Либерализация российской политики? Региональный политпрогноз на очередной политический цикл

Опубликовано: 23 марта 2012 г. в 16:47 28 0Нет комментариев0

22 марта в Общественном пресс-центре Псковской области прошел «круглый стол» на тему «Либерализация российской политики? Региональный политпрогноз на очередной политический цикл». Участниками обсуждения стали представители парламентских партий, специалисты Института регионального развития, журналисты.

На обсуждение был вынесен вопрос, как может отразиться на региональном политическом процессе реализация предложений по модернизации политической системы - выборы губернаторов, новый закон о регистрации политических партий, отмена института сити-менеджеров. Результатом дискуссии стал своеобразный прогноз развития ситуации в локальном политическом пространстве региона.

Участники обсуждения:

Сергей Дамберг, научный руководитель Института регионального развития;

Анатолий Копосов, депутат Псковского областного Собрания (фракция КПРФ);

Сергей Макарченко, депутат Псковского областного Собрания, координатор регионального отделения ЛДПР;

Наталья Тудакова, депутат Псковского областного Собрания, руководитель фракции партии «Справедливая Россия»;

Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания депутатов, председатель регионального отделения партии «Яблоко»;

Игорь Иванов, депутат Пыталовского районного собрания, координатор Псковского городского отделения ЛДПР;

Евгений Самуйлов, депутат Псковской городской Думы («Справедливая Россия»);

Александр Михайлов, член партии «Яблоко».

Приглашенные представители партии «Единая Россия» не смогли принять участие в работе «круглого стола».

Модератор – Денис Бахтин, журналист Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей публикует стенограмму «круглого стола».

Модератор: Уважаемые гости! Тема круглого стола - либерализация российской политики и региональный прогноз на очередной политический цикл. Я хотел бы пояснить, что именно будет обсуждаться на сегодняшней встрече. Мы рассмотрим вопрос о том, как будет развиваться политическая жизнь в нашем регионе. Как вы все знаете, в декабре и в марте прошли выборы, которые позволили сформировать новый состав органов власти. Очевидно, что в течение ближайших 5-6 лет нас ожидают некие изменения в политической системе. В частности, они связаны с предложениями президента по либерализации: возвращение выборов губернаторов, изменение порядка регистрации политических партий, обсуждение возможности возвращения к прежней системе управления в крупных городах, возможные изменения способа формирования Совета Федерации.

Мы попытаемся проанализировать, как эти инициативы могут отразиться на региональной политической жизни. Предлагаю также нашим политикам сделать прогноз относительно того, что нас ждет в ближайшем будущем, возможны ли какие-либо изменения в Псковской области. Сегодняшнее обсуждение проводится с Институтом регионального развития. Научный руководитель ИРР представит доклад-презентацию, который посвящен итогам прошедшего политического цикла, а также расскажет о политических предпочтениях граждан Псковской области. Затем мы перейдем к обсуждению.

Сергей Дамберг: Мы хотим показать вам некий срез - не только результаты опросов и даже не столько. Я надеюсь, что это будет пища для размышления.

Результаты президентских выборов, думаю, всем известны. Региональная структура электората сама по себе мне представляется важным обстоятельством, которое мы обычно не обсуждаем. Я не видел, чтобы об этом заходила речь. Самые «весомые» регионы «весят» чуть более 4%. Это первое обстоятельство. Наша с вами область дала менее 0,5% президентского электората. Санкт-Петербург, который, показал, мягко скажем, наиболее спорные результаты, со всеми этими участками и прочими делами – чуть больше 3%. После этого можно взглянуть на соответствие результата Путина, скажем, тому, что было раньше, в предыдущие годы. Ничего нового мы в Псковской области, во всяком случае, в марте в отношении к Владимиру Путину не узнали. Года три его электорат или доля тех людей, которые так или иначе к нему относились, скорее, позитивно, был на уровне 60%. А раньше были и более высокие цифры - на уровне 70%. То есть, в общем, равномерность электората географическая и соответствие этих результатов ретроспективе – все это, по-моему, снимает разные подозрения относительно того, как в целом была организована президентская кампания. Мне представляется, что для начавшегося политического этапа это важный момент.

Далее - относительно выборов губернатора. Вы понимаете, что никаких собственно опросных данных мы тут представить не можем, поскольку наш нынешний губернатор не избран, а назначен. Тем не менее, у нас впереди, если мы начнем избирать губернаторов, предстоят весьма напряженные годы. Не только 2015 год – беспрецедентный пик выборов, но и наступивший 2012 год тоже довольно значителен. Большое количество губернаторов подойдут к завершению своих сроков и, вероятно, надо будет их переизбирать. Чем будут наполнены эти кампании – это большой вопрос, и я хочу сказать, что не только это ощущение, что опять Путин, но и ощущение дежавю от политического процесса вообще, усилится губернаторскими кампаниями. Опять мы выбираем губернатора, опять мы увидим пустые электоральные кампании, где мы опять услышим лозунги о любви к народу и всю эту демагогию. Пока никакого политического содержания мы не получили.

Что касается Псковской области, то опять-таки нужно вернуть вас к рейтингам. Если бы сейчас или через полгода, рискну предположить, состоятся выборы… Динамика оценок Турчака, в общем, только росла. Были периоды спада в 2010 году, не очень мне понятные, может, сезонные, но в целом из фигуры неизвестной, он стал более популярным…

Уже сегодня понятно, что в большинстве регионов наиболее популярны действующие губернаторы, и разочарование той части общества, которая хочет новизны, она неминуема. Скорее всего, в Псковской области, это я вам однозначно могу сказать, судя по этой картине, будут говорить: «Вот опять Турчак».

По поводу сити-менеджеров. Вы знаете, что вопрос отмены реформы с назначаемыми сити-менеджерами поднимается. Единственное, что со своей стороны мы можем показать, мы начали с прошлого года проводить довольно большой опрос по всем районам по оценке населением муниципальных хозяйств, муниципальных властей. Мы сгруппировали районы на те, где есть отдельно глава района и глава администрации района, и где этого нет. Вот вы видите, что это все какие-то статусные казусы, которые на ситуации, на атмосфере, на обстановке в общем-то не сказываются практически никак. Если главой района снова станет тот же, кто и будет руководить администрацией района, то, скорее всего, это никак не повлияет на жителей этого района. Это говорит о нашей муниципальной реальности. Что касается городов – Пскова и Великих Лук, то в Великих Луках самые скверные показатели по восприятию населения своей муниципальной жизни уже давно. Тем не менее, это никак не связано с фигурами сити-менеджеров. Поэтому, с точки зрения опросов, можно отменить фигуру сити-менеджера, можно назначить пятерых сити-менеджеров. Само по себе пока это не вызовет никаких социально значимых последствий.

В завершение я вам хочу сказать, что у нас всегда районы голосуют по-разному, несмотря на то, что, казалось бы, в общем ситуация везде примерно одинаковая. Хочу вам сказать, что идея о том, что чем беднее, тем лояльнее, все меньше соответствует действительности. Есть тенденция к тому, что бедные утрачивают лояльность. И я думаю, что это обстоятельство куда более важное, чем то, что здесь назвали либерализацией, чем всякие нюансы политического законодательства.

Вот когда беднейшая часть населения перестанет быть традиционно лояльной и перестанет голосовать за начальников, кем бы они ни были, тогда мы окажемся в совершенно другой стране, совершенно другой области. Вот это будет куда более важным, чем те нюансы, в которые мы сейчас можем вглядываться. Я не берусь объяснить, почему в одном районе высокая явка и сформирован большой электорат, а в другом нет. Я предложил бы вам подумать, может, действительно где-то партийная работа дает свои ощутимые результаты. Может быть, для многих людей большинство партий остаются телевизионными проектами. Тем не менее, в отдельных районах это не так, и партия приобретает реальность, осязаемость.

