Тольятти) выступили с резкой критикой своего руководства. Они заявляют о многочисленных нарушениях охраны труда и злоупотреблениях гендиректора служебным положением. Кроме того, на них возлагаются дополнительные неоплачиваемые обязанности. Едва образовав для защиты своих прав профсоюз, они столкнулись с сильнейшим давлением со стороны руководства. Первый председатель профкома «вылетел» с работы в первый же месяц существования первички. Другие члены коллектива получают незаконные служебные взыскания. Все это происходит на фоне грядущего совета акционеров ОАО «Псков-Лада», где будет решаться вопрос о продлении с директором контракта. Обстоятельства конфликта на месте выяснял корреспондент «Солидарности» Павел ОСИПОВ.«Я - ДИРЕКТОР, Я - РЕШАЮ!»В январе этого года профсоюзное движение пополнилось новым коллективом. В первичную организацию ОАО «Псков-Лада» сотрудники предприятия вошли почти полным составом. К этому объединению они шли три долгих года. Долгих - потому что все это время им приходилось терпеть многочисленные нарушения своих трудовых прав в надежде выстроить конструктивный диалог с работодателем. Работникам «Псков-Лады» три года не индексировали зарплату. На них возлагаются обязанности, никоим образом не соотносящиеся с записями в трудовых книжках. Некоторые из дополнительных обязанностей оплачиваются в крайне малом объеме и по неизвестному тарифу. Другие - не оплачиваются вовсе. Все это менеджеры и технические специалисты автосалона вынуждены сносить под страхом увольнения. Их «эффективный руководитель» не стесняется приводить угрозы в действие и третий месяц ведет с профсоюзом настоящую войну.«Устали добиваться справедливости, выслушивать несуразные объяснения, нелогичные, неграмотные ответы: "Я директор, я решаю!", "Сегодня так, завтра по-другому. Как я решу!" Наш коллектив очень дружный и сработавшийся. Многие работают по 20 - 30 лет, может, это и помогает нам как-то держаться...» - это строчки из письма коллектива «Псков-Лады» в Псковский областной совет профсоюзов. Письмо датировано 17 февраля 2011 года.Первое, на что жалуются работники автосалона, - это условия труда. Зимой температура в помещениях часто бывает отрицательной, и весь персонал с осени до весны работает в теплой верхней одежде. Некоторые сотрудники уже успели получить хронические заболевания. Корреспондент «Солидарности» лично общался с менеджером, «заработавшим» себе гайморит. Летом же ситуация, по внешним признакам, меняется с точностью до наоборот. Но сути своей она не меняет: «парниковый эффект», вызванный отсутствием систем вентиляции и кондиционирования, приводил к случаям, когда люди получали тепловой удар. Клиентам автосалона в таких условиях также приходится несладко, отмечает профком в своем обращении к псковским профсоюзам.Рассказать об этом еще раз было не лишним, даже учитывая, что облсовпроф еще 15 февраля направил на предприятие техническую инспекцию труда. Приборы инспекционной лаборатории показали обоснованность претензий коллектива к условиям работы. К примеру, температура на рабочем месте менеджера по продаже автомобилей оказалась ниже нормы на 8 - 9 градусов, а скорость движения воздуха при этом - в два с половиной раза выше нормы. Так что гайморитам удивляться не приходится...Псковский облсовпроф, обеспокоенный ситуацией на предприятии, направил в редакцию «Солидарности» письмо, в числе приложений к которому находятся и результаты экспертизы.«В феврале 2011 года по телефонному обращению коллектива предприятия на основании устного ходатайства председателя Псковской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ Василия Дворниченко на предприятии была проведена проверка соблюдения условий охраны труда. В ходе проверки были выявлены значительные отклонения от существующих норм по температуре воздуха и скорости движения воздуха (сквозняки на фоне низкой температуры в помещении). На основании результатов проверки директору ОАО "Псков-Лада" Олегу Ширину было выдано предписание Главным техническим инспектором труда Псковского облсовпрофа о наличии вредных факторов на рабочих местах работников», - так областной совет описывает ситуацию с нарушениями в охране труда.