«Я скоро перестану туда ходить…»
Это часть комментария одного из посетителей портала ВЛуки.ру, появившегося после просмотра спектакля «Тайны Шинонского замка». Именно пьесой Джеймса Голдмена в минувшую пятницу Великолукский драматический театр открыл 92-й театральный сезон. Не претендуя на роль театрального критика, выскажу свое сугубо личное мнение. Итак, начнем разбор спектакля по «костям».
Что видит и слышит зритель, приходящий в театр? Игру актеров, декорации и костюмы, музыкальное и световое оформление. Всем этим руководит режиссер, который и готовит, подобно повару, единое блюдо, под названием «спектакль». Вспоминая присказку про две новости — одну хорошую, другую плохую — начнем с хорошей, тем более, что она у нас в гордом одиночестве.
На мой взгляд, удалась работа художника-постановщика, за что большое зрительское спасибо. Если не обманывает программка, то это Светлана Веселова — художник-постановщик. Вот действительно кто, отталкиваясь от небольшого бюджета (предполагаю, что это так), сумел приблизить нас к XII-му веку и Шинонскому замку — именно тогда и там происходят события, разворачивающиеся на сцене. Декорации вместе с костюмами порадовали глаз… Вот, в принципе, и все, на чем хорошие новости заканчиваются.
Музыкальное оформление явно ниже уровня декораций и костюмов: если они помогают нам приблизиться к Англии, то музыка наоборот — с поставленной задачей не справляется. Мне кажется, что выполнение таковой перед музыкальным сопровождением не ставилось вообще. Однако есть народные инструменты, чье звучание может сразу перенести зрителя в страну, где разворачиваются основные события. В итоге музыкальной окраске подлежали лишь некоторые из проникновенных диалогов, которые ведут между собой герои пьесы. Наверное, чтобы выдавить из зрителя слезу.
Прежде, чем продолжать разбор, следует ввести читателя в суть происходящего. 1183 год. Во время предстоящих Рождественских празднеств король Англии Генрих II, чья жизнь уже клонится к закату, должен назвать имя наследника трона. На это торжественное событие прибывают жена Генриха II Элеанора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против мужа, любовница короля, тщеславная принцесса Алэ, ее коварный брат, король Франции Филипп, и трое сыновей Генриха II — Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно — непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради обладания ею. И у всей королевской семьи есть достойный пример для подражания — сам жестокий и властолюбивый Генрих II. По крайней мере, такую трактовку событий и персонажей, в них участвующих, дает Андрей Кончаловский (я ее тупо копирнул, отыскав в паутине). Еще в 2003 году на экраны вышел его фильм (кстати, стоит посмотреть любителям исторических фильмов) «Лев зимой», поставленный по той же пьесе Голдмена, что и наши «Тайны». Теперь, когда понятен сюжет, пройдемся по персонажам.
ГенрихII в исполнении Вячеслава Никитина, в принципе, неплох. Однако его образу явно не хватает королевской жесткости в репликах — ведь он нам подается как ее образчик. Важный момент — король собирается уйти на вечный покой, потому-то в замок и приезжает его семья. Тогда, как мне кажется, и в его движениях должна хоть как-то проглядываться немощность — ведь он старик. Хватание некоего растения в горшке (часть декораций) и потрясание им над головой выглядит, по крайней мере, смешно для человека преклонного возраста. Не говорю уже о том, что потом вдруг ему захотелось иметь пятерых детей. Тогда дайте мне, зрителю, понять, что это лишь фантазии - мечты, так сказать.
Ричард, старший сын в лице нашего Бориса Ефремова, единственный, кто из мужских персонажей обошелся без парика, что сразу выделяло его на общем фоне. Свой hair. Сделал все, что мог, без явных срывов и выразительных взлетов. Так бы я оценил его игру.
Элинор, жена Генри в исполнении Александры Камоловой, на мой взгляд, лучше остальных справилась со своей задачей, чего не могу сказать о Викторе Шадрине, исполнившем роль младшего сына короля Джона. Вот, кто пугал меня весь спектакль своим выходом на сцену. Именно пугал, потому что моим ушам было больно. Я так и не понял, зачем так орать — в зале сидели абсолютно здоровые люди. Мое место было на далеком 16-м ряду, каково же остальным… Да и вместо игры сплошное кривляние. И, если честно,то я не понимаю, за что Администрация Псковской области раздает сегодня звания «Лауреатов»? Видимо, более подходящей кандидатуры тогда не было. Хотя, это был совсем другой персонаж — Алеша в его лауреатском исполнении. К сожалению (а может, наоборот), не видел.