Мы в последнее время увидели такие закономерности: чем выше явка, тем больше доля поддержки «Единой России». Я так понимаю, что здесь сказывается опять-таки то, что называется административным ресурсом, когда гонят людей на выборы, то тогда они голосуют за тех, кто их гонит. Это, наверно, самое печальное обстоятельство. Ну, чего про это говорить? Вряд ли это ново для вас. В голосовании за КПРФ мы увидели обратную тенденцию. Я бы не стал говорить, что так всегда и будет, конечно же, но пока такая ситуация. Это по области. Ситуация в городе Пскове, как вы понимаете, совершенно другая - с коммунистическим голосованием в декабре. Что касается «Справедливой России» и ЛДПР, то прямой или обратной зависимости явки и поддержки мы не увидели.

Я предложил бы вам, как экспертам политического процесса, поглядеть на эти цифры и не пытаться их сходу опровергать. На вопросы я попытаюсь ответить, спасибо.

Модератор: Спасибо за презентацию. Давайте перейдем непосредственно к обсуждению. Я хотел бы предложить политическим экспертам высказать некоторые свои соображения как по поводу услышанного, так и свои прогнозы политического будущего Псковской области в ближайшие годы.

Анатолий Копосов: Мартовские выборы практически были сделаны «Единой Россией» с учетом того, как они были сделаны в декабре. Они очень исправились, и правильно сказал здесь докладчик о том, что погнали людей на выборы. Мы проанализировали ситуацию по участкам. Наш электорат не уменьшился. Практически на всех участках в крупных городах, районах, фактически были группы 150-200 человек, которые, к удивлению, голосовали единодушно за одну партию – за «Единую Россию». Получилось, что они оставили без внимания другие партии, в том числе и нашу.

Настораживает ситуация, которая была искусственно создана перед самыми выборами, по замене многих руководителей участковых избирательных комиссий. Создание за неделю, за 10 дней закрытых избирательных участков, куда строем приходили и голосовали за одного кандидата по 90 с лишним процентов. Поэтому, мы считаем, что выборы были построены специально под тот рейтинг, который искусственно был назван за неделю до выборов – 60%. Чтобы как-то сгладить ситуацию, получили даже немного больше.

Многие наблюдатели, которые там были, назвали массу нарушений и прочее, и прочее, хотя, в конце концов, выразили согласие с итогами. Наша партия согласия такого не высказала и мы называем эти выборы нелегитимными с учетом того, что серьезные недостатки были при организации и исполнении основного закона о выборах. В наших районах продолжается голосование в переносных урнах, в переносных ящиках. Несмотря на все вроде бы договоренности перед выборами - мы уже не подписываем никакие соглашения, а просто договариваемся, чтобы с этими урнами выезжали наблюдатели.

Но даже при обсуждении этого вопроса правящая партия говорит, что транспорта нет, наблюдателей не будет. Со стороны руководителей участковых избирательных комиссий была еще более жесткая позиция по отдельным участкам. Поэтому говорить о том, что где-то что-то было сделано честно и справедливо, мы не считаем возможным. А потом вот эти мобильные группы добровольцев-агитаторов, которые не представлялись агитаторами, а вроде ходили, переписывали, давали что-то и у нас такие факты были зарегистрированы в Великих Луках и были наши обращения от коммунистов, к которым приходили такие агитаторы. Прокуратура признала, что это агитация в такой форме, а деньги даются за работу, за агитацию, людей покупают. Установка веб-камер, о которой говорили, что она на что-то повлияет, наоборот психологически повлиляла на наше население, которое посчитало, что это слежка за тем, что он взял деньги и как будет голосовать. Были и такие ответы: ты деньги взял, ты идешь, а за тобой следят и видят, как ты голосуешь. Из-за того, что там использован административный ресурс, все это вызывает отторжение тех результатов, которые прошли на выборах по крупным городам. Не может быть такого единообразия по всем участкам, что «Единая Россия» со своим кандидатом в президенты прошла полностью на одном дыхании и нигде не споткнулась, не повлияло наличие других партий, которое наглядно было продемонстрировано на выборах в декабре. 4 декабря влияние оппозиционных партий в области ощущалось на всех участках

Да и выборы губернатора. Возможностей у действующего губернатора, как и у действующего президента, всегда больше чем у оппонентов. Вызывает удивление, что сегодня руководитель Института регионального развития защищает «Единую Россию». В дебатах, и на областном уровне, «Единая Россия» практически участвовала редко, мало. И в области на уровне президента даже доверенные лица в дебатах участвовали мало. Выйдут четыре представителя от оппозиционных партий, между собой поговорят и все, а все остальное остается в тишине. Ну, вот такая ситуация.

Потом, все-таки будем говорить, правящая партия думает о том, что к следующим выборам ей еще надо готовиться. Закон о политических партиях наверно создается как следующий шаг, чтобы опять же атомизировать партии. Это делается, чтобы можно было создать не менее 5-6 партий, которые тоже были бы коммунистические разного уровня или ЛДПР с различными уклонами, «Справедливая Россия». И «Яблоки» будут - и красные, и серые, и синие. У нас вон и коммунисты СССР, и коммунисты XXI века, и коммунисты-большевики, и каких только нет. Поэтому, это подготовка к выборам и президента, и к следующим выборам в различные органы законодательной власти. Наша партия показала, что поддержка не уменьшается. Мы же знаем, как собирали поддержку и готовили поддержку в Москве и Московской области Путину: автобусы, автомобили с открепительными талонами и прочее и прочее. Это все было. Я думаю, что оппозиционным партиям нужно будет думать еще дальше, как бороться со всем этим злом.

Сергей Макарченко: Во-первых, хотел бы Сергея Владимировича поблагодарить за такой обстоятельный доклад и, о чудо, я услышал из его уст фразу «Чем больше нагнали, тем больше за Путина». Это констатация факта, но неожиданно было именно от него услышать, спасибо за вашу гражданскую смелость и сознательность. Если говорить о выборах президента, то, наверное, Путин и должен был победить, но, я считаю, что победить он должен был во втором туре. Как это мухлевалось, сложно сказать. Не пойман – не вор. Но мы знаем, например, что в Ставрополе 25% города голосовало на дому. Вот такой вот город инвалидов. Это было в регионах. Как это было сделано регионами, предстоит еще разбираться.

К сожалению, в день выборов никого за руку поймать не удалось, но есть некие результаты, которые просто поражают. Например, в воинской части голосуют за кандидата от «Единой России» - женщину, которую в глаза никто в воинской части не видел, и это 130 человек, а 30 человек военнослужащих голосуют за кандидата, который там прослужил 20 лет. У меня это лично вызывает сомнения. Это, как минимум, странно. И таких моментов очень много, очень такие интересные голосования по участкам.

Очевидно, явка была каким-то образом завышена. Действительно, как говорит Анатолий Петрович, практически все наши голоса, которые были у нас в декабре, они у нас остались. Но явка была завышена и все, кто пришел сверх того, вдруг чудесным образом голосовали исключительно за «Единую Россию» и кандидата в президенты РФ Путина Владимира Владимировича. Наверное, что-то было выдумано новое. Надо с этим разбираться.

Конечно, нужно было либерализировать законодательство, дать возможность новым партиям появиться. Слишком как-то все забронзовело, как говорят наши коллеги. Но дело в том, что нельзя опускать количество членов партии до 500 человек. Мы сейчас с вами получим партию любителей пива, партию любителей третьего размера женской груди и так далее и так далее…

(смех в зале)

Поверьте, в любой социальной сети человек может набрать за два дня 500 человек и на основании этого создать партию. Глупость, конечно полная, но совершенно понятно для чего это делается. Одна из первых партий, которая будет создана, это будет партия очередная какая-нибудь коммунистическая. Для чего это делается? У партии власти есть свой ядерный электорат: это чиновники, семьи чиновников и т.д. Они как голосовали, так и будут голосовать, хоть 200 партий внеси в бюллетень. Ну а во что превращаются выборы с таким количеством партий, я просто знаю. Сам был на выборах на Украине, когда там участвовало 46 партий и блоков, когда вот такаяпортянка(разводит руки в стороны – ред.) и за кого голосовать непонятно. Приезжаешь на выборы, а там каждый человек участвует в выборах так или иначе: либо он член комиссии, либо наблюдатель, либо агитатор, либо он работает в трех партиях сразу. Нельзя скатываться до этого, это не имеет смысла. Наверное, это все, что я могу сказать. Естественно, мы результатом не удовлетворены. Оставляет надежду на лучшее то, что количество проголосовавших за нас людей не уменьшается.