После этого директор развернул активную деятельность по устранению с предприятия председателя первички. Угрозы уволить «по статье», «создать условия, в которых работать будет невозможно» (так передают слова руководителя члены коллектива), стали постоянными в лексиконе общения руководителя с коллективом. Под сильнейшим давлением председатель профкома Денис Правосудов вынужден был уволиться «по собственному желанию».Инженер отдела материально-технического снабжения Геннадий Волощук оценил действия Олега Ширина так:- У Дениса как раз тогда родился второй ребенок. Первому сейчас шесть лет. Его жена, конечно же, не работает: сидит дома с младенцем. И вот к его рождению мой зять получает такой «подарок»! Для того, чтобы поступить с семьей таким образом, нужно руководствоваться какой-то совершенно извращенной логикой.Остальным работникам, по их словам, гендиректор заявил, что они вольны повторить судьбу Дениса Правосудова. Его заместитель, руководитель филиала ОАО «Псков-Лада» в Великих Луках Владимир Буревский, как бы в знак подтверждения серьезности намерений Ширина, тут же получил выговор. Судя по этому факту, его планомерно подводят к увольнению. А правовой отдел Псковского облсовпрофа готовит материалы для обращения в суд об отмене дисциплинарного наказания.ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР (ТМ)Вновь избранный глава первичной организации Роман Васильев также успел получить «свой» выговор. Жалобу на необоснованные действия руководства он уже передал помощнику прокурора города лично в руки.Помощнику псковского прокурора Екатерине Токаревой пришлось принять и выслушать немало жалоб. На расширенном заседании профкома, прошедшем 13 апреля, работники «Псков-Лады» настолько же подробно, насколько и эмоционально рассказали о своих бедах ей и корреспонденту «Солидарности». Присутствовавшие здесь же председатель Псковской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Василий Дворниченко и главный правовой инспектор труда Псковского облсовпрофа Сергей Иванов принимают активное участие в событиях с самого их начала.- Менеджеры салона вынуждены большую часть времени заниматься перегоном автомобилей и уборкой территории, - рассказывает Роман Васильев. - Также, вместо того чтобы работать непосредственно с клиентами, нам приходится устранять мелкие повреждения, полученные автомобилями при перевозке из Тольятти. Все это не входит в наши прямые обязанности и не оплачивается совершенно. Зачем менеджерам продавать машины, если их можно отправить на уборку снега! Очень хорошее, а главное, неоплачиваемое занятие, да и на тракторе можно сэкономить...Менеджеру по рекламе и маркетингу Анне Ионовой пусть снег разгребать и не приходится, но ее должность, прописанная в трудовой книжке, так же мало соответствует фактически исполняемым обязанностям.- В трудовой у меня написано одно, а занимаюсь я совершенно другим, - говорит она. - Плюс на меня навешивается еще куча обязанностей, которые не оформляются никакими приказами. Никаких доплат за это тоже нет. Моя должность - менеджер по рекламе и маркетингу. Но по должности мне приходится заниматься практически только добавлением новостей на наш сайт. Помимо этого, на мне лежит прием, отгрузка и оплата машин. Работа в рамках программы по утилизации автомобилей - тоже «мое». В должностном регламенте ничего этого не прописано. Еще я занимаюсь заключением договоров. При этом у меня есть юридическое образование, но как юрист я ни в одном приказе не оформлена. Зато я не делаю даже простого анализа рынка: у меня по факту совершенно другие обязанности. Но в последнее время я перестала выполнять дополнительную работу по договорам, потому что ответственность за них я нести не хочу. Учитывая же разницу между обязанностями и занимаемой должностью, совершенно непонятно, каким образом вычисляется моя зарплата.