Частный нотариус не зависим ни от чего, кроме закона — руководитель Нотариальной палаты Псковской области Валентина Николаева

Опубликовано: 4 декабря 2011 г. в 9:56 34 0Нет комментариев0

Есть люди таких профессий, которых мы часто ругаем, но о которых вспоминаем в тяжелые и ответственные минуты жизни. Среди них не последнее место занимают нотариусы. В следующем году нотариат Псковской области будет отмечать 20-летие важной вехи своего развития – перехода на внебюджетную основу. В преддверии юбилея президент Нотариальной палаты Псковской области Валентина Николаева рассказала о некоторых трудностях и «подводных камнях» своей профессии. - Валентина Кирилловна, 20 лет назад в области не было частных нотариусов. Сейчас обстановка прямо противоположная: не осталось государственных. Почему так получилось? - В феврале 1993 года были приняты «Основы законодательства РФ о нотариате», действующие и по сей день. Главное изменение заключалось в появлении негосударственного или, как его называют, частного нотариата. Эта реформа проходила без какого-либо давления со стороны государства. Государственные нотариусы сами для себя решали, остаться ли им работать в государственной нотариальной конторе и, соответственно, находиться на гособеспечении, или стать нотариусами, занимающимися частной практикой, и работать самостоятельно, на полном самофинансировании. Преимущество частного нотариуса – в том, что он независим ни от кого, ни от чего, кроме закона. Если нотариус считает, что не может что-то удостоверить или выдать документ, то обязать его может только суд, если найдет в действиях нотариуса нарушения. По официальным данным, на сегодня государственных нотариусов в России осталось меньше 2% (на общую численность 7,7 тысяч приходится всего 70 государственных нотариусов, и ежегодно эта цифра уменьшается). Государственные нотариусы в основном остаются только там, где экономически невозможно существовать самостоятельно, например, в отдаленных районах. Изначально в Пскове было 8 нотариусов – 2 госконторы, по 4 человека в каждой, плюс консультант. В 1993 году первые 12 человек, став частнопрактикующими нотариусами, создали Нотариальную палату Псковской области, а к 2000 году у нас в области не осталось ни одного государственного нотариуса. Все нотариусы являются членами региональной нотариальной палаты. В настоящее время в городе Пскове работает 9 нотариусов, а на территории области – 41. У многих нотариусов в штате имеются помощники, которые имеют право вести прием в случае отсутствия нотариуса, например на период его болезни, отпуска или других неотложных обстоятельств. - 9 нотариусов справляются с объемом работ по городу? Есть ли какие-то нормативы по количеству нотариусов для того или иного населенного пункта? - Количество необходимых должностей определяется Приказом Минюста от 2008 года, разработанного на основе европейского опыта. По одному нотариусу положено: в районах - на 25-30000 человек, в городах - на 20-25000, для Санкт-Петербурга и Москвы - на 15000 человек. В проекте закона о нотариусах также есть эти цифры. Так что девять для Пскова – это норма. - Получается, что государство медленно, но верно переводит нотариат на коммерческую основу? Кто при этом является гарантом честности нотариусов? - Нотариус несет ответственность за все, и если он совершит ошибку – здесь обычным «извините» не обойдешься… Действительно, создалась двоякая ситуация: с одной стороны, мы находимся на самофинансировании, с другой – представляем интересы государства, имеем право ставить государственную гербовую печать, на что имеем соответствующие полномочия от Управления министерства юстиции. И структур, которые контролируют деятельность нотариусов, тоже две. Это, во-первых, Нотариальная палата Псковской области. Нотариус не может работать как его душе угодно, он должен соблюдать не только действующее законодательство, но и определенные правила, методические рекомендации. Если нотариус работает с нарушениями, мы можем применить к нему определенные меры дисциплинарного воздействия согласно профессиональному кодексу нотариусов РФ, утвержденному в 2003 году. В области были случаи, когда по итогам проверок с некоторыми нотариусами нам пришлось расстаться. Еще один орган, контролирующий деятельность нотариусов, - Управление юстиции. Кроме того, определенным гарантом является институт страхования ответственности нотариуса, который постоянно совершенствуется в сторону ужесточения требований. Суммы страховок за 20 лет выросли в разы: с 10000 до 2-5 млн рублей. Граждане должны быть уверены в том, что ответственность нотариуса застрахована. - Как быть, если гражданин не согласен с действиями нотариуса? Куда можно жаловаться и можно ли рассчитывать на то, что жалоба будет услышана? - Жалобы, которые периодически поступают к нам от граждан, рассматриваются Комиссией по этике Нотариальной палаты Псковской области. Если жалоба обоснованна, ее обсуждение выносится на заседание правления, где по результатам принимаются решения о мерах дисциплинарного взыскания. - Часто приходится слышать, что нотариат – это некая замкнутая сфера, в которую вхожи только люди со связями или деньгами. Откройте тайну: как стать нотариусом? - Чтобы стать нотариусом, необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в конторе не менее года, сдать два экзамена (экзамен на стажировку и на получение лицензии). Лицензия дает право на осуществление нотариальной деятельности либо в качестве нотариуса, либо в качестве помощника. При появлении вакантной должности нотариуса территориальным органом Минюста проводится конкурс, право участия в котором принадлежит лицам, имеющим лицензию на право нотариальной деятельности. