Падение Голиафа

Опубликовано: 31 мая 2012 г. в 13:27 9 0Нет комментариев0

Звезда Михаила Гавунаса закатилась. Зампредседатель Псковского областного Собрания лишен депутатского мандата. Такое решение сегодня приняли теперь уже экс-коллеги бывшего вице-спикера. Он сам ни на сессии, ни на состоявшемся накануне заседании профильного комитета не присутствовал. Отсутствовал г-н Гавунас и на прошлой неделе, когда партийные фракции определялись с голосованием по фигуранту дела о двойном гражданстве, а региональное руководство «Единой России» молниеносно изгнало проштрафившегося единомышленника из партии.

В свете последних событий ни у кого не было сомнений: Собрание удовлетворит представление прокурора Тимура Кебекова и досрочно прекратит полномочия депутата. Так и вышло. Депутаты подвели черту под списком звучных должностей, которые г-н Гавунас занимал в органах исполнительной и законодательной власти Псковской области аж с 1996 года. Пришло время оценок и воспоминаний.

O значимости момента

Так уж сложилось, что в Псковской области нет реальных политических инкубаторов, откуда обычно вырастают политики: мощных элитных кланов с выходом на башни Кремля, финансово-промышленных групп, градообразующих предприятий, крупных образовательных центров. Здесь единственным источником власти является сама власть.

Неудивительно, что псковский политический пейзаж вполне соответствует нашей северо-западной природе: он сер, тускл и тосклив, как небо цвета асфальта восемь месяцев в году. Это вам не джунгли с их буйством красок и многообразием флоры.

На этом ничем не примечательном фоне на протяжении целых полутора десятилетий выделялся политик, отношение к которому могло быть, каким угодно – от ненависти до восхищения, но только не равнодушным.

Михаил Гавунас несомненно запомнится как яркий политик, который длительное время был одним из определяющих игроков на псковском политическом поле. С 1996 по 2000 годы он и вовсе был «системообразующим элементом», оказывая в то время колоссальное влияние на принятие политических и управленческих решений. В эти годы псковский «полудержавный властелин» создал собственный клан, с мощной клиентелой среди чиновников администрации, депутатского корпуса и, что более важно, в системе правоохранительных и надзорных органов.

«Этот путь был для него достаточно тернист. Гавунасу приходилось противостоять не только антимихайловской оппозиции, но и периодически появлявшимся фаворитам в окружении губернатора. Он «бодался» и с местной политэлитой, и с силовиками, и с бизнесменами – и всех поставил на место, если не сказать в определенную позицию», - вспоминает один из старожилов региональной политики.

Жизнь вознесла Михаила Гавунаса на самый верх и дала почувствовать себя равным среди равных в компании ведущих политиков страны и постсоветского пространства. На фото: вице-спикер псковского регионального парламента и Михаил Саакашвили, ныне – президент Грузии, на экономическом форуме

Вряд ли в Псковской области найдется другой политик, который имел бы, с одной стороны, столько союзников, партнеров и просто зависимых от него «клиентов» и, с другой стороны, столько явных противников, врагов и соперников. Примечательно, что фамилии многих оппонентов Гавунаса уже давно забыты и о них могут вспомнить разве что специалист, занимающийся современной политической историей региона, да сами участники тех событий.

Представление о непоколебимости колосса Гавунаса были столь устоявшимися в среде псковского политического класса, что еще несколько месяцев назад, когда конфликт с прокуратурой области набирал обороты, подавляющее большинство политических небожителей, включая сотрудников администрации и коллег по Собранию были абсолютно уверены, что «опытный Савелич» выйдет сухим из воды. И вот он уходит. Под улюлюканье своих противников и осуждающие речи вчерашних соратников, в один момент отвернувшихся от него. Это далеко не триумфальный уход с высоко поднятой головой. Таков финал его политической истории.

Из грязи в князи

До 1996 года, когда Михаил Гавунас впервые предстал перед псковичами в качестве агитатора за кандидата в губернаторы Евгения Михайлова и советника по экономическим вопросам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, он обладал весьма заурядной и невыдающейся биографией.