Средняя зарплата на «Псков-Ладе» составляет около 13 тысяч рублей. Но даже и с этими небольшими суммами то и дело происходят странные коллизии. Один и тот же объем работ может, говорят работники, оплачиваться по-разному в разное время. Причин таких коллизий директор им не называет.- Я часто разгружаю машины с автовозов, - рассказывает Геннадий Волощук. - Я на предприятии три года, и за выполнение этих обязанностей всегда получал восемьсот рублей. Но в какой-то момент директор вдруг объявил, что отныне это будет стоить вдвое меньше. Какое-то время с каждого автовоза я получал четыреста рублей. Но вскоре после создания нашего профсоюза неожиданным образом вернулся тариф в восемьсот. По какому критерию вычисляется тариф?Еще один эксперимент Олег Ширин провел с заработной платой автоэлектрика Анатолия Миронова. Причем складывается впечатление, что на последнего хотели «повесить» выплату налога за добавленную стоимость оказываемых им услуг. Примерно как на покупателя в продуктовом «вешают» НДС на продажу ириски.- Я устанавливаю на автомобили дополнительное оборудование, - говорит Анатолий Миронов. - Моя зарплата зависит от объема проделанной за месяц работы: я имею свой процент от стоимости оказанных мной услуг. Раньше из этой суммы вычитался только подоходный налог в тринадцать процентов, как и у всех работающих граждан. Но однажды директор сказал, что отныне из этой суммы будет удерживаться еще восемнадцать процентов. Якобы так положено по какому-то закону. Таким образом, если я, допустим, в месяц произвожу работ на сто тысяч рублей, из них вычитается восемнадцать, затем вычитается тринадцать процентов от оставшихся восьмидесяти двух рублей - и результат выдается мне на руки. Естественно, чтобы покрыть образовавшуюся разницу, мне приходилось работать гораздо больше. Но около года спустя это прекратилось так же внезапно, как и началось: по устному распоряжению директора.АУДИОСИСТЕМА ДЛЯ ГЛУХОНЕМОГОК сожалению, письменных свидетельств описанных на встрече событий и фактов крайне мало. Трудно инициировать прокурорскую проверку бухгалтерской отчетности, основываясь только на устных заявлениях. Заместитель главного бухгалтера ОАО «Псков-Лада» Юлия Арно поведала Екатерине Токаревой о странных методах строительства нового филиала предприятия.- Мы начали строить новый филиал, - говорит она, - но в какой-то момент стройку заморозили. Однако мы, как и раньше, продолжаем перечислять подрядчику деньги. Это продолжается уже несколько месяцев. За что платит фирма, если на стройке ровным счетом ничего не происходит?Этот рассказ подтвердили все присутствовавшие члены коллектива. Руководитель филиала «Псков-Лады» в Великих Луках Владимир Буревский добавил также, что представитель подрядчика («я даже фамилии его не знаю») предлагал ему подписать акты приемки некоторых видов работ.- Но я отказался подписывать, - говорит Владимир Буревский. - Как я могу это сделать, если я даже не видел проекта!Оправданием низкой зарплаты служит нехватка на предприятии денег, на которую постоянно указывает руководство. Якобы по этой же причине не выделяются средства на улучшение условий труда. Тем не менее, предприятие является прибыльным. «Псков-Лада» - единственный в регионе официальный дилер ОАО «Лада-Сервис». В автосалон едут люди со всей области и даже из соседних регионов. Работники, по их утверждениям, постоянно наблюдают признаки наличия больших финансовых средств. Вот только проходят денежные потоки всегда мимо них.«Средства выделяются на продукты (кофе, конфеты, халва) только в личное пользование и на усмотрение директора. Сотрудники покупают все за свой счет, при этом им приходится угощать своим чаем клиентов, так как многие приезжают из области и проводят на предприятии весь день. При достаточной прибыли предприятия ведется жесткая экономия на предметах первой необходимости. Это гигиенические средства, канцелярские принадлежности, рабочие места, спецодежда и т.д. Покупая в магазине печенье, "господин директор" несет товарный чек в бухгалтерию для его оплаты!!! - возмущаются работники в своем письме к облсовпрофу. - Снимая квартиру, пользуясь безлимитным телефоном и Интернетом за счет предприятия, директор посчитал, что этого мало, и стал покупать дорогостоящее оборудование».