На пороге взрыва

Опубликовано: 26 июня 2012 г. в 17:03 7 0Нет комментариев0

Правительство РФ и «Газпром» разрабатывают меры контроля за безопасностью ВДГО.

Минувший год установил печальный рекорд по количеству несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту: 375 аварий и 664 пострадавших. За первые три месяца нынешнего года эта нерадостная статистика пополнилась еще 21 инцидентом, из которых наиболее трагическим, прогремевшим в прямом и переносном смысле на всю страну, стал взрыв газа в жилом доме в Астрахани, унесший жизни 10 человек. Это событие побудило Правительство РФ создать Межведомственную рабочую группу по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования (ВДГО), в состав которой вошли также специалисты Группы «Газпром».

Для Группы «Газпром» эта тема давно знакома, поскольку еще с начала прошлого десятилетия «Газпром» был единственной в стране организацией, которая на разных уровнях поднимала вопросы безопасности ВДГО. Обеспокоенность корпорации была обусловлена ростом аварийности в жилых домах при использовании газового оборудования. Если в 1980-е и 1990-е среднегодовые показатели смертности при эксплуатации газового оборудования обычно находились в пределах от 50 до 80 человек, то к 2005 году они выросли в 2-3 раза.

Взрывные реформы

Причинами ухудшения ситуации стали многочисленные преобразования в жилищно-коммунальной сфере, проводившиеся в 1990-е и 2000-е годы, которые неуклонно разрушали как систему обслуживания ВДГО со стороны газораспределительных организаций (ГРО), так и систему надзора за ним со стороны государства. Главным результатом «реформ» стало такое положение вещей, когда вся ответственность за безопасность ВДГО была делегирована собственникам жилых помещений. ГРО, в чьи обязанности на протяжении десятилетий входил обязательный мониторинг состояния газовой инфраструктуры в домах (многие еще помнят, как в советские времена газовики регулярно совершали обходы квартир, выискивая с помощью мыльной пены возможные утечки газа), были административно исключены из этой схемы. Их полномочия сейчас заканчиваются, что называется, на пороге дома. Иными словами, спасение угорающих стало делом рук самих угорающих.

За состоянием газовых сетей теперь следят управляющие компании, а газовых плит, колонок и котлов - сами жильцы. На практике же это приводит к полной безответственности, поскольку ни первые, ни вторые справиться с такой задачей не могут, а зачастую и не хотят. Проблема здесь в том, что даже самые добросовестные жильцы, которые скрупулезно подходят к безопасности газовых приборов у себя дома, оказываются заложниками безалаберности своего соседа или наплевательского отношения управляющей компании.

Еще одна проблема кроется в том, что в 2001 году было отменено лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО. С тех пор эту нишу может занять любая организация, а принятый в 2005 году Жилищный кодекс позволяет особо экономным управляющим компаниям и самим заниматься обслуживанием ВДГО. Где они возьмут подготовленных специалистов, если даже ГРО жалуются на дефицит кадров, разработчиков кодекса не волновало. Как рассказывают газовики, ситуации, которые раньше воспринимались как анекдот, теперь стали былью, например, когда какой-нибудь «специалист широкого профиля» по ошибке подключал газ к водопроводу или наоборот, создавая тем самым аварийную ситуацию и вызывая поломку газовых приборов сразу во многих квартирах.

Первые полумеры

В ООО «Газпром межрегионгаз» и ОАО «Газпром газораспределение» об этих проблемах знали не понаслышке, поскольку их работники непосредственно с ними сталкивались, и представители обеих компаний неоднократно выступали на различных площадках, предлагая меры по улучшению ситуации. Некоторое время федеральные органы власти игнорировали эти предупреждения. Однако после серии ЧП с газовым оборудованием, повлекших гибель людей, которые прокатились по стране в январе 2008 года и получили благодаря СМИ большой общественный резонанс, российское правительство обратило внимание на проблемы безопасности ВДГО. Его реакция в итоге привела к выходу Постановления №549 от 21 июля 2008 года «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

В документе были прописаны две ключевые для безопасности ВДГО вещи. Первая - определен статус организаций, имеющих право обслуживать внутридомовое газовое оборудование. Это газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Во-вторых, газоснабжающей организации прямо запрещено заключать договор поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО со специализированной организацией. То есть теперь управляющим компаниям и ТСЖ приходится волей-неволей заключать договоры с газовиками, чтобы регулярно обслуживать ВДГО. По словам заместителя генерального директора «Газпром Межрегионгаза» Николая Исакова, «постановление, безусловно, было серьезным шагом вперед в деле обеспечения безопасности ВДГО, но в то же время оно оставалось полумерой и не решало ряда системных вопросов правового и технического характера. В их числе - отсутствие государственного надзора в области безопасной эксплуатации газового оборудования, а также систем вентиляции и дымоходов; отсутствие законодательно закрепленного статуса ВДГО как объекта повышенной опасности; отсутствие правового механизма понуждения собственника к заключению договора на техническое обслуживание ВДГО; отсутствие нормативных требований к специализированным (газораспределительным) организациям, допущенным к техническому обслуживанию газовых приборов, и отсутствие у специализированных организаций тарифного источника аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО. Говоря о технической стороне вопроса, надо отметить тот факт, что почти треть газоиспользующего оборудования в домах россиян (газовых плит и водонагревателей) находится в эксплуатации уже более 40 лет. И это на фоне практически полного отсутствия приборов контроля загазованности жилых помещений».