Родился в 1968 году в Нальчике (Кабардино-Балкарская АССР). В середине 1980-х обучался в московском СПТУ № 200, затем работал штукатуром-облицовщиком и плиточником. После службы в армии недолго трудился облицовщиком-мозаичником, а затем служил в столичной милиции. С 1990 года – в бизнесе, был охранником и руководителем нескольких фирм.

Лицо псковской региональной исполнительной власти в конце 1990-х Евгений Михайлов (справа) и Михаил Гавунас. Многие в тот период спорили о том, кто из них истинный губернатор.

В Пскове г-на Гавунаса ждал резкий карьерный взлет – да еще какой! Человек без опыта госслужбы и образования стал в одночасье в 28 лет заместителем губернатора – руководителем представительства администрации региона при правительстве РФ. Сегодня подобный трюк возможен разве что после телеобщения с президентом Путиным.

Следует признать очевидное: несмотря на отсутствие опыта и профессиональных навыков, Михаил Гавунас был в администрации Михайлова (речь, естественно, о первом сроке губернатора – с 1996 по 2000) на фоне остальных в сборной команде ЛДПР, пожалуй, единственным эффективным менеджером. Несмотря на то, что цели Гавунаса были зачастую достаточно утилитарные, а методы управления весьма своеобразные и, наверно, не всегда легитимные, именно он принимал ключевые решения, пользовался авторитетом даже у своих оппонентов и в отличие от многих членов той команды ясно видел пути их достижения.

Сфера интересов вице-губернатора была весьма обширной – от бизнеса и политики до гостиниц и спортивных объектов . На фото: Михаил Гавунас на псковском ипподроме

Демонизация персонажа

Появление амбициозного «юниора», столь явно отличающегося как от привычных представителей традиционной партийно-советской номенклатуры, так и от политиков «демократической волны» начала 90-ых произвело эффект взрыва и расшевелило псковское политическое болото. Молодой брюнет с брутальной внешностью и бескомпромиссной напористостью, обладающий колоссальными полномочиями абсолютно не считался с псковскими политическими автохтонами. Резкий раздражитель породил «цепную реакцию» – естественное противодействие местных элит: причем как прежних, постсоветских, так и нового, по большому счету, только зарождавшегося местного класса нуворишей. И демократы-тумановцы, и псковские предприниматели, и представители местной интеллигенции демонизировали образ Гавунаса. И уже в конце 1990-х годов он представлялся персонажем, который, по меткому выражению одного из наблюдателей, «поедает на завтрак невинно убиенных христианских младенцев и которым демократы пугают своих детей».

При этом мифы были весьма разнообразны, зачастую противоречивы а иногда и просто комичны.

Согласно одному из них, Михаил Гавунас представал в образе «безграмотного хапуги, дорвавшегося до власти». Недоброжелателями и восприимчивым к мифам гражданами то и дело подчеркивалось отсутствие образования, опыта, вопиющая профнепригодность свежеиспеченного госуправленца и его полная неспособность управлять регионом.

Согласно другому мифу, также весьма распространенному в конце 1990-х, Гавунас был чуть ли не криминальным авторитетом, представителем теневых кругов, связанных с Жириновским и финансирующих лидера ЛДПР. По этой версии он был поставлен на регион «смотрящим» и контролировал губернатора Михайлова, которому надо было расплачиваться за полученное кресло.

Михаил Гавунас и «правая рука» Жириновского в 1990-е - начале 2000-х, депутат Госдумы Алексей Митрофанов, ныне тоже фигурант по делу о мошенничестве

Еще один созданный образ: Гавунас - сильный и умный авантюрист, «серый кардинал», махинатор и кукловод при слабом руководителе. Достаточно распространенным в то время было сравнение вице-губернатора с Остапом Бендером. Некоторые вспоминали «Еврея Зюсса» Фейхтвангера и находили между Гавунасом и поднявшимся из низов до вершин власти и богатства, алчным м ненасытным Зюссом Оппенгеймером немало общего. И даже заговорщицким шепотом цитировали друг другу: «Герцог со своим двором и войском бременем лежал на стране, и она терпела его. Двести городов, тысяча двести деревень стонали, исходили кровью. Герцог выжимал из них все соки руками еврея».