Речь идет о том самом дополнительном оборудовании, которое устанавливает на автомобили Анатолий Миронов. По словам работников, Олег Ширин приобретает его за счет фирмы, а потому совершенно не заботится о его сохранности. Несколько раз, говорят они, машину директора вскрывали у него во дворе, и аудиотехника, естественно, исчезала. Но ненадолго...- Мы же, сотрудники, работая в автосалоне, не можем купить машину не то что со скидкой, но даже по цене, рекомендованной заводом-изготовителем, - сетует Роман Васильев. - Мы вообще не имеем права воспользоваться хотя бы минимальными благами, которое дает нам место нашей работы. Однажды я заехал на нашу автомойку. Была суббота, мой выходной. Я оплатил мытье машины в кассе и помыл ее самостоятельно. Но когда директор узнал об этом, мне пришлось писать объяснительную! - недоумевает председатель профкома.Сотрудники «Псков-Лады» описали также интересные маркетинговые ходы, используемые руководством при продаже автомобилей. Приобрести автомобиль без дополнительного оборудования, говорят они, практически невозможно для клиента. Люди каждый раз стоят перед выбором: или купить машину с переплатой за сигнализацию и магнитолу, или же не покупать ее вовсе. По крайней мере, в этом месте. Заместитель бухгалтера Юлия Арно рассказала о случае, когда дорогую аудиосистему пришлось приобрести глухонемому клиенту! (Весь конфликт, кстати, напоминает разговор немого с глухим. Вот только работники «Псков-Лады» быть немыми больше не желают.)Неудивительно, что многих покупателей предприятие теряет. Кстати, даже цвет автомобиля невозможно выбрать по вкусу. Корреспондент «Солидарности» своими глазами видел однообразные серые шеренги железа, которые навевают такую же тоску, как единственный сорт колбасы, завезенной в сельпо. Так что неизвестно, сколько еще оно пробудет в прибыли, несмотря на то, что в продаже «Лад» по региону является практически монополистом.ПРОКУРАТУРА «НА ХВОСТЕ»Наплевательское отношение к клиентам вполне «органично» сочетается с грубостью к работникам. Девушки жалуются на грубые выражения и даже откровенный мат в свой адрес, допускаемые Олегом Шириным. В том числе в присутствии все тех же покупателей.Но есть люди, к которым руководство благоволит, несмотря ни на что. «С наступлением лета и на учебных каникулах, - пишут работники, - к нам приезжает "подмога". Это дети директора, студент и 14-летний школьник, которые "умело" вводят клиентов в заблуждение своей безграмотностью в деле продаж автомобилей. Тем самым бросается тень на всю организацию. Но зато их "труд" директор оплачивает сполна, не жалея на это средств предприятия, репутации и нервов работников».- За месяц работы в автосалоне дети получили по семнадцать тысяч рублей, - уточняет менеджер по продажам Ольга Александрова. - При этом на рабочем месте они появлялись редко. К тому же они совершали кучу ошибок, исправлять которые приходилось нам. За зарплату в восемь - тринадцать тысяч.- Один из детей директора несовершеннолетний, - вторит ей Геннадий Волощук, - и по закону не имеет права работать более четырех часов. Так откуда же у него зарплата за выполнение «взрослого» графика?Встреча профкома с представителями вышестоящих организаций и прокуратуры вышла и правда очень эмоциональной. Что называется, накипело. К сожалению, эмоций для исправления ситуации мало: все факты нарушений должны быть подтверждены документально.- Проблема стоит огромная, - констатирует помощница прокурора Пскова Екатерина Токарева. - Каждому факту должно быть свое документальное подтверждение. Естественно, люди возмущены. Но если нам сейчас станут приносить заявления, опровергающие их слова, что мы сможем сделать? Сотрудники предприятия, конечно, могут подтвердить свои показания под присягой. Но это - уже в суде. Задача же прокуратуры состоит в том, чтобы выявить нарушения. Сейчас у нас имеются заявления сотрудников по поводу строительства филиала предприятия, по поводу удержания из заработной платы Анатолия Миронова восемнадцати процентов и два заявления относительно наложения дисциплинарных взысканий. У Романа Васильева и Геннадия Волощука есть все основания предполагать, что свои взыскания они получили исключительно за профсоюзную деятельность.