Универ с нуля

Опубликовано: 17 июля 2012 г. в 10:34 31 0Нет комментариев0

Будет ли в Пскове университет? Этот вопрос по-прежнему актуален, несмотря на то, что ПсковГУ этой осенью отметит год своего существования. Если говорить содержательно, не формально, нетрудно согласиться, что университет пока существует только в документах. Все то, что делает университет университетом: его особая среда, свободный дух, культ знаний и интеллекта - в механическом сплаве двух вузов и трех колледжей пока отсутствует. Поэтому сегодня критика Псковского государственного университета, по сути, бессмысленна - нет предмета - зато имеет смысл внимательное и заинтересованное сопровождение вуза в его первых шагах. Чтобы не сбился с дороги.

На фото: ректор ПсковГУ Юрий Демьяненко на Дне рождения университета (24 октября 2011 г.)

В Министерстве образования РФ ПсковГУ называют «первопроходцем» - опыта создания нового университета на базе пяти учебных заведений в России еще не было. Как правило, реорганизации проходили в форме присоединения одного вуза к другому, что, безусловно, значительно проще. Но в случае с Псковским государственным политехническим институтом и Псковским государственным педагогическим университетом, очевидно, могло быть только паритетное слияние. Если Псковский индустриальный техникум, Псковский колледж строительства и экономики и Великолукский строительный колледж (остальные три составляющие ПсковГУ) можно было безболезненно присоединить к одному из двух крупных вузов, то, думаем, ни пед, ни политех не уступили бы друг другу пальму первенства. И у того, и у другого своя история, свои светила-профессора, научные школы, достижения, своя структура и традиции. Обоим вузам, в принципе, есть чем похвастаться, и неслучайно, что в многолетнем соперничестве ни один так и не одолел (морально) другого. Проблема в том, что бывшие пед и политех - это вузы индустриальной эпохи. То есть в принципе отжившие свое, не отвечающие требованиям новой экономики и нового общественного устройства. В этом смысле, а также учитывая политику государства, планирующего закрывать неэффективные вузы, переход на новый уровень был единственным способом сохранить в Пскове нормальное высшее образование.

Форма

Создать университет с нуля, держа в голове весь пафос, следующий за этим словом, - проект более чем амбициозный. Ректор ПсковГУ Юрий Демьяненко, как показалось, прекрасно понимает масштаб задачи, и, говоря о результате своей работы, употребляет выражение «прообраз университета». Объединительная конференция, состоявшаяся в октябре прошлого года, наметила три этапа работы по созданию ПсковГУ. Первый уже закончился - он предполагал формализацию процесса объединения, подготовку всех необходимых документов. Второй завершится в сентябре 2012 г., когда начнет функционировать новая структура факультетов, кафедр и дирекций образовательных программ. Затем начнется третий этап, который продлится два-три года - шлифовка управленческой и академической структуры, с тем, чтобы сплавить составные части вуза в действительно единый организм. Все это - во многом формальная административная работа, и решение доверить ее Юрию Демьяненко, человеку с огромным управленческим опытом, бывшему вице-губернатору по социальной сфере, выглядит совершенно логичным. «Никто меня не упрекнет, что я на этом этапе упустил университет. Что хотя бы один студент не получил диплом, хотя бы одно занятие сорвалось. Учебный процесс не останавливался», - комментирует Юрий Анатольевич.

Факультеты обоих вузов пока продолжают жить своей жизнью, сохранив и учебные планы, и преподавательский состав. Серьезной реорганизации подверглись пять из них. Объединили два факультета ПГПУ - социальных технологий и образовательных технологий, создав факультет образовательных и социальных технологий. Из факультета ПГПУ «бизнес-школа и менеджмент» в отдельную образовательную программу выделили «менеджмент». То, что осталось, объединили с финансово-экономическим факультетом политеха, сохранив его название. Появились межфакультетские кафедры - например, физкультуры, иностранных языков (будет работать со студентами технических направлений и культурологии). На будущее есть планы по созданию медицинского факультета при поддержке Северо-западного государственного университета им. Мечникова, где будут готовить специалистов для работы с высокотехнологическим медицинским оборудованием. В университете, который заявляет себя как классический, на сегодняшний день в полной мере сохраняется педагогическая составляющая – задачи подготовки кадров для школ области никто не отменял.

Вообще, ориентация на рынок труда – мантра, популярная и у руководства вуза, и в областном управлении образования, и среди федеральных чиновников. Хотя вопрос сам по себе сложный: а надо ли подстраивать высшее образование (то, что остается с человеком навсегда) под запросы экономики? Сегодня она сидит на нефтяной игле и бюджете, то есть крайне несовершенна, а какой экономика должна стать или станет завтра, после преодоления структурных дисбалансов, никто толком не знает. Но это не проблема ПсковГУ – это проблема российского образования в целом: найти для обучения удачное сочетание фундаментальной науки, базовых навыков и актуальных профессиональных специализаций.