Евгений Самуйлов: Поскольку тема сформулирована как дальнейшее развитие политической жизни региона, то я постараюсь говорить, прежде всего, об этом. Я начну вот с чего. Наверное, правомерно будет задать самим себе вопрос, на который сами постараемся ответить. Мы задавали его перед 4 декабря, мы задавали его перед 4 марта и продолжаем задавать на ближайшие 4-5 лет. «Единая Россия» сегодня отсутствует, как уже сказали, по техническим причинам. Техническая причина здесь одна: политическая жизнь предполагает, как минимум, дискуссию. А как мы предполагаем дискуссию в обществе, если ее не получается даже здесь? Получается, либо их это потенциально не интересует, и дискуссий в ближайшие годы не будет. Либо они знают что-то такое, чего не знаем мы и дискутировать сегодня просто является бессмысленным.

Наша позиция в том, что до мая, а скорее до июня месяца, никаких прогнозов не строить и не делать. Я хочу обратиться к представителям, прежде всего, СМИ, хотя, может быть, они этот факт знают и без нас давно. То, к чему привлекалось больше всего внимания, – это некие программные статьи Владимира Владимировича Путина в газете. Они, позволю напомнить, не были оплачены из избирательного фонда кандидата в президенты Владимира Владимировича Путина. По сути, это частное мнение гражданина РФ и, если после 7 мая кто-то из граждан осмелится публично или непублично сказать: «Товарищ президент, вы обещали то, то и то, но не выполнили», он скажет: «Простите, в каком качестве эти обещания звучали и как вы их восприняли, это вопрос другой». Почему подождать до мая-июня? Если на самом деле будут реализовываться те пункты, которые были взяты у других оппозиционных партий, а в нашу программу, к примеру, включена программа действий, то это может быть одна ситуация. Если окажется так, что будет реализовываться то, что на сегодняшний день не обсуждалось, то это будет другая картина.

Если брать просто навскидку, раз вы пригласили нас сегодня для прогнозирования, не секрет ни для кого, что в апреле мы увидим новые ценники на бензоколонках, а это значит прибавку к цене других товаров и услуг. Не секрет также, что летом начинает действовать в полной мере 83-й федеральный закон, а это коммерциализация бюджетных сфер: образование, медицина, культура, досуг и прочее. Не секрет, что летом начинается полное и планомерное вступление России в ВТО. А это граждане России еще на своей шкуре не испытали. С 1 июля изменятся тарифы естественных монополий: это тарифы ЖКХ, а, следовательно, цены, товары, услуги и так далее. Соответственно, где-то к осени из отпусков люди могут вернуться в страну, которая живет уже в несколько иных социально-экономических условиях. И тогда мы поговорим, каким будет развитие страны в новом президентском цикле В.В. Путина.

По губернатору. Я не буду спорить с господином Дамбергом о том, что сегодня бы, например, избрали Турчака, если бы были выборы. Знаете что? Во-первых, я хочу поделиться своими соображениями «если бы волшебником был я». На месте Путина я бы дал команду Медведеву до 7 мая сменить максимальное количество губернаторов по старому законодательству. Что мешает ему это сделать? Оставить себе на осень 2-3 выборов в тех регионах, где действующие губернаторы обязательно выиграют. И получит он 5-6 лет спокойного управления страной. Вы знаете что, пусть будет даже губернатор, который сейчас есть, но пусть бы он был избранным. Это наша принципиальная позиция в любом случае.

Что касается малых городов, то, во-первых, не надо это рассматривать как благодеяние со стороны действующей власти. Когда людей лишили этих выборов, это было прямое вмешательство в жизнь городов, в жизнь районов. Это было просто насилие над Конституцией. Но нужно понимать такую вещь: если объявить выборы мэра и начать их проводить, но при этом не поменять законодательство о местном самоуправлении и другие законы, касающиеся особенно финансовой и экономической стороны, то эти выборы превратятся снова в профанацию. Местное самоуправление должно на чем-то базироваться, на чем-то выстраиваться и как-то представлять свое сегодняшнее состояние и завтрашнее. Из всего разумного можно сделать фарс, что, в принципе, уже удавалось. При разумном подходе необходимо местное самоуправление однозначно избирать, всячески избегать двусмысленности и вообще перейти к упрощению в этой сфере.

Лев Шлосберг: Нас пригласили на дискуссию о либерализации российской политики, мы послушали выступление Сергея Владимировича, а общество, присутствующее здесь, все больше тянет разобрать косточки прошедших выборов. То есть у нас с вами заявлена одна тема, обсуждена вторая тема, а высказывания участников дискуссии ведут на третью тему. Я воздержусь сейчас от анализа минувших выборов в связи с тем, что вы высказали достаточное количество оценок. На самом деле интересно, что сейчас будет происходить.

Мы находимся в вертикальном государстве. Общий политический тренд формируется от так называемого федерального центра, регионы и муниципалитеты являются заложниками федеральной политики: если они вписываются в нее, то они с некоторой степенью успешности существуют, если не вписываются, то возникают существенные сложности. Вчера прозвучало интересное политическое высказывание о Псковской области от известного специалиста по архитектуре и культуре Глазычева, неоднократно бывавшего в Псковской области, который отвел нам жизни от 4 до 5 лет. Такой вот прогноз, до следующих выборов не доживаем.

(смех в зале)

При всей специфичности Вячеслава Леонидовича нужно обратить внимание на то, что он бывал в Псковской области неоднократно и высказывался на эту тему также неоднократно. Ситуация с искусственным сжатием пространства страны и сосредоточением силы и техники в искусственно создаваемых мегаполисах – это вполне четкая стратегия группы Щедровицкого, которая была в дальнейшем реорганизована в Центр стратегического развития, ныне действующий в Петербурге и разрабатывающий концепцию социально-экономического развития Псковской области. Туда же притащили губительную для такой огромной станы, как Россия, концепцию пространственного развития. Кстати, именно там «выросла» госпожа Трунова, ныне возглавляющая Госкомитет по пространственному развитию и туризму Псковской области, что очень показательно. Поэтому нам с вами всей страной надо обсуждать не только политическую ситуацию, которая является, безусловно, ключевой, нужно обсуждать социально-экономическую проблему.

Очень полезно вспомнить сейчас, как в итоге произошли решающие события для завершения существования СССР. Колоссальная административно-политическая нагрузка, которая висела на Советском Союзе, при колоссальных амбициях привела к иссяканию ресурсов финансового обеспечения страны. Сегодня 50% российского бюджета – это доходы от продажи углеводорода. У нас совершенно неполноценная во всех смыслах, характерная для стран третьего мира, система доходов общенациональной казны. По большому счету, собственной экономики у России нет. Сейчас в силу определенных напряжений поддерживается относительно высокая цена на нефть, но цена обещаниям Владимира Владимировича Путина, который провел совершенно очевидно истеричную избирательную кампанию, невелика. Сначала, конечно, была задумка о третьем сроке Путина. Затем решили конституцию так явно на помойку не выбрасывать, пересидел Владимир Владимирович какое-то время (даже подумать страшно) на втором кресле в стране до очередных выборов, короновался на 6 лет. Все можно обмануть, кроме двух вещей: экономики и истории. Правда заключается в том, что после того или иного способа решения конфликта вокруг Ирана, цены на нефть упадут. Обещания Путина, о том, что в течение не менее чем 3 лет цена на нефть будет не менее, чем 150 долларов за баррель, очевидно невозможны. В самое ближайшее время станет понятно, что эти обещания невыполнимы.