Венцом описываемого мифотворчества следует признать нашумевшую в 1999 году статью Льва Шлосберга «Прихожение Гавунаса на Псков» в тогдашнем рупоре демократической оппозиции – газете «Новости Пскова». Характеристики главного персонажа в публикации, уже самим названием отсылавшей к «Повести прихожения Стефана Батория на град Псков», были доведена до крайности. И неслучайно Гавунас впоследствии, на одной из редких своих пресс-конференций, не то с сожалением, не то даже с гордостью в голосе констатировал: мол, стараниями противников и журналистов мой образ был демонизирован, сделали «козлом отпущения», ответственным за все.

Интересно, что помимо прочего автор «Прихожения» писал о намерении Гавунаса стать мэром областного центра, «предъявлении» на старт избирательной кампании миллиона рублей и возглавляемом им представительстве администрации при правительстве РФ, функционирующем якобы как «бизнес-центр по оказанию посреднических услуг». Гавунас ответил Шлосбергу со страниц «Псковской правды» и предложил «уважаемому Льву Марковичу» подумать: «может, Вам надо уехать в ту страну, где лица коренных псковичей не будут вас заставлять содрогаться, где солнце светит ярче и апельсины растут на деревьях». По иронии судьбы, спустя годы, Шлосберг стал заместителем Гавунаса в комитете областного Собрания, а самого Михаила Савельевича уличили в наличии паспорта государства, «где солнце светит ярче».

Вся жизнь – борьба

Все без малого 16 лет Михаила Гавунаса в Пскове – это, по сути дела, непрерывная борьба. За место под солнцем, бизнес-активы, мандаты, влияние… С политическими оппонентами, однопартийцами, конкурентами, силовиками… Сегодня, не особо напрягая память, можно назвать с десяток громких «поединков», каждый из которых, образно говоря, шел не «на жизнь, а на смерть».

Так, оказавшись в команде губернатора Михайлова, Гавунас повел борьбу за влияние на руководителя, доминирующее положение внутри группы и устранение соперников. Результатом стал особый статус вице-губернатора в администрации, оппоненты же либо были изгнаны, либо вынужденно «встраивались» в модель «под Гавунаса».

Конец 1990-х был ознаменован борьбой вице-губернатора с псковской «демократической» оппозицией, бомбардировавшей администрацию президента аналитическими записками с однозначным главным выводом: «Михайлова надо убрать. Гавунаса надо посадить». Итог противостояния - хотелки демоппозиции так и остались нереализованными. А мэр Пскова Александр Прокофьев, столкнувшийся с невиданным доселе контрпропагандистским предвыборным ходом – отключением электроэнергии и погружением города во тьму – проиграл в 2000-м на выборах, после чего ушел в политическое небытие.

Фиаско в борьбе с Гавунасом потерпели и псковские предприниматели, работавшие на рынке алкогольной продукции. Напомним, что новый курс областной исполнительной власти в конце 1990-х как раз наиболее ярко выразился в «наведении порядка» на алкогольном рынке и конфликте администрации с областным УВД во главе с генералом Сергеем Щадриным. В 1997 году противостояние губернаторской команды во главе с Гавунасом(именно его пытались привлечь к даче показаний сотрудники УВД) с главным псковским милиционером чуть не закончилось штурмом Дома Советов. Достаточно скоро Щадрин покинул Псков – и хотя это было фактически повышение, ни для кого не являлась секретом подоплека принятого решения.

Лично проконтролировать, увидеть своими глазами, потрогать руками – особенности стиля руководителя Гавунаса

Отдельного разговора заслуживает борьба бизнесмена-политика за бизнес-активы. Так или иначе с его именем связывают смену собственников таких предприятий как «Пскокислотоупор» (ныне «Евро-Керамика»), ЗАО «Псковпищепром», «Псковский мясокомбинат», агрофирма «Черская», «Псковский мелькомбинат», птицефабрика «Псковская», свинокомплекс «Соловьи».

