Программа «Эстония-Латвия-Россия» может оказаться в парадоксальной ситуации в связи с принятием нового закона о НКО — «Чудской проект»

Опубликовано: 12 июля 2012 г. в 16:27 5 0Нет комментариев0

Проблема закона об «иностранных агентах» заключается, прежде всего, в отсутствии четких критериев того, что называется «политической деятельностью» НКО, считает председатель Псковской областной общественной организации (ПООО) «Чудской проект» Ольга Василенко. «Вопрос в том, что считать «политикой» и не подпадут ли под каток нового закона любые НКО, взаимодействовавшие с зарубежными грантодателями, так как «политическую деятельность» можно трактовать чрезвычайно широко, - говорит Ольга Василенко. - Расплывчатый термин «влияние на политику» здесь очень опасен и совершенно закономерно вызывает такую сильную тревогу у самых разнообразных социальных НКО». В наиболее парадоксальной и двусмысленной ситуации, считает лидер общественной организации, окажутся совместные Программы РФ и ЕС и, в частности, программы приграничного сотрудничества, например, программа «Эстония-Латвия-Россия». «С российской стороны эта Программа санкционирована на самом высоком уровне; чтобы она стала возможной потребовались подписи Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Программа также ратифицирована Государственной Думой РФ, - напоминает Ольга Василенко. - В документах Программы прямо указано, что соискателями грантов могут выступать российские негосударственные некоммерческие организации. Но деньги по Программе на счета российских заявителей поступают, фактически, через зарубежную структуру - Министерство окружающей среды и регионального развития Латвийской Республики. Таким образом, согласно новому законопроекту, при его «гибком» прочтении, российские НКО - участники Программы, вдруг, несмотря на все санкции сверху, окажутся «иностранными агентами» со всеми вытекающими катастрофическими последствиями». «Парадокс ситуации состоит и в том, что Программа вложила значительные усилия, в том числе и со стороны российских органов власти, чтобы стимулировать появление межсекторного партнерства «орган госвласти - НКО» при совместной подаче заявок на финансирование. И такие партнерства были сформированы, проекты были одобрены, и партнеры получили средства на реализацию проектов из-за рубежа. Теперь, с принятием нового закона, более чем вероятно, что НКО, которая будет вести абсолютно идентичную с органом госвласти деятельность в рамках одного и того же проекта, будет вынуждена «зарегистрироваться» как «иностранный агент». Просто представьте себе ситуацию: есть, например, два однотипных семинара в рамках одного проекта, за один формально отвечает НКО, за другой — орган государственной власти, оба партнера участвуют в семинарах друг друга. Но по поводу первого нужно будет публично объявить, что он проводится «иностранным агентом». Логика, в общем пасует...» «И, наконец, последнее, что хочется упомянуть, это сам термин «иностранный агент», - продолжает Ольга Василенко. - Хотя инициаторы и сторонники законопроекта и говорят, что это лишь юридическое определение, которые якобы не несет «правильным» НКО никакого вреда, но, в целом, все понимают, что это не так. Непростая история нашей страны сформировала у людей вполне категоричный образ тех, на кого подобное клеймо может быть поставлено. И никакие ссылки на юридические термины здесь не помогут. Организация, единожды получившая такой ярлык, будет всегда восприниматься как враг народа, а ее сотрудников станут обходить стороной, как прокаженных, вне зависимости от того, чем они действительно занимаются, - спасают детей, сажают леса или «влияют на политику». ПООО «Чудской проект» присоединяется к мнению Общественной Палаты РФ о том, что законопроект о НКО - «иностранных агентах» нуждается в концептуальных поправках. «Идеальной была бы ситуация, если бы по всему тексту закона была использована иная формулировка, а именно – «организации, получающие денежные средства и иное имущество из иностранных источников на осуществление политической деятельности». При этом закон недвусмысленно раскрыл бы, что есть «политическая деятельность», - резюмирует Ольга Василенко. Добавим, законопроект о некоммерческих организациях (НКО) будет рассмотрен Госдумой в пятницу, 13 июля, сразу во втором и в третьем чтениях. При рассмотрении документа во втором чтении будет уточнено, что законопроект не распространяется на госкорпорации и госкомпании, созданные ими НКО, а также на религиозные организации, государственные, в том числе бюджетные, учреждения и муниципальные учреждения. Также в нем будет уточнено, какая деятельность не является политической, в частности благотворительность, деятельность в области охраны здоровья, науки и искусства, социальной поддержки инвалидов и др. Ранее законопроект вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Ряд общественных организаций, в том числе Агентство социальной информации, фонд «Подари жизнь», «ОПОРА России», WWF, заявили о том, что намерены добиваться снятия закона об НКО со второго чтения, и в этом решении их поддерживают члены Общественной палаты. Поводом для протеста послужил тот факт, что законопроект прошел первое чтение с огромным количеством процедурных нарушений. В частности, авторы законопроекта (как известно, под документом поставили свои подписи все члены партии «Единая Россия») обошли сразу несколько указов президента, в том числе обязательную антикоррупционную экспертизу. Кроме того, закон не был вынесен на открытое общественное обсуждение. Наконец, правительство также не предоставило свой отзыв касательно трат, которые понесет бюджет в случае принятия закона.

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.