КУДА УКАТИЛ ДИРЕКТОР?По поводу всей этой ситуации неплохо было бы услышать мнение самого Олега Ширина. Однако буквально за два дня до визита «Солидарности» в Псков гендиректор, как говорят работники, уехал в неизвестном направлении. Этому легко поверить, так как о местонахождении Олега Ширина не знает не только его личная секретарша, но и городская прокуратура. Екатерина Токарева вызывала его к себе для беседы на 15 апреля. В тот же день она сообщила по телефону, что Ширин для беседы не явился, и о нем все еще ничего не известно. Связаться с ним по мобильному телефону нам также не удалось. Остается только надеяться, что с гендиректором не случилось ничего плохого. Хотя бы потому, что он должен будет подписать уведомление о вручении повестки в прокуратуру на 21 апреля. Именно на этот день Екатерина Токарева планирует сделать повторное приглашение. 21 апреля вообще очень важный день для Олега Ширина. В ближайший четверг будет решаться судьба его кресла. Как, естественно, и коллектива, и самого предприятия.Работники заявляют, что при сохранении сложившейся ситуации численность коллектива станет резко падать, что приведет к полному краху автосалона. Олег Ширин, по словам Геннадия Волощука, пугает сотрудников штрейкбрехерами. Они якобы толпами стоят за воротами и ждут, когда освободятся рабочие места. Однако закрытый вот уже восемь месяцев из-за нехватки персонала малярный цех говорит об обратном: работать на предприятии станет некому.21 апреля собрание акционеров проанализирует деятельность Олега Ширина на посту генерального директора ОАО «Псков-Лада» и решит, заключать ли с ним контракт на следующие три года. Вердикт будет зависеть от мнения основного акционера, которым является тольяттинская «Лада-Сервис». Фирма владеет 83% акций своего дочернего предприятия. Так что тут уж - как решат «в верхах».Псковский областной совет профессиональных союзов, обеспокоенный ситуацией на предприятии, обратился в адрес вице-президента ОАО «Лада-Сервис» Артема Федосова с письмом о необходимости соблюдения действующего законодательства в отношении членов профсоюза, работающих на ОАО «Псков-Лада». В настоящий момент ответ не получен.«Просим Вас обратить пристальное внимание на ситуацию, которая сложилась на предприятии. Работники уже неоднократно выходили с жалобами в различные инстанции. Противостояние трудового коллектива и директора уже давно вышло за пределы предприятия. Данный конфликт имеет огромный общественный резонанс, который будет вредить имиджу торговой марки в целом», - говорится в письме за подписью председателя Псковского облсовпрофа Ульяны Михайловой.С аналогичным письмом (уже не первым по счету) обратился к Артему Федосову и коллектив «Псков-Лады». В нем указывается, в частности, на то, что с предприятия выживают высококлассных специалистов, проработавших там по 15 - 20 лет.- Мы не просим многого, - резюмирует Роман Васильев. - Все мы готовы работать, мы хотим этого. Нам не хватает только хотя бы какого-то минимума социальных гарантий. И - уважительного к себе отношения. Мы любим свою работу и не хотим отсюда уходить.Кому же в результате придется уйти - директору или всему коллективу в полсотни человек? Увидят ли акционеры из Тольятти в действиях Олега Ширина угрозу рентабельности дочернего предприятия? Еще вопрос, увидит ли кто-нибудь самого Олега Ширина... Насколько можно судить, городская прокуратура была бы не против. "Солидарность" также хотела бы узнать точку зрения гендиректора на происходящее. Жаль, что до выхода материала это оказалось невозможным. Как говорил в детской книжке старший помощник Лом, «за неимением таковой». Возможности, конечно. Так что пока остается только ждать развития событий.Центральная профсоюзная газета «Солидарность», №15 (20/04/2011)

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.