А ведь были еще «завоевание» Печорского района и фактическое изгнание оттуда экс-главы муниципалитета, ныне первого секретаря обкома КПРФ Александра Рогова, борьба за контроль над «Единством» и «Единой Россией» с Виктором Семеновым и Борисом Каракаевым, удар по бизнес-интересам Игоря Савицкого, операция по смещению с должности председателя областного Собрания Юрия Шматова…

Псковская делегация на съезде партии власти. Михаил Гавунас, как обычно, - в центре.

В последние годы Михаил Гавунас был вынужден вести борьбу за выживание в новых политических реалиях.

«На протяжении всех трех лет губернаторства Андрея Турчака происходит планомерное вытеснение на политическую периферию персон, с которыми связаны высокие репутационные риски региональных властей прежде всего в глазах избирателей, тех персон, чья политическая (и не только) чистоплотность вызывает вопросы», - так описывает процесс главный редактор официального печатного органа «Псковская правда».

Губернатор Андрей Турчак (слева) и вице-спикер Собрания Михаил Гавунас

Иными словами, с 2009 года команда губернатора стремится избавиться от местных политических кланов, нивелируя их влияние на ситуацию в регионе, превращая некогда заметных политиков в статистов и даже избавляясь от наиболее одиозных персон.

Желание сохранить свои позиции в бизнесе и политике толкало Михаила Гавунаса в последние годы на совершенно неестественные для него поступки – например, участие в публичных партийных мероприятиях в качестве знаменосца

Наконец, последнее по времени заметное противостояние с участием г-на Гавунаса – его конфликт с сотрудниками прокуратуры, обернувшийся для политика-бизнесменами невиданными доселе неприятностями.

«Акела промахнулся»

Формально точкой отчета в противостоянии «Прокуратура-Гавунас» стало неисполнение депутатом обязанности представлять сведения о полученных доходах и имуществе. Год назад прокуратура Псковской области объявила, что в отношении вице-спикера областного Собрания возбуждено и направлено в суд дело об административном правонарушении.

«Михаил Савельевич нарушил законодательство, когда не подал декларацию. Прокуратура пожелала взять с него объяснение и пригласила к себе в прокуратуру. Он сказал: «Да пошли вы, сами приходите». Они — не гордые, готовы были прийти сюда, но здесь они процессуально не могут ему эту бумажку выписать. Второй раз пригласили, третий. Не является. Тогда они воспользовались своим правом, которое им дает закон «О прокуратуре», - воссоздает ход событий один из руководителей областного Собрания.

Экс-лидер регионального отделения «Единой России» Валентин Каленский, бывший губернатор Евгений Михайлов и Михаил Гавунас (слева направо) уже давно утратили былое влияние на политические процессы в регионе

По мнению экспертов, ошибкой Михаила Гавунаса могли стать и переоценка «по инерции» собственных сил, и игнорирование им того неоспоримого факта, что времена изменились: сейчас отнюдь не 1990-е.

«Система стала совсем другой. И Гавунас, конечно, сам совершил ошибку, «зарубившись» вроде бы на ровном месте. Если он рассчитывал, что решает все свои проблемы, оказывая финансовую помощь партии и обладая широкой клиентелой, то напрасно. Развитие событий это доказало, причем даже не важно, была ли тут разводка третьей стороны и происки неких могущественных противников Савельевича. Война с системой ни к чему хорошему не приводит. Особенно если у тебя масса недоброжелателей и есть скелеты в шкафу», - подводит итог один из экспертов

Появились также версии о таинственных врагах (о чем накануне апрельской сессии говорил сам опальный политик), якобы претендующих на бизнес-активы Гавунаса, которые якобы обеспечили доведение дела до конца при помощи Генпрокуратуры

Отдел политики ПЛН

Иллюстрации: архив ПЛН, «Псковская правда», «Городская среда»

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.