Впрочем, это еще не всё, поскольку даже те пункты, которые были прописаны в постановлении, на местах исполняются с большим скрипом.

Как поясняет генеральный директор ОАО«Газпром газораспределение» Сергей Густов, «заключение договора на техническое обслуживание ВДГО - это только начало работы по обеспечению безопасности и надежности обслуживания. Необходимо, чтобы этот процесс привел к практическим результатам. И тут мы сталкиваемся с многочисленными проблемами. Проблема номер один - стандартная ситуация, когда газовики по разным причинам не могут попасть в квартиру, чтобы проверить газовое оборудование. Тут отчасти и наша вина - ведь у работников газовой службы рабочий день такой же, как и у всех, а значит, прийти они могут только в будний день. Хотя во многих ГРО этот вопрос уже решается и мастера ходят к гражданам по выходным или вечером. Но зачастую люди просто не хотят пускать наших специалистов.

И такое препятствование работе газовиков не влечет за собой никаких серьезных санкций. Еще одна проблема - неисполнение требований по итогам обследования. Причем это касается как физических, так и юридических лиц. Проверка может установить неблагополучное состояние газового оборудования или сетей внутри дома, соответственно, нужен либо ремонт, либо замена. Однако многие не могут или не хотят выполнить это предписание».

Возрождение системы безопасности

Учитывая весь этот ворох проблем и, как следствие, высокий рост аварийности при использовании газовых приборов, в конце прошлого года «Газпром Межрегионгаз» инициировал обращение в Министерство регионального развития с предложением обсудить совместно с другими ведомствами данные вопросы. Минрегионразвития дало свое согласие, образовав рабочую группу, которая начала проработку нормативных вопросов, связанных с безопасностью ВДГО, и поручило компании «Газпром Межрегионгаз» совместно с «Газпром газораспределением» провести в отдельных регионах (в качестве пилотных проектов) техническую инвентаризацию ВДГО и по ее итогам разработать поэтапную программу замены изношенного газового оборудования.

После трагедии в Астрахани и образования Межведомственной рабочей группы под председательством вице- премьера Виктора Зубкова решение этих вопросов вышло уже на более высокий уровень. Был подготовлен План мероприятий по обеспечению максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, который предусматривает разработку целого ряда нормативных документов, обеспечивающих необходимую правовую базу для обслуживания контроля безопасности ВДГО. Предполагается, что вся работа по этим документам должна быть завершена в текущем году.

Речь идет в первую очередь о проектах постановлений Правительства РФ «О безопасности домового газового оборудования» и «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», в части установления контроля хранения бытового газа в баллонах. Кроме того, планируется внести изменения в Жилищный кодекс и другие нормативные документы с целью установления государственного надзора со стороны федеральных органов власти за обслуживанием ВДГО, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за ненадлежащую эксплуатацию газового оборудования. Еще один важный момент - принятие нормативного документа, определяющего стоимость услуг ГРО по обслуживанию газового оборудования и включение в тариф ГРО на транспортировку стоимости аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО.

Кроме того, План мероприятий по обеспечению максимальной безопасности эксплуатации ВДГО предусматривает утверждение Методических рекомендаций по разработке органами социальной защиты населения мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, недееспособных, ограниченно дееспособных, в том числе состоящих на психоневрологическом и наркологическом учете, в целях снижения риска возникновения аварийных ситуаций при эксплуатации такими лицами объектов ВДГО. Также предлагается внедрение механизмов страхования имущества собственников помещений в многоквартирных и жилых домах от риска гибели или повреждения такого имущества вследствие неисправности объектов ВДГО.

Наконец, План мероприятий предлагает внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации об обязательности установления средств контроля загазованности в многоквартирных и жилых домах, в том числе в жилых помещениях, общественных зданиях, в которых эксплуатируется ВДГО. На данную меру стоит обратить особое внимание. Она, безусловно, затратная, поскольку настоящий эффект достижим только при максимальном охвате ВДГО средствами контроля загазованности, но при этом очень действенная, ибо может спасти сотни жизней.

Если в целом оценивать План мероприятий и намеченные сроки их осуществления, то надо признать, что Межведомственная рабочая группа поставила перед собой в хорошем смысле слова очень амбициозную задачу. Если к следующему году все намеченные нормативные документы будут приняты и начнут реализовываться на практике, то можно будет говорить о полноценном возрождении системы контроля за безопасностью ВДГО. Значит, есть все шансы, что кривая ЧП, связанных с эксплуатацией газовых приборов, постепенно, но неуклонно начнет снижаться.

Корпоративный журнал ОАО «Газпром»

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.