Филипп, король Франции. Антон Семеновых не впечатлил, но и не разочаровал, впрочем, как и Эллис — Екатерина Гудаева, тоже, кстати, Лауреат все той же премии, и все той же администрации. Но здесь я, по крайней мере, не возражаю.
Джеффри, средний сын. Не случайно я оставил его на самый финал. Это Павел Сергеев – он же режиссер-постановщик, он же музыкальное оформление. Как говорится, «три в одном». И вот Сергееву-актеру я бы поставил самую большую оценку. Он приятно порадовал своей манерой говорить и умению держаться на сцене. Однако все остальное, сосредоточенное в его руках, выглядит, мягко говоря, слабовато. Вот что действительно понравилось не только мне, но и всему залу, так это момент, когда затронули тему мальчиков и любовных взаимоотношений между ними. Все напряглись, и в зале повисла потрясающая (звенящая) тишина! Эпизод надо обязательно оставить, постоянно мониторя реакцию публики.
В спорте так повелось, что выигрывает команда, а проигрывает тренер. В нашем случае - режиссер. Слабое начало с непонятными забегами, скорее, индейцев, нежели рыцарей королевских кровей. Слабые диалоги, в которых даже нет намека на Англию XII-го века. Слабое музыкальное сопровождение. Но самое главное — это отсутствие как такового действия. Первое отделение (около полутора часов) герои переливают из пустого в порожнее, отчего становится боязно, что впереди нас ожидает и действие второе. Как в бразильском «мыльном» сериале: почти час длится серия, в которой Изаура расстается (и никак не может) с Тобиасом. Поспать бы, да кресла не позволяют. К моей радости, вторая часть нашего «марлезонского балета» оказалась всего лишь 45-минутной. В общем, не впечатлило!
Напоследок выражу опять же свое личное мнение, что провинциальным театр делает не местоположение, а люди. Пока он у нас действительно местечковый, хотя потенциал у труппы, безусловно, есть. Его нужно направить в нужное русло (как тут не вспомнить постановки, например, Дмитрия Борисова). Хочется ходить в театр не для того, чтобы в очередной раз с грустью признавать, что мы находимся в Великих Луках, а наоборот — этим гордиться. Ну, а подкрепить все это хотелось бы оценками, используя обычную пятибалльную систему:
Режиссура — 2
Декорации и костюмы — 5
Музыкальное оформление — 3
Игра актеров — 3
Свет — 4.
Итого — средняя оценка 3 (три, удовлетворительно).
👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках
Комментарии 13
Я была на спектакле в субботу так "когда затронули тему мальчиков и любовных взаимоотношений между ними", зал разразился хохотом - мониторим дальше....
Интересно, как отреагирует городская пресса на премьеру. Неужели у кого-нибудь поднимется перо на хвалебный отзыв?
Скорее всего. После приезда Псковского театра драмы именно такой прочитал в "Великолукском обозрении". Автор Л.Скатова. Что то, типа, "зал рукоплескал!.." Проблематично в маленьких городах называть вещи своими именами. И уже не важно, что на самом деле "король-то, голый!".
Кстати у Людмилы Скатовой был интересный отвзыв на "Катерину Измайлову"(там было о чем писать), с критикой Б. Ефремова, что "не герой он, не герой". С тех пор он все больше стал напрягать свой голос, но героем так и не стал.
конечно, в нашем городе полно почитателей П.П.С.
После "Катерины Измайловой" я думала, дело налаживается, оказалось - это был пик.
А я не в теме! И чувствую, что не зря))))))
А я вот туда уже не хожу. Хотя раньше посещение театра было особым моментом....
http://vluki.ru/video/dtv-rapid-premera-spektaklya-00121.html
А я упертая, жду чуда....
Ну да... дождались ведь в 2008-м году бронзы на ЧЕ по футболу. Я вот посчитал, получилось 20 этого лет ждал. И тут подождем)
"Подождем мою маму,
Подождем твою мать."
Прочитала в "Великолукском обозрении" статью Людмилы Скатовой "Тацны Шинона открываютя медленно" в которой она подробно рассказывает сюжет и раскрывает характеры героев... Похвала только живописной сценографии Светланы Веселовой....Оценки спектакля нет....
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.