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Порядок проведения конкурса регламентирован Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста. Комиссия состоит из числа нотариусов и представителей Минюста, что обеспечивает избежать субъективного подхода в выборе кандидата на замещаемую должность. По итогам прохождения конкурса территориальным органом Минюста издается приказ о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой кандидата, показавшего лучший результат. Так что никаких секретов или тайных интриг здесь нет. - Судя по вашим словам, нотариусом стать достаточно сложно. Ну, а после того, как заветная цель достигнута, - можно расслабиться и, как говорится, получать удовольствие? - Работа действительно у нас интересная, но расслабляться не приходится. С каждым годом повышаются требования к организации работы, к ответственности. Меняющееся законодательство ставит перед нами новые условия, новые задачи, решить которые, порой, непросто. - Из чего состоит рабочий день нотариуса? Чем чаще всего приходится заниматься? - Что касается лично меня и моих сотрудников, то всегда в 9 утра у нас уже открыта дверь, раньше 18 часов мы не закрываемся. Если клиент придет в 17.55, мы его выслушаем. Уходим домой в седьмом часу. Дежурим по субботам с 10 до 14 часов. У некоторых нотариусов иной график работы, но полностью соответствующий трудовому законодательству. Клиенты видят в основном что? Постановку печатей. Между тем, предварительная работа по различного рода делам, например, по наследственным, занимает не один час. В общей сложности дело о наследстве нотариус ведет в течение 6 месяцев. А потом еще и занимается постоянным хранением документов. Наверное, не ошибусь, если скажу, что самая частая наша услуга – это копии, доверенности, заверение подлинности подписи. На втором месте, пожалуй, свидетельства о праве на наследство и завещания. Редко, но все же встречаются желающие заключить брачный договор. - А как же сделки купли-продажи недвижимости? - Сейчас с этими сделками нотариат работает в гораздо меньшей степени, чем лет пятнадцать назад, когда они в обязательном порядке должны были оформляться в нотариальной конторе. Принятый в конце 90-х годов Федеральный закон о государственной регистрации недвижимого имущества и изменения в Гражданский кодекс дали людям альтернативу: заключать такие сделки с помощью нотариуса или воспользоваться простой письменной формой. На сегодня чаще население выбирает второй вариант. И к сожалению, из-за незнания законодательства, непонимания последствий, это нередко приводит к судебным спорам, возникшим в результате таких сделок. А ведь большинство ошибок можно было исключить уже на начальном этапе, обратившись к нотариусу. Нотариальное удостоверение сделок, в том числе купли-продажи недвижимости, - это надежный способ оградить себя от многих неприятностей в будущем, своего рода страховка. Сейчас, кстати, все идет к тому, чтобы вернуть в ГК статью об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью. - Есть повод говорить о том, что нотариус - небезопасная профессия? - Да, иногда возникают почти непреодолимые трудности. Например, буквально недавно произошел случай: нотариус одного из округов поехала на выезд. Время было вечернее, дорога в районе плохая (можно сказать «фронтовая») и автомашина застряла прямо в лесу посредине дороги, не доехав до требуемого населенного пункта . Помощи, соответственно, ждать неоткуда, мобильная связь не действует... а бывает, что она связана можно сказать «с риском и опасностью». И, если нотариус отказывает в совершении действий по какой-либо причине, то – в лучшем случае могут отказаться везти обратно, а представьте себе поселковые дороги, да еще зимой…, или могут не оплатить транспортные услуги. А в худшем случае – угрожают, уговаривая совершить незаконные нотариальные действия. В связи с этим часто нотариус выезжает вместе с кем-то из своих сотрудников. Порой даже находиться одному в конторе страшновато. Ведь мы отказываем некоторым гражданам: если человек неадекватен, не трезв, психически нездоров или обращается с просьбой совершить незаконное нотариальное действие, либо сопровождающие лица явно оказывают на него психологическое воздействие. - Насколько соответствуют действительности слухи о том, что работать нотариусом выгодно с материальной точки зрения? - Любая профессия должна удовлетворять не только с материальной стороны, но и с моральной. Какой смысл в работе, если ты приступаешь к ней и не получаешь от нее удовлетворения. Но уж если говорить о материальной составляющей профессии нотариуса, то не все, что взимает нотариус в виде нотариального тарифа, является его непосредственным доходом. Как и в любой другой организации на нотариусе лежит бремя содержания нотариальной конторы (электричество, отопление, уборка, водоснабжение…), заработная плата работников, социальные отчисления, налоговые отчисления, членские взносы, печатная продукция (в том числе бланки с несколькими степенями защиты для нотариальных действий). Значительная часть средств уходит на техническое оснащение конторы: кроме покупки техники (компьютеров, ксероксов, сканеров и .