Встает вопрос о том, кто в этой ситуации является козлами отпущении. А вот же они, эти козлы отпущения – губернаторы. Вот же они, выбирайте себе этих козлов. Вам не нравится старый козел, вот вам второй, третий

(смех в зале)

Люди начнут отыгрываться на выборах губернаторов. И идея с возвращением выборов губернатора, идея с этими парадоксальными и провокативными политическими партиями, вернее, якобы политическими якобы партиями - это попытка создания разного рода отдушин для возмущенного народа, чтобы можно было якобы между кем-то выбирать. Сколько там будет партий из 500 человек? Их может быть тысяча. Дело заключается в том, что процедура создания политической партии не изменена. Изменена одна единственная планка – количественная, а процедура такая же иезуитская, какая и была. Кого надо зарегистрируют, кого не надо не зарегистрируют. Действительно получится по 15 клонов у каждой политической партии. Административную власть будет удерживать «Единая Россия», надеясь, что все остальные не дотянутся до 5% барьера. А они и до 3% могут не дотянуться при таком количестве партий. А когда нужно будет показывать виновных, этих виновных 83 штуки. Они будут жертвовать сейчас губернаторами совершенно спокойно. Федеральные власти будут сбрасывать их как мешки с балластом с воздушного шара, чтобы только усидеть самим.

В России создана структура, продуцирующая застой. Основной целью избирательной кампании Путина было удержание власти. Всем понятными способами эта власть была удержана. Была возможность второго тура, но она была исключена сознательно, чтобы избежать политического торга внутри элит. Этого торга избежали, потому что торг это хоть какая-то дискуссия. Я думаю, что отсутствие сегодня «Единой России» можно воспринимать по-разному. Но на самом деле все просто. Избирательную кампанию делали одни люди, обеспечивали ее технический результат, а мандаты доверия у других людей. Ну что спрашивать у этих несчастных людей, когда они получили мандаты? Они их не выиграли, поэтому им очень трудно отвечать на вопросы.

Я думаю, что мы вступаем в период высоких политических рисков и в стране, и в области. Сейчас совершенно не имеет смысла изучать рейтинг Путина. Нет никакого рейтинга Путина. Рейтинг Путина - это рейтинг Каддафи или рейтинг господина Мубарака за сутки до свержения. То же самое рейтинг правящей партии. Это вообще не подлежит изучению и исследованию. Это миф, этого не существует в материальном пространстве. В стране, где отсутствует политическая свобода, утрачивает смысл всякая социология, кроме социальной экспертной работы с плотно закрытыми дверьми с гарантиями, что ваш разговор не записывается на диктофон и никем не будет услышан.

На мой взгляд, сейчас вся политическая система страны перешла много красных линий буквально за один год. Если бы у этих господ было бы хотя бы немного мозгов (а я начинаю убеждаться в том, что их у них нет), они бы не стали эти линии переходить из чувства самосохранения. Но они еще рассчитывают, что последний самолет с Шереметьево успеет улететь раньше, чем этот самолет схватят за хвост или за шасси. Поэтому сейчас прогноз имеет смысл только среднесрочный, долгосрочный прогноз невозможен. Тем, что Путин пересел из одного кресла в другое на 6 лет, его системой было совершено колоссальное насилие над обществом. Страну в очередной раз изнасиловали. Это было сделано перед всем миром, открыто, цинично, совершенно спокойно, они уверены, что это пройдет в очередной раз, только, как известно, такие вещи наказываются очень жестоко, но страдает при этом государство. На мой взгляд, никогда за последние 10 лет не были так высоки риски территориального распада России, как после этой путинской кампании. На этом фоне все прогнозы о развитии Псковской области имеют очень относительный характер, потому что никто не знает, что будет на Северо-Западе России через 10 лет.

Модератор: Есть ли еще желающие высказаться среди представителей политических партий, присутствующих в зале?

Игорь Иванов: Хочется сказать большое спасибо господину Дамбергу за доклад. Вы говорили, что, судя по рейтингу, при условии выборов сейчас, Турчак стал бы губернатором. Но мы же все знаем, что Турчак возглавлял первый список паровоза «Единой России» в декабре, и в городе Пскове - а я за город отвечаю - он вылетел бы. А в марте уже шла бригада или команда другого лица, которые отчурились от своей партии «Единая Россия», партии жуликов и воров, и взялись за свои махинации. Про Турчака ни слова не было за эти три месяца нигде. Понимаете разницу? Турчак – это не лидер политический, он не имеет вообще никакого политического веса. А на ваших параболах он ведет. То есть здесь уже несоответствие. Это первое.

Второе, что я хотел бы сказать: сейчас вот набрали эту команду-бригаду городской Думы, посмотрите, что там уже творится! К сожалению, партия «Единая Россия» сегодня не присутствует, я бы сказал им в глаза. Они сами себя сожрут. Сейчас собирались комитеты, и они уже раскололись. Одного председателя комитета так и не выбрали: 12 на 12. Все, это крах, крах всей этой шайке, которая пришла в город.

Третье, что происходит после выборов. Вот пример, Псковский район. Один из наших лучших координаторов Псковского района и лучших депутатов Павел Бикташев через неделю после выборов получает вердикт территориальной комиссии, которая хочет снять кандидата в депутаты Бикташева, ставшего уже депутатом. Это что за бред? Дело сейчас находится в суде. Ну, это человек, который в оппозиции с 90-х годов. Это значит, что могут любого из списка взять и выкинуть. Это что за 36-й год? Раньше убивали, а теперь убивают политически. Это бардак, это беспредел. Естественно, самоизбираемые должностные лица (а их не выбирает никто, они сами себя выбирают начиная с депутатов в районах и кончая президентом) до добра нашу страну не доведут, а это печально.

Сергей Макарченко: Я готов дать прогноз. В регионе в принципе ничего не поменялось за время двух последних выборов, оппозиция увеличила свое представительство, но она не набирает даже трети в областном Собрании, я уже не говорю о Гордуме. Есть два варианта развития. Первый и наиболее возможный вариант – это то, что каждую весну у нас будет размывать дороги и они будут таять вместе со снегом, их будут срочно заделывать, а заделывать дороги и вообще производить какие-то работы из бюджетных денег будут фирмы из соседнего региона, которые будут зарабатывать деньги, увозить их туда, платить налоги в свой региональный бюджет. Администрация нам будет рассказывать дальше, что у нас бюджет дефицитный. Я, например, вижу ситуацию так, чтобы заказы все-таки псковским фирмам давать, ну это ладно. Ситуация будет становиться все хуже и хуже и со временем людей в Санкт-Петербург будет уезжать все больше, рожать будут все меньше и в итоге, согласно предсказаниям, которые уже прозвучали, область станет маленькой и нас присоединят к Ленинградской области со столицей нового субъекта не в Пскове.

И второй вариант развития событий (маловероятный), что придут матросы и будет всем хорошо.

(смех в зале)

К сожалению, никаких путей выхода из этой ситуации я не вижу, говорить о том, что выборы губернатора принесут что-то, я не хочу. Понимаете, ЛДПР выступала за назначение губернаторов. Это было, да. Но мы-то рассчитывали как-то, что будут нормальных губернаторов назначать, потому что видели, каких избирают. Но дело в том, что ничего не изменилось. Сепаратизм никуда не ушел, а забрался в подполье; мне кажется, что это даже опасно. Кого мы там себе наизбиреаем и на что нас поведут? Знаете, еще бабка надвое сказала.

