Культобзор: о матерящемся ежике, холостых залпах отечественной живописи и культурно-законодательной пастиле

Опубликовано: 21 сентября 2011 г. в 16:04 3 0Нет комментариев0

В середине сентября окончательно стало ясно, что лето кончилось, и у газетчиков месяцев так на десять больше не будет проблем с тем, чтобы наполнить анонсами культурных мероприятий страницу, а то и две, а у зрителя-слушателя-потребителя культурного продукта - проблем, чем занять вечер. В Великих Луках стартовал театральный сезон, в Пскове, за полмесяца до традиционного Дня музыки, прошел фестиваль юных исполнителей народной песни, в Пушкинских Горах много интересного произошло на традиционном большом библиотечном фестивале по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». А в Себеже, например, открыли памятник Зиновию Гердту - «глубоко легкомысленному человеку», как он сам себя называл. И себежане на «пятачке» в городском парке, где традиционно собираются поэты и другие творческие люди, смогли увидеть вживую и даже коротенько пообщаться с множеством известных гостей церемонии, в том числе, и столичных, знавших артиста с такими вот псковскими корнями… Чур, это не я! В Пскове основным «культурным заслоном» минувшей декады стали гости из Финляндии. Дни этой скандинавской страны-соседки получились достаточно насыщенными и интересными на самый разный вкус. Культурная составляющая дней в очередной раз со всей возможной наглядностью продемонстрировала, насколько же мы по-разному относимся к тому, что, собственно, входит в необъятное понятие «культура». Устраивая презентацию страны или области, наши люди больше говорили бы об истории. Финские гости сделали акцент на современном и ежедневном. На «уличной моде», например. Фотопроект HEL LOOKS, представляющий людей, одетых странно, порой нелепо, порой просто ярко и даже по-своему стильно (в том плане, что проявлением «особого стиля» можно, не рискуя, назвать практически любой набор и подбор чего угодно…) родился из Интернет-блога, который его создатели Лиза Йокинен и Сампо Карйялайнен открыли в июле 2005-го. Блог победил на конкурсе в Финляндии, стал выставкой и поехал по миру. В Пскове HEL LOOKS экспонировали в Приказной палате. Более странных людей стены бывшей «колодничей» ещё не видели, - к этому сводилось выступление директора Псковского музея-заповедника Юрия Киселёва (впрочем, завершая выступление, Юрий Николаевич дипломатически сказал, что наши фотографы тоже могли бы сделать что-нибудь подобное). Персонажей с выставочных фотографий в разговорах между собой молодая, по преимуществу студенческая публика, называла «фриками». В репликах-комментариях на телекамеру молодые люди говорили, что да, всё занятно, прикольно, здорово бы было и на наших улицах… однако на логично следующий за таким комментарием вопрос: «А сам так оделся бы?» - категорически отвечали: «Нет». Далее, как электричка со всеми остановками, следуют вопросы без ответов: об эпатаже и уважительном отношении к окружающим, о способах самовыражаться и природе этих способов, о сути и о назначении искусства вообще и искусства моды, в частности… Другой совсем уж «не нашей» выставкой стало представление в Псковской ДХШ финских комиксов, история которых насчитывает уже более века. «Лет сорок назад в нашем обществе тоже плохо относились к комиксам, считая их легкомысленным и развлекательным искусством. Но разве развлекательное - это плохо?» - задал почти риторический вопрос писатель Юкка Парккинен, сорок лет назад стоявший у истоков создания Общества комиксов - оно потребовалось, потому что уж очень много писателей и художников работало в этом жанре в Финляндии уже в 1970-х!.. Комиксов на выставке было много - большие стенды с сотнями забавных рисунков на них нужно было долго разглядывать - благо, специально для русскоязычной публики все реплики персонажей перевели на русский. Кое-что нашего зрителя не трогало вовсе. Кое-что нашим людям было очень даже близко и понятно (например, про перевыборы мумми-папы на пост главы семьи - в отдельно взятой закрытой комнате и из единственно взятого мумми-папы; реплика мумми-сына: «Папу, наверняка, опять выберут…»). Но наибольшие симпатии посетителей выставки (в час вернисажа это, по большей части, были студенты и учащиеся псковской Детской художественной школы) вызвал ругающийся ёжик. Имени