Облик

Оболочка ПсковГУ, помимо новой структуры, должна получить и обновленную внешность. Руководство вуза сумело выиграть конкурс поддержки программ стратегического развития государственных вузов и получить грант Минобрнауки России на 300 миллионов рублей. На эти средства планируется сделать кое-какие ремонты, в частности, отремонтировать главную лекционную аудиторию №63, купить современное мультимедийное оборудование, приобрести лаборатории физики, естественных наук, биологии и химии и т.д. Вход в число 150 приоритетных вузов России дает не только солидную прибавку к не слишком густому государственному финансированию, но и открывает новые возможности. Так, вскоре ПсковГУ выиграл еще и грант на развитие внеклассной деятельности на 30 млн рублей.

На фото: Основной корпус бывшего ПГПУ

Но в целом, матчасть нового университета оставляет желать лучшего. Мебель и интерьеры практически всех корпусов выбивают слезу, кое-где надо менять перекрытия – словом, не очень похоже на «храм науки». То же самое с учебными пособиями.

На фото: Псковский политех

Базы электромеханического и механико-машиностроительных факультетов, вроде бы, полны и обширны, но застряли в 1970-х (здесь большие надежды ректорат возлагает на создаваемый технопарк Моглино – могло бы выйти взаимовыгодное сотрудничество с будущими работодателями). Библиотека – вроде бы неплохая, но главная забота ректората - как сделать так, чтобы ее не закрыли пожарные. Электронный каталог, информационный блок с доступом к базам данных – все только в будущем. Оценить фонды библиотеки, на самом деле, сложно, потому что в псковском студенчестве не больно-то развита культура чтения научной литературы. И над этим тоже придется работать.

Содержание

Дополнительного усиления потребует научная часть. Университет без науки невозможен, что отражено и в формальных критериях Рособрнадзора. Большинство студентов что педа, что политеха никогда не было вовлечено в научную деятельность, учеба и наука существовали по большей части параллельно. Между тем, оба вуза могут похвастаться приличными научными школами. Другое дело, что серьезные изыскания в области истории, филологии, естественных и технических наук с научными достижениями, нашедшими признание на международном уровне порой соседствуют в ПсковГУ с откровенной профанацией. Чтобы не быть голословными, процитируем вывешенный на сайте университета проект «Духовно-нравственная культура молодежи в контексте гуманитарного образования», реализованный в 2011 году студентами и преподавателями факультета психологии. Слайд под заголовком «Результаты эмпирических данных по методике «О смысле жизни» (С.П. Иванова)»:

«- Большинство студентов смысл жизни видят в том, ради чего человек живет (44%).

- Наличие смысла жизни для каждого человека большинство студентов (48%) выделили в первостепенном значении, жизненно важном.

- Всегда ли смысл жизни положительно влияет на судьбу – 43% ответили, что это зависит от смысла жизни.

- По мнению студентов (43%), в жизни все же больше смысла, чем бессмыслицы.

- Студенты с уверенностью ответили (100%), что смысл жизни изменяется с возрастом».

…И подписано, заметьте, не Капитаном Очевидность, а профессором Светланой Ивановой, завкафедрой, доктором психологических наук. Не сомневаемся, что собственно научные работы Светланы Павловны – совсем другого уровня и масштаба. Но как можно студентам впаривать такую пургу (извините за неологизмы)? В университете, по личному мнению автора, такое недопустимо.

Среда

Взаимоотношения студентов и преподавателей – отдельный вопрос. Со слов Юрия Демьяненко понятно, что в ПсковГУ не просто рано говорить об «университетском духе», но и существуют элементарные проблемы с дисциплиной и этикетом. Бывшие и нынешние студенты также подтверждают, что случаются проявления неуважения друг к другу со стороны учеников и учителей, хотя такое, конечно же, не является нормой.

Проблема, по всей видимости, кроется в самой традиции советского высшего образования, когда вузы выполняли роль «последнего класса детского сада». В России традиционно и по сей день свойственно рассматривать ребенка, подростка, молодого человека как «недовзрослого». Подчиненное, приниженное положение младших по отношению к старшим по умолчанию считается нормой, отсюда директивные указания, как себя вести, на какие лекции ходить, какие книги читать и так далее. Между тем, мелочный контроль как свидетельство недоверия, палочная дисциплина, принятая на некоторых факультетах, проверка посещаемости и конспектов – все это унизительно и вовсе не способствует становлению чувства собственного достоинства. ПсковГУ не станет в полном смысле слова университетом, если не избавится от такого рода пережитков. Кстати, Вольный в лучшие годы покорял именно своим духом, особой атмосферой, освобожденной от всякого рода «обязаловки». Ну и прекрасными приглашенными из столиц преподавателями, безусловно.