На Москву все устали смотреть. Живешь в Пскове, посмотришь на Москву, посмотришь на Эстонию и подумаешь, не пора ли жить, как в Эстонии. Небольшой регион, небольшой республикой войти в Евросоюз и т.д. Я не про себя говорю, я просто говорю, что это возможно, и это сейчас просто опасно, вот в чем дело. Поэтому, конечно же, ничего хорошего я не жду для региона, к сожалению. Потому что любые наши предложения просто не обсуждаются. С нами разговаривают свысока. Партия власти, партия технического большинства, никаких выводов из выборов не сделала. Даже более того, вдруг после мартовских выборов уверовала, что у оппозиции поддержки нет, и с ней вообще не стоит разговаривать. Да и до этого не особо разговаривали. К сожалению, дело обстоит именно так.

Анатолий Копосов: Пока у нас в стране не изменится ситуация, чтобы мы не видели друг в друге врага, ситуация будет только ухудшаться. Кандидат в президенты от нашей партии говорил о коалиционном правительстве. Это очень правильное мнение. При нынешней ситуации у нас не только административная вертикаль. Есть еще и более суровая финансовая, бюджетная вертикаль. Она держит на жесткой привязи сверху донизу до самого последнего несчастного района. Поэтому самый чудесный и умный человек, который придет на пост губернатора, может быть поставлен в такие условия, что фактически подведет себя, партию, избирателей - и с позором будет изгнан.

Я все вспоминаю ситуацию в Швеции. Беседовали там с парламентариями. Депутат от оппозиционной партии представляет одну из губерний. Он критикует действующую власть, министра финансов и президента.

Я говорю: «Ты не боишься, что твоей губернии денег не дадут?»

Он говорит: «Как боюсь? Есть закон о бюджете, все деньги, которые заложены, там и будут».

Я говорю: «А у нас бюджет есть, но пока Кудрину кто-то не поклонится или еще что-то не принесет, денег в области не будет». Это наша жизнь такая страшная. С улыбкой можно говорить, а фактически ситуация именно такая.

В областном Собрании вроде бы есть серьезные, умные люди. Мы вправе - и все, и больше никто. Представительские функции мы выполняем сегодня как представители партий, а так не имеем права. Потому что должности у нас такие, без представительских функций. Поменять эту ситуацию можно, если бы политики были честны перед народом, перед избирателями. Говорили о патриотизме, о защите наших интересов, о налаживании с США. Разговоры были якобы о том, чтобы противоракетные базы не строили. Но вот вскрылось, что уже с середины прошлого года фактически ведутся разговоры о строительстве военной базы американцев в Ульяновске.

Вопрос журналиста: Откуда такая информация?

Анатолий Копосов: Не слышали - почитайте. Вопрос выплат. Кандидат в президенты от «Единой России» говорил, что жизнь улучшится. Закон о бюджете принят на 2012 – 2014 годы. Ничего, что он обещал и говорил, там нет. Пустота. Все, что он обещал увеличить в нынешнем бюджете, меньше, чем в бюджете 2011 года.

Лев Шлосберг: В действительности, дорогие коллеги, сейчас мы в таком усеченно-многопартийном составе перед вами предстали. Сергей Викторович напомнил мне вчерашнюю ситуацию на совете собрания и на рабочей группе по якобы изменению структуры Собрания. Действительно просто отказались обсуждать любые предложения по изменению структуры законодательного Собрания области. Суть рабочей группы не имеет смысла, когда группа не намерена ничего обсуждать, кроме фиксации уже достигнутых перестановок.

Отсутствие содержательных дискуссий в стране по региональным и федеральным вопросам - это очень тяжелое обстоятельство. Совершенно понятно, что информационное агентство «Псковская Лента Новостей» и иные средства массовой информации испытывают определенные ограничения в том, чтобы быть модератором такой дискуссии. Но сегодня мы обсуждаем 7 – 8 вопросов повестки дня региональной. Это запредельно для одного разговора. В действительности, если бы такие многопартийные встречи проводились по существенно более узким вопросам, которые давали бы возможность и высказывания, и выступления, мы тоже можем пару тем приготовить, представить для дискуссии разные версии развития области.

Сейчас заговорили о бюджете. Давайте вспомним, что творится с Пенсионным фондом. Год назад дефицит бюджета - 1 триллион рублей, сейчас - 1,75. То есть почти в два раза. Это произошло за один год. Нужно понимать, что идут объективные процессы, на фоне которых Псковская область весит меньше, чем доля Псковской области в официальных бюджетах.

Если существует возможность точечных адресных специальных дискуссий представителей разных политических партий на сегментированные темы регионального развития, мне кажется, это было бы очень интересно. Есть немного площадок, где они могут проходить.

Мне кажется, это не совсем по теме нашего сегодняшнего разговора. Я записал отдельные тезисы и ввиду отсутствия времени не имею возможности детально отозваться на презентацию Сергея Владимировича, мы ее видели на экране.

Скажу одну вещь. 131-й закон о местном самоуправлении как позволял, так и позволяет три модели местного самоуправления, включая назначенных глав и выборных глав – председателей Дум. У нас можно в стране выбирать главу городской Думы прямым голосованием, это будет глава муниципального образования. Он и будет это позволять. Говорить вообще об отмене института сити-менеджеров, как и о его введении, совершенно парадоксально. 131-й закон до псевдомуниципальной реформы позволял все три модели. Уж простите, напомню псковский референдум 2006 года, единственный состоявшийся в нашей стране. Все три модели были вынесены на голосование. Они как есть в 131-м законе, так и будут. Просто была проявлена жесткая политическая воля – ограничить прямые выборы глав администраций и перейти к двухголовой системе, которая действительно ничего не принесла. Потому что дефицит бюджета местного самоуправления фактически превышает 50%. То есть в местной казне не хватает каждого второго рубля.

Схема органов местного самоуправления не имеет вообще никакого значения. Уберите вообще всех депутатов, уберите главу, оставьте просто финансовое управление и будет та же самая ситуация. Бессмысленно обсуждать надстройку при отсутствии базиса, экономической основы.

Я извиняюсь за такое вступление. Если у Псковской Ленты Новостей как у независимого средства массовой информации есть политическая воля с какой-то регулярностью вот нас… Мы раз в месяц встречаемся в желтом доме, прошу меня простить, в зале для танцев. Кто помнит, зал областного Собрания, где проходит сессия, это зал бальных танцев кадетского корпуса. Раз в месяц мы там устраиваем…

Игорь Иванов: Дискотеки.

Лев Шлосберг: Да. Я бы воздержался от определения жанра, тем не менее, проходит сессия областного Собрания. Один раз в месяц представители всех политических партий могли бы обсуждать точечную адресную важную проблему. Это дало бы какой-то хотя бы интеллектуальный импульс. Можно Глазычева позвать, он откликается.

Модератор: Спасибо, мы возьмем на вооружение эту идею.

Сергей Дамберг: Никто не задает вопросы. Идея насчет Турчака и локомотива. У меня есть ощущение, что если бы Андрей Турчак возглавил список ЛДПР, это не дало бы ни процента ЛДПР. На мой взгляд, последнее время у нас действительно в стране возникло то, что без натяжки можно называть политической культурой. В связи с этим идея локомотивов, вполне возможно, уже на запасном пути.

В связи с этим у меня вопросы к политическим лидерам. Первый: как и за счет каких ресурсов вы видите рост популярности ваших партий в Псковской области? Я убежден, это очень важно и очень нужно, чтобы не угас появившийся тренд развития политической гражданской активности. Второй вопрос: не видите ли перспектив у межпартийных проектов? Это связанные вещи в моем сознании. В частности, может в Псковской области появиться некий публичный открытый политический клуб, в котором можно встречаться независимо от наличия депутатского значка?