т.д., которые кстати очень быстро устаревают) нотариусу необходимы лицензионные программы, электронные ключи и многое другое... Еще нотариус обязан повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в конференциях и семинарах. Существенную часть расходов составляет содержание помещения нотариальной конторы в должном состоянии. Ведь существует целый ряд определенных требований к нашим офисам, в частности, это касается соблюдения технических, санитарно-гигиенических условий, необходимых для надлежащей работы сотрудников, приема граждан, хранения и содержания архива, охранно-пожарной системы и обслуживания их. Практически у каждого нотариуса есть помощник, который также имеет лицензию и исполняет обязанности нотариуса, во время его отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой и т.п. Мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы граждане могли получать своевременное и качественное нотариальное обслуживание. Кроме того, помощники нотариусов являются залогом того, что традиции нотариата будут продолжены, ведь в нашей работе очень важны опыт и многолетняя практика, преемственность поколений. Сейчас нам уже трудно работать без программистов: с июля этого года введена практика электронного документооборота, и мы перестраиваемся на такую форму работы. Причем «электронный нотариат» появился в интересах граждан: теперь нотариус может осуществлять бесплатные запросы вРосреестр, Сбербанк, ФНС, а в ближайшем будущем, и другие органы,организации. То, что раньше занимало много времени, теперь делается достаточно быстро. И это очень важно, ведь электронный обмен данными, избавляет граждан от посещения этих организаций, значительно экономит их время и позволяет обезопасить нотариуса от подделок. Кроме того, время требует включения в штат нотариальной конторы должности архивариуса, который отвечает за сохранность и обработку документов. Ведь мы храним не только свои, но и государственные архивы. - Разве архивные документы хранятся не в Государственном архиве Псковской области? - Вопрос с хранением документов, связанных с нотариальными действиями, пока не решен на федеральном уровне, и такого рода документы хранятся у нас. Архивные документы с 1940 по 1993 год распределены между нотариусами. Плюс к этому у каждого нотариуса за 20 лет появился свой архив, в котором документы также требуют обработки и правильного хранения. Документы должны храниться в месте, отвечающем всем требованиям: несгораемые шкафы, свет, определенная температура воздуха и уровень влажности. К тому же сейчас мы видим, что складывается тенденция к увеличению сроков хранения документов. Ежегодно каждый нотариус заводит 200-300 наследственных дел. А с 2011 года такие дела хранятся постоянно. У нас есть мечта – объединить нотариальные архивы всей Псковской области, но для этого необходимы очень большие средства. Подобные хранилища уже созданы во многих российских городах, например, в Волгограде, Мурманске... - Где можно найти информацию о псковских нотариусах и графике их работы? - Есть сайт, своя страница в интернете есть и у Нотариальной палаты Псковской области. В закладке «Нотариальные конторы» вы можете найти все требующиеся адреса и контакты. Напомню, что наследственные дела оформляются по месту последнего проживания умершего. В Пскове действует принцип побуквенного распределения. Все подробности можно уточнить по телефону 8 (8112) 62-26-95. Кроме того, на улице Советской, 60а силами Палаты организован пункт оказания бесплатных консультаций, где жители города и области могут получить интересующую их информацию, касающуюся тех или иных нотариальных действий. Юридические консультации проводятся по предварительной записи. Для того, чтобы записаться на прием, необходимо позвонить по уже названному мной телефону и рассказать свою ситуацию (или проблему). Прием осуществляется по средам с 16 до 18 часов. Еще один способ связи с населением - книга обращений граждан, куда администратор запишет ваши контактные данные и суть проблемы. Нотариусам в Пскове доверяют. Это результат большой напряженной работы. Принимая решение, мы берем на себя всю полноту ответственности за его законность, ведь нотариус беспристрастен, ответственен. Мы умеем хранить чужие тайны. Беседовала Елена Никитина

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.