Свобода – ключевое понятие для университета. Если вспомнить историю, в Средневековье университеты возникали как островки свободы в иерархическом мире феодализма. В России, в отличие от Европы, у них никогда не было подлинной независимости от местной и государственной власти, но основные принципы автономии все же соблюдались и теперь прописаны в современном законодательстве. Именно внутренняя свобода делает университет особым местом, привлекательным для окружающих. Она же – питательная среда научных открытий. Добавим, что свободное посещение лучше любого Ученого совета поставит оценку качеству преподавания – на бессодержательные лекции даже отличники ходят только ради галочки.

Пока о введении свободного посещения в ПсковГУ речь не идет. Но планируется освоить и сделать нормой принцип академической мобильности для студентов и преподавателей. «Мы обязаны сделать так, чтобы все наши студенты за время учебы в университете имели возможность послушать других преподавателей, другие лекции, на другом языке», - говорит Юрий Демьяненко. Пока на учебу и стажировки за границу выезжали от силы 1,5% студентов, должно быть не менее 20% ежегодно.

Вообще, качество преподавания Юрий Анатольевич ставит во главу угла и готов приглашать читать курсы лекций специалистов из престижных московских и питерских вузов. «И вовсе не потому, что наши преподаватели слабее, отнюдь нет, - поясняет ректор. – Просто они другие, а академическая свобода предполагает возможность выбора, и его надо предоставить». С тем, чтобы новый университет развивался в лучших мировых университетских традициях, ректорат разослал с дюжину приглашений руководителям зарубежных вузов с приглашением войти в Попечительский совет ПсковГУ.

Прообраз и PR

Достигать заявленных светлых целей руководству ПсковГУ придется в атмосфере скептицизма и недоброжелательности. В плане публичных коммуникаций рождение университета вышло болезненным. Сначала взбудоражили слухи, что 250 студентов останутся без дипломов гособразца (по новым специальностям, которые получают аккредитацию только после сдачи госэкзаменов первым выпуском учащихся), потом объявили новые расценки на обучение. Ко всему прочему разразился скандал с печатью «унивеситета», за что ректорату пришлось публично извиняться, и наконец, внимательные псковичи разглядели ошибку в рекламном ролике «класического» Псковского государственного. Вроде мелочи, но больно уж неприятные. А главный вопрос, как они будут вспоминаться через несколько лет – как забавный анекдот или логичное объяснение провала проекта…

И ректорат, и областное управление образования отдают себе отчет в том, что ПсковГУ никогда не станет ни Гарвардом, ни Оксфордом. И хотя Юрий Демьяненко говорит, что «предела амбиций нет и быть не может – иначе жизнь прекратится», его реальная цель – сделать ПсковГУ «престижным вузом для нашего региона»: «Престижный вуз – это когда выпускники школ не хотят уезжать куда-то за пределы региона, и не идут в многочисленные филиалы, которых здесь два десятка. Это вуз, который пользовался бы серьезным авторитетом и был конкурентоспособен. Мы должны создать свою нишу».

В таком вузе более чем заинтересована и региональная администрация, формально никак не причастная к жизнедеятельности федерального университета. Начальник управления образования области Александр Седунов, подчеркивая, что между областной властью и ПсковГУ могут быть только партнерские отношения, все же хотел бы видеть в университете инструмент решения приоритетных социальных и экономических задач: «Я считаю, что университет Псковской области – это университет, который целиком и полностью отвечает потребностям региона, задачам его развития, и ориентируется на регион». В первую очередь, это проблема кадрового потенциала для региональной экономики. От себя добавим, что эта задача шире, чем просто подготовка нужного набора специалистов. Университет в состоянии не только выпускать востребованных профессионалов, но и стать копилкой интеллекта, очагом инноваций и точкой притяжения свежих мозгов, пока безнадежно утекающих из Пскова в Москву и Санкт-Петербург.

Хороший университет мог бы стать системообразующим проектом развития для Пскова, считает научный руководитель Института регионального развития Сергей Дамберг: «Это дешевле, чем, например, туризм, и эффективнее для самостоятельного развития области». Рассматривать ПсковГУ как проект развития – на самом деле, единственно возможный вариант. Потому что если университет просто отшлифовать и законсервировать в его нынешнем виде, пользы, думается, будет немного.

Светлана Прокопьева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.