Лев Шлосберг: Вы так плотоядно на меня смотрели, что стимулировали меня к ответу. Как это сказать помягче, у нас есть один межпартийный проект. Называется Псковское областное Собрание депутатов. Нам бы его как-то спасти как межпартийный проект. Мы, как ни встретимся с коллегами, так любое предложение… иногда даже удивляешься. Хочется сказать иногда: господа, подумайте еще минуту. То, что мы предложили, выгодно вам. Просто минуту подумайте и вы поймете, что это предложение важно для всех. Это высокомерие технического политического большинства. Оно искусственно создано, накачано воздухом, нет у него содержания, оно удивительно. В действительности наш областной парламент находится в неудовлетворительном состоянии. Нам нужно его всячески развивать. Больше половины жителей области голосовало на выборах депутатов законодательного Собрания. Мы не представляем Собрание. Мы представляем избирателей это наша главная представительская функция. Мы не Собрание представляем, а граждан которые за нас голосовали. Голосовало почти 400 тысяч человек.

Как представители граждан мы должны вести работу именно в областном Собрании депутатов. Мне кажется, было бы важно вообще обсудить, как живет и работает Псковское областное Собрание, как общественный проект, каким образом оно организовано, как поддерживает общественные связи, как оно откликается на посылы и наказы избирателей. Мы - маленький регион, нам дополнительные институции…

Мы одни и те же люди. Приходим в одну аудиторию - мы исследователи, приходим в другую – мы эксперты, в третьей депутаты, в пятой – журналисты, простите коллеги, в шестой еще кто-то. На все одни и те же 100 человек. У нас есть созданные с участием всех граждан общественные институты, их нужно наполнять содержанием.

Сейчас сформировалась Псковская городская Дума. С одной стороны, понятно политическое большинство. С другой стороны, там такое количество персональных противоречий, не имеющих никакого отношения к институту местного самоуправления. Посмотрите, кто баллотировался в земельный комитет, кто будет заниматься муниципальным имуществом и муниципальной собственностью. Давайте проведем взаимозависимость между занятием этих людей в своей обыденной коммерческой жизни и должностями, которые они хотят занять в органах местного самоуправления. Как член постоянной комиссии Псковского областного Собрания по противодействию коррупции, я вижу в этом повод для интереса нашей комиссии. Поэтому, как мне представляется, нужно усиливать уже созданные институты. Это очень важно.

Что касается первого вопроса, мы впервые стали парламентской партией в Псковской области. Я бы не хотел из этой общей встречи делать отчет о проделанной работе и его оценку. Возможно, вы удивитесь. Я неудовлетворен результатами прошедших декабрьских и мартовских выборов. Планка наших притязаний была выше. Могу сказать, что мы уже прокомментировали эти официальные результаты.

Еще в ночь на 5 декабря я говорил и готов повторить что результат «Яблока» в Псковской области выше 10%, который был с помощью манипуляций украден. У нас два мандата депутата областного Собрания по списку должны были получить глава Дедовичского района Игорь Иванович Гуменюк и депутат Собрания депутатов Гдовского района Александр Алексеевич Конашенков. Такова наша оценка минувших выборов. Тогда по официальным данным на всей территории Псковской области мы получили 20 тыс. 378 голосов, если мне не изменяет память. Сейчас мы участвовали в выборах в 14 муниципалитетах, мы получили на 300 или 400 голосов больше. То есть на двух третях территории области мы превзошли абсолютный результат.

Я вижу способ роста постоянных стабильных сторонников-избирателей политической партии. Это воспитание муниципальных лидеров именно на местном уровне. Это абсолютный мейнстрим и главное направление работы.

В ходе прошедшей компании - я готов повторить оценку - это была самая ужасная в моей жизни кампания. Я сам никуда не баллотировался, но всю жизнь буду помнить эти 30 судов за 28 дней. Никогда не забуду. Люди, которые имели на избирательную кампанию 8 дней, получают 24%. Это означает, что они обладают общественным капиталом, который за 8 дней невозможно достичь. Он просто есть, они показали себя в предшествующей общественной жизни людьми с общественным авторитетом. Нужно всячески поддерживать этих людей, потому что они везде оказались в меньшинстве. У нас нигде нет больше, чем два депутата районного собрания.

Мы предупреждали, что когда вводили смешанную систему голосования в муниципальных собраниях с численностью 15 депутатов в целом, из них 8 партийных, мы понимали – цена одного мандата 12,5%. Пять процентов преодоления - всем по одному. Чтобы получить второй мандат, надо получить не менее 18,5 %. Это абсолютная профанация системы представительского голосования. У нас сегодня имеют по одному мандату партии, получившие 5% и 15%. Без увеличения численности районных и депутатских собраний эта система будет сыпаться в содержательном плане. Полученные результаты показывают, что надо воспитывать локальных людей. На них должна держаться нормальная гражданская партия. Это главное направление нашей работы. Насколько мы будем успешны, покажет жизнь. У нас нет головокружения от успехов. Это точно.

Евгений Самуйлов: Я бы поостерегся от заявлений о росте политической культуры. Граждан, обывателей, как угодно можно называть. Есть тень иронии по отношению к ним в этих словах. Поостерегся потому, что я не наблюдаю этого процесса, непосредственно находясь в нем.

В этом политическом клубе были бы членами, условно говоря, 15 человек. На эти заседания никогда не пришло бы ни одного постороннего зрителя. По самым разным причинам, начиная от самых банальных. Многие люди поостереглись бы ходить туда, где обсуждается политика в это время в этой стране. Вот эта политическая, социальная, трудовая, бытовая, какая угодно реальность на сегодняшний день.

Что касается прогнозов, на чем мы будем строить свой процент на будущих выборах. Наша точка зрения состоит в следующем. Как ни банально это сегодня звучит, сегодня в России сохраняется понятие о политике на местном уровне, заложенное еще во времена татаро-монгольского нашествия. Вся местная политика формируется вокруг того, кто эту местную политику представляет на федеральном уровне. Если нашей партии на федеральном уровне удастся убедить людей или люди поймут это сами на примере той же Европы, что социально-демократическая идеология жизненно необходима и чем дальше, тем будет больше востребована для России, если будет расти количество людей, поддерживающих движение социально-демократической идеологии, основные проблемы будут уже местные, мы их решим. Если этого не произойдет, можно сколько угодно, как угодно и что угодно пропагандировать на уровне города. Если не будет понимания в целом, не будет движения к этому. Это будет весь результат.

Анатолий Копосов: Как люди, внимательно следящие за политическими событиями, мы должны отметить, что в новом Собрании пятого созыва есть определенные подвижки по ряду вопросов. Мы в четвертом созыве дважды вносили предложения поддержать любой законопроект «О детях войны». Я говорил с единороссами. До сессии они вроде поддерживали. А перед самой сессией говорили «Из Москвы позвонили, сказали, голосуй, так, как «Единая Россия» говорит».

А сегодня… ну не приняли в нашей редакции. Не в нашей партии дело. Проект постановления о поддержке этого закона принимает Собрание. Это выгодно и правящей партии. Раз это движение началось и все, причем партия?

А поводу роста вы увидите, все данные кандидатом в президенты обещания канут. Поддержка оппозиционных партий будет увеличиваться и расти. Чем усыпили наших избирателей – стабильностью, прежде всего. Медсестра получает 4000 рублей и говорит «я за Путина, я за стабильность».

(смех в зале)

Врач 8 лет учится, получает 8000: «я - за стабильность». Эта стабильность приведет к тому, что ничего не купишь, ничего не сделаешь. Законы, которые вступят в силу о капитализации бюджетной сферы и прочие, очень больно ударят. Вы в своем медиапоказе говорили, что отдельные районы голосуют лучше всего. Удивительно! Голосуют районы, в которых ничего нет. Самая высокая поддержка «Единой России» в Куньинском районе, где ничего нет. Или Усвятский район. Там и людей-то фактически нет. Я разговаривал с представителем Усвятского района, он сейчас в Порхове возглавляет один из наших 40 молочных заводов. Один из 1400 которые были в России по переработке молока. Осталось 40.