у этого популярного в Финляндии животного нет, его так все и зовут «ругающийся ёжик». Интересно, что комикс делают на одном из разговорных диалектов финского языка, не всегда очень уж цензурно, то есть - опять к вопросу о стиле - с особенной стилистической окраской… Всё это, впрочем, равно как и сольный концерт исполнительницы на кантеле Сари Каасинен, и мастер-класс финского повара Яри Мартикайнена, и выступления цирковых артистов из Куопио и многое другое, преследовало одну главную цель: представить россиянам Финляндию - такой, какой они едва ли увидят эту страну из окна туристического автобуса. Повторенье - мать… Планшеты с комиксами, которые, проездом в Пскове пробудут совсем недолго, едва ли не заслонили в выставочном зале ДХШ другую выставку - очень значимую для директора школы и его коллег. Выставка называется «Псков приглашает друзей», и была открыта в ДХШ ещё в Дни города летом, но тогда, в безумном количестве мероприятий (почти полсотни событий разного уровня и размаха за три дня, развлекательная программа по полной!), практически не была замечена, а потом… потом продолжилось лето, и школа вместе с выставочным залом была закрыта для посетителей. А ведь на выставке есть очень сильные работы, огорчается «потерянному дню рождения» Олег Николаевич. Экспозиция, действительно, очень интересна - колористические находки, композиционные изыски в стремительных, пленэрных работах… Дело в том, что выставка из почти что ста картин - традиционная, сделана по итогам международного пленэра, лучшее из того, что за две недели написали в Пскове, в Изборске, в Мальской долине профессиональные художники-преподаватели из Финляндии, Голландии, Германии, Эстонии, Латвии и России. Проблема, конечно, в том, что попасть на выставку можно лишь в те часы, когда открыта школа. Но ведь для истинного ценителя изобразительно искусства ни одно расписание не может стать сколько-нибудь серьёзным препятствием… Подтверждением тому, что события, требующие хоть сколько-то серьёзного внимания со стороны зрителя, в Дни города оказались «холостым залпом» служит и то, что на этой неделе в Псковском музее-заповеднике второй раз открыли выставку работ современных авторов из пяти российских городов: Калуги, Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Фигуративная и абстрактная живопись, графика и эмали от художников XX (и XXI…) века тогда, в июле, была размещена в Приказной палате среди стилизованных под XVII век интерьеров. Экспозиция, которая в пёстрые дни праздника многим показалась тоже пёстрой и несбалансированной, сейчас смотрится совсем по-другому, и не только потому, что ей определили новое место - головной выставочный зал музея. Выставка иначе скомпонована и существенно расширена. В частности, вырос «псковский блок» из полотен Николая Москалева, Анатолия Жбанова, Ильи Семина, Ирины Гурской. Впрочем, характер выставки – резкого, иногда режущего взгляда на мир - остался вполне себе прежним… Культурный обмен Ещё одно событие минувших десяти дней скорее можно отнести к курьёзам из нашей культурной жизни - какой эта жизнь порой оказывается из-за «извивов» действующего законодательства. Факт культурной жизни: в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» на трёхдневном субботнике собрали более двух тонн яблок (осень нынче яблочная!). «Соль» факта: собранные яблоки отправили в Коломну - в тамошний музей «Коломенская пастила». Парадокс нашего законодательства в том, что связанные по рукам и ногам музеи не могут закупать продукты для переработки, даже если эта переработка на музеях-усадьбах ведётся по исторически выверенным технологиях, а сам процесс переработки является своего рода «объектом» музейного показа и частью уставной деятельности. В результате, закупить зерно для того, чтобы на радость посетителям и им же в просвещение смолоть его на музейной старинной, с подлинными механизмами, действующей водяной мельнице, музейщики не имеют права. Спасибо, выручают коллеги из неблизкого географически, но родного по законодательным проблемам «Куликового поля», и зерно, выращенное в Московской области, едет в Псковскую, а яблоки из сада, заложенного ежё дедом Пушкина, Осипом Абрамовичем Ганнибалом, - зерну навстречу. Из Псковской области в Московскую… Алина Егорова специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.