Я говорю из Куньинского района столько людей вышли высокого ранга, почему они в районе ничего не делают? Для чего-то еще разделили государственную и муниципальную власть. Почему в районе не занимаются сельским хозяйством? А мне мои товарищи говорят: им не положено заниматься, некому заниматься. В отдельных районах, где сохранили, там еще что-то теплится, дышит.

В Псковском районе есть заместитель главы района по сельскому хозяйству, управление сельского хозяйства… В Новосокольническом районе… В остальных районах нет ничего и не надо. Правда, в управлении сельского хозяйства, которое должно принимать всех, кто хочет зайти туда, фейс сразу проверяют на входе. Стоит охрана, как у губернатора. Хотел зайти - и не попасть в управление сельского хозяйства без пропуска. Дожили.

Ситуация будет меняться. Мы все-таки забыли, что проблема объединения заявлена Путиным. О ней во время выборов молчали, а до выборов говорили, что 20-30 регионов должно укрупниться. Это порочная система:, только миллионники развиваются. У нас Псков превратится в Усвяты или в Кунью. Серьезно я вам говорю, и вы увидите, что ничего не будет, если не будет здесь людей, которые как-то двигают, теребят федеральный центр, чтобы что-то дали для псковских. Центр будет развиваться там, Ленинград и Ленинградская область, а мы сами видим: в Кунью даже не доехать. Даже Борисову не доехать. А что он туда из Питера поедет?

Сергей Макарченко: На чем мы будем расти? Это очевидно. Выборы закончились. Мы будем планомерно и постоянно работать с избирателями, помогать им. Благо, есть хоть какие-то рычаги, по крайней мере, как нам кажется. Будем доносить до них свою позицию. Нельзя только ждать понижения рейтинга своего политического противника, надо и самому работать, строить свою репутацию.

Насчет политической площадки. Я готов участвовать в любой политической площадке, лишь бы она не каждый день проходила. Я вообще не против, чтобы у нас в Пскове был свой гайд-парк, куда бы приглашали, чтобы можно было придти и сказать, что ты думаешь. Чтобы управление внутренней политики не гоняло все наши пикеты и митинги, а просто люди могли выйти в определенное место и высказаться. Я считаю, что это правильно. Я не могу, в отличие от своих коллег сказать, что областное Собрание является такой политической площадкой. Во-первых, обсуждается только определенный круг вопросов. Во-вторых, в политических площадках должны участвовать представители не только политических партий, но и других общественных объединений.

Лев Шлосберг: Могу привести один пример в продолжение того, о чем сказал Сергей Викторович. Хочу напомнить последнюю сессию. Совершенно неожиданно на ровном месте, в моем понимании неожиданно, возникла дискуссия. Администрация области вносит проект закона о финансировании некоммерческих объединений. Я задал один вопрос – воспользовалась ли Общественная палата Псковской области правом общественной экспертизы законопроекта, касающегося общественного сектора. Не воспользовалась.

Я предлагаю: давайте задействуем их институцию. Она совершенно неживая. По крайней мере, за последние полтора – два года не было ни одного заседания Общественной палаты Псковской области, где обсуждали бы животрепещущие - используя терминологию предшествующего политического периода - вопросы. Кажется вот он, закон. Связанный с комплексной поддержкой организаций в гражданском секторе. Возник вопрос - является ли достаточно точным перечень тематических приоритетов. А это важно. Если там что-то не предусмотрено, организации может быть отказано в предоставлении конкурсных средств, потому что в ее уставе не обозначен данный вид деятельности. Кроме того, меня взволновала некоторая часть. Могло получиться так, что реестр организаций получающих поддержку, станет дополнительным барьером для получения средств.

Самый главный вопрос – вы обсуждали это в Общественной палате? Вы же сами приняли закон области «Об Общественной палате». Там сказано: общественная экспертиза хоть один закон дайте им обсудить. Хоть один, свой, профильный! Нам говорят: «Были представители, участвовали в разработке». Знаем мы, как эта разработка проходила.

Удивляет это удивительное нежелание насытить хоть каким-то жизненным ветром созданные и почти мертворожденные институты, придать им реальную повестку дня, наполнить их дискуссией, которая может привести к реальному развитию центра гражданской активности. Зачем было тратить силы, время, собирать людей, конкурсы. Квота губернатора, законодательного собрания, муниципалитетов, общественных организаций. Целая катавасия, огромное количество государственного времени потрачено, деньги потрачены. Люди, которые в этом участвуют, получают деньги из бюджета, муниципального или государственного. Ни один законопроект Псковской области не прошел общественную экспертизу, хотя в законе Псковской области она предусмотрена. Сейчас мы на очередной сессии будем возвращаться к кошкам и собакам

(оживление в зале)

Да мы обсуждаем в Собрании кошек и собак - как их, простите, ликвидировать безопасно и гуманно. Тема охраны животных – важная общественная тема. Где Общественная палата? Мы обсуждаем создание новых институций. А существующие институции – дохлые.

Вопрос из зала: Лев Шлосберг сказал о бюджете, дефицит бюджета более 50%. Извините, пожалуйста, многие знают, что районы сдохли. Я грубо буду говорить. Работать негде. Предприятий нет. Откуда насыщенность бюджета? Откуда ее взять, когда с работающих предприятий берется налог? Налог формирует в область. Из этого исходя уже потенциал огромный у Псковской области, просто огромный. Но промышленность загублена на 70%. Сельское хозяйство сдохло на 90%, если не на 99%. Вчера Серафиму Ивановичу Иванову отмечали 80 лет. Таких хозяйств, как «Передовик», у нас по пальцам пересчитать. Один колхоз продает молока, сколько 9 районов Псковской области. В нем работает всего 200 человек. Это о чем-то говорит! А мы тут кричим: вот строится…

Модератор: вопрос в чем?

Я вопросы не буду задавать, я просто выступить хотел. Строятся на миллион голов свинокомплексы. Экологическая экспертиза не пройдена, ничего не сказано. Мы кричим «у нас на сельское хозяйство великолепные вложения идут». А там биодобавки, три укола. Поросенок в течение трех месяцев набирает товарный вес. Все, привет.

(смех в зале)

Вопрос журналиста. Я хотел вернуться ближе к теме дискуссии, которую мы практически не обсуждали. Объявленная президентом Медведевым либерализация, состоится или это был отвлекающий предвыборный маневр, или она будет носитьиллюзорный характер? Она была объявлена, и губернаторские выборы. Какие бы цели они не преследовали, согласитесь это все-таки либерализация…

Сергей Макарченко: Либерализация состоится, скорее всего. Повторяю, это выгодно, прежде всего администрации и власти. В плане выборов губернатора, если оставить «президентский фильтр», не так уж сильно это будет отличаться от назначения. Через президентский фильтр можно не пропустить все более-менее крупные фигуры региона и просто не оставить никаких соперников губернатору, который должен пройти.

Евгений Самуйлов: Состоится. Мы ее видим иначе, это первое. Второе вопрос в том, смогут ли ей управлять, как замышляется теми, кто ее проводит. К сожалению, такие процессы часто выходят из-под управления по разным причинам. У нас есть представление, что это не самый главный вопрос, чтобы двигаться к нормальному развитию страны. Это некий отвлекающий маневр.

Лев Шлосберг: Я думаю, это рассинхронизация того, что политическая система должна быть равновесна во всех ее уровнях. Сельские поселения и городские районы, города, регионы и страна должны жить в рамках одной политической системы. Если вводятся какие-то элементы свободной демократии техническим образом, это не имеет отношения к свободе демократии и либерализации. Я думаю, что это попытка выпуска пара через выборы. Это означает, что реально система будет расшатываться. Система, построенная Путиным не сможет переварить даже этих локальных очагов либерализации. Потому что выборы будут реальными.

Я хочу коллеге из «Справедливой России» напомнить. Когда в течение шести месяцев существовала концепция перехода России на американскую модель двухпартийной политической системы и была быстро пресеченная попытка создания этой системы. Пользуясь образом левой и правой ноги российской политической системы, значительная часть политической элиты, зная, что это разрешено, оказалась в рядах партии «Справедливая Россия». Начались выборы мэров крупных городов и губернаторов, где одна группа политической элиты, более сильная, вошедшая в оппозиционную политическую партию, не без труда, но выигрывала выборы. Через полгода стало понятно, что система, хочет того федеральный центр или не хочет, будет развиваться по принципам реальной демократии и сменяемости элит. Люди, находящиеся у власти, будут власть терять. Другие люди будут к власти приходить.

Именно эта вещь не устраивала федеральный центр категорически. Устраивала любая позиция декоративного характера. И тут же эта двухпартийная система была уничтожена в зародыше, как только первые результаты выборов показали что эта двухпартийная модель работает, хотя, на мой взгляд, для России абсолютно не подходит. Тем не менее, стало понятно, что и эта модель может работать, если ее запустить. Поэтому, как мне представляется, сейчас эти непонятно каким образом организованные выборы губернаторов и совершенно непредсказуемые последствия создания очередной серии диванных политических партий могут привести к парадоксальным выкидышам.

Я не исключаю появления в России моноэтнических партий. Моноэтнические партии - это катастрофа для страны, где живет около 100 народов и национальностей. Ничто этому сейчас не препятствует. Они не будут даже в название вносить соответствующего признака, но де-факто будут моноэтническими. Они будут разрушать всю суть многонационального государства.

Создана абсолютно провокативная модель, все последствия которой ее инициаторы даже не изучали и просчитывали. Они вообще не думали о долгосрочных последствиях. Они играют в бирюльки, они кубики бросают. А давайте вот так, а давайте здесь вот выпустим пар, так здесь приоткроем форточку, а потом опять закроем. Ничего они не закроют. Сейчас может такое количество политических джиннов вылезти из этих бутылок, ничего будет сделать невозможно. Либо в стране будем демократия и свобода, либо в стране будет разрушение государства, потому что государство должно быть цельным. В данной ситуации цельным оно уже быть не может.

Думаю, отсутствие всякого стратегического видения перспектив России приведет к тому, что все локальные очаги смены политических элит приведут к слому государственной машины и к хаотическому развитию ситуации. На фоне социально-экономического кризиса, который сегодня просто неминуем, это может иметь непредсказуемые последствия.

К великому сожалению, нужно признать, что Путин при желании пожизненного правления, по сути, временщик. Вся его группа – это временщики. Преследуя только цели временщиков, они реально не могут заботиться о завтрашнем дне. Качество работы губернатора пожинает следующий губернатор. Качество работы президента пожинает следующий президент. Это стратегическая политика. Результаты стратегического действия наступают через 10, 15 лет, 20 лет. В условиях экономики, когда она начинает эффективно функционировать, первые качественные поступления от налогов это шестой, седьмой, восьмой девятый год развития предприятия. Когда оно становится на ноги.

Я могу сказать, как вылечить Псковскую область и местное самоуправление. Кто помнит первую сессию по бюджету, она была хаотичная, как свойственно нашему парламенту. Что предлагалось мной – вернуть муниципалитетам хоть 10% налога на прибыль предприятий и организаций. Хоть 10%. Дайте им стимулы! Сегодня главе района все равно, прибыльные или убыточные предприятия на его территории. 100% налога на прибыль поступает в бюджет субъекта федерации. Ни одного процента. Мы несем сейчас часть ответственности за Дедовичский район. Там есть Дедовичская ГРЭС. Дайте 5% от налога на прибыль! Даже не 10, дайте 5. Это будет миллион рублей ежегодно для района, где бюджет исчисляется сотней с небольшим миллионов рублей.

Та же самая ситуация с подоходным налогом. Искусственно разделили все муниципалитеты на 4 группы. Получает район где-то 15. Знаете, какую долю подоходного налога от собираемого на всей территории получает Псков? 9%. При Ельцине и при первом сроке Путина такого не было. 9% подходного налога получает муниципальный бюджет. 91% идет в бюджет всей области. А в муниципальном бюджете эффективность расходов выше. Это объективная логика. У нас большая часть муниципалитетов получает 15 – 18 – 25 % подоходного налога, все остальное уходит в область. Вот за счет чего выживают территории. А потом они стоят с протянутой рукой: «дайте нам пожалуйста миллион». Им дают возвратную сумму из бюджета, и затягивают удавку на шее муниципалитета. Все они в положении холопов. А потом выступает Глазычев и говорит: господа, нам осталось 4 года.

Вопрос из зала: Я тупо посчитал арифметику, у меня получилось, что Псковская область таким большим валом собирает в казну Путину порядка 55 миллиардов рублей. Есть надежда стать достойным не донором для страны? И демография, и все призывает, чтобы федералы сюда давали денег, а не грабили. Если мы 60 отдаем, а 20 получаем мы разве не доноры?

Анатолий Копосов: На протяжении 20 последних лет количество доноров у нас уменьшается. Каждый год. Вы не понимаете, что денег официально из нашей области получается на уровне 9 – 10 миллиардов собирают с наших действующих предприятий. Основные деньги, о чем вы говорите, 50 миллиардов – это граница.

Лев Шлосберг: Есть бюджетная формула донора и реципиента. Весь поток - пограничный и таможенный - идет мимо бюджета Псковской области. Все таможни являются федеральными государственными предприятиями. Они не замкнуты на бюджетную систему. Через них идет колоссальный финансовый поток. Через Псковскую область идет 10% всего внешнеторгового оборота России. Через один маленький регион. Это колоссальный объем. Если мы, как предлагал еще господин Туманов в самые мрачные годы…

Реплика из зала: А Ельцин обещал…

Лев Шлосберг: …Обещал, но это обещание было невозможно юридически, как потом выяснилось. Был проект закона о приграничных территориях. Перед тем как ввести его в действие, подсчитали, что в России 50 приграничных регионов. Если дать им бонус, происходит разбалансировка всей бюджетной системы страны. Это иллюзия, что создание такого рода условий вытащит регионы. Ситуация заключается в ликвидации стимулов для самостоятельного развития.

Если город, такой как Псков, получит хотя бы 30% поступлений подоходного налога, мы не будем ходить по грязи. Потому что власть заставят привести город в порядок. В Пскове воруется очень много, за 9% вы не наведете порядок. Банально не хватает. 9% в доле бюджета Пскова это более 50% от доходной части города. Это ключевой налог, на нем держится вся бюджетно-финансовая система. Если мы говорим о ситуации доноров и реципиентов, это формальная бюджетная формула. Доноры уничтожены именно за счет отсутствия стимулов к самостоятельному развитию. Это касается, в том числе Псковской области. Так устроены финансовые налоговые и бюджетные потоки. Успешен тот, кто вытащил из Кремля. Это абсолютно пагубная вещь, потому что это фактически импортные деньги. Они не свои, не «доморощенные». Мы не спасем местное самоуправление и региональное развитие, не избавимся от прогноза Глазычева, если не изменится вся бюджетная система. Это вопрос политической реформы и реформы всей системы управления.

Евгений Самуйлов: Подход не нов. Есть стандарты бюджетной обеспеченности в нашей стране. Правда, они широко не обнародованы.. Посчитав все это, например, для Усвятского района, становится понятно, что ему нужно на этот самый минимум примерно 100 миллионов рублей. А всего-всего собирается 70 миллионов. Тогда 30 миллионов ему добавляет область за счет всего, что собирается по территории. Если собирается больше тогда встает вопрос также как о применении к Пскову и области. Для этого нужна даже не экономическая формула, она легко высчитывается. Нужна политическая воля. Когда к тебе не ходят за подачками, за просьбами. За каждый рублем за каждым миллионом и так далее. Это вопрос другого порядка.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.