Псковичка призналась в любви российскому кино

Опубликовано: 27 августа 2012 г. в 9:58 9 0Нет комментариев0

В День российского кино, 27 августа, член Союза журналистов России Ольга Пятковская поделилась с читателями Псковского агентства информации своими впечатлениями от XX фестиваля российского кино "Окно в Европу", проходившего в Выборге с 12 по 18 августа: "Хочу признаться честно и сразу: я люблю российское кино! Уже четыре года подряд в августе на неделю я обязательно еду в Выборг на фестиваль "Окно в Европу". Там я смотрю ежедневно по три-пять полнометражных картин плюс иногда неигровое и анимационное кино, посещаю пресс-конференции и круглые столы, участвую в разных дискуссиях и обсуждениях. Поток новой информации и впечатлений даёт обильную пищу для души и ума, а глубокий "нырок" в общение с искусством быстро вышибает накопленную на работе усталость. Буквально на второй день вся прежняя жизнь кажется оставленной где-то на другой планете. В общем, кинопсихотерапия, краткий курс. Сеанс каждые два часа в течение недели. Главное - не прерываться… Фестиваль этого года был юбилейным, двадцатым по счёту. А по программе он оказался просто феерическим. Два гран-при конкурса игрового кино (в то время как в прошлом году его вообще никому не присудили) - лучшее тому подтверждение. В целом награды получили восемь игровых фильмов. Так, например, приз президента фестиваля был в этом году отдан режиссёру Виталию Мельникову за фильм "Поклонница". Для зрелых киноманов-гуманитариев это просто подарок - прекрасная картина, настоящее кино во всех смыслах слова. В основу сценария положена история любви Антона Чехова к молодой писательнице Лидии Авиловой. Фильм сделан тонко, красиво, возвышенно, прекрасно передана эпоха, совершенно изумительно исполняют главные роли Кирилл Пирогов и Светлана Иванова. На наших глазах разворачивается драма, в которой не может быть счастливого конца. Писатель неизлечимо болен, у писательницы есть муж и дети… Всё, что с героями происходит, исполнено духовной работы, достоинства и благородства - в эпоху экранной чернухи с засильем неосмысленных стрелялок и секса нам изящно напомнили, что человеку вообще-то были присущи и эти качества. Горячо советую фильм всем, кто хочет видеть на экране работу большого мастера, кто хочет смотреть настоящее, профессионально сделанное классическое кино, с глубоким нравственным посылом и без рискованных экспериментальных чудачеств. Виталий Мельников, напомню, начинал в 1966 году "Начальником Чукотки" и за эти годы снял 20 художественных картин, среди которых "Мама вышла замуж", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Здравствуй и прощай", "Старший сын", "Женитьба", "Отпуск в сентябре", "Выйти замуж за капитана", "Первая встреча, последняя встреча ", "Царская охота", "Луной был полон сад", "Бедный, бедный Павел". Главный приз жюри фестиваля "Окно в Европу" присудило фильму "Шоппинг-тур" (режиссёр Михаил Брашинский) – за юмор и жанровую дерзость и фильму "Все ушли" (режиссёр Георгий Параджанов) – за гуманизм и верность традициям. "Шоппинг-тур"- абсолютная противоположность "Поклоннице". Это как раз соединение несоединимого (так сказать, жанровая дерзость) - психологическая драма, триллер, ужастик и комедия в одном наборе. На мой личный взгляд зрителя-консерватора, такой микс похож на салат оливье, в который добавили грибной бульон, шашлык из лосося и шарик ванильного мороженого. Как это есть всё сразу? Но оказывается, более "продвинутый" зритель имеет иные вкусовые пристрастия. И фильм, я видела, нашёл много сторонников. Сюжет таков: в семье, где месяц назад умер отец, у матери с сыном тяжёлые нервные отношения, и для их смягчения мать дарит сыну на окончание 8-го класса телефон и покупает на двоих автобусную поездку в Финляндию. Во время путешествия им приходится спасаться от людоедов, зато мальчик на глазах взрослеет, морально мужает, начинает заботиться о матери, и к концу фильма они опять дружат. Фильм снят с некоторым "фехтованием" камерой - по сюжету мальчик всё происходящее снимает на камеру мобильника - и сделан "за три копейки" на деньги частного инвестора бывшим кинокритиком. Всем, кто любит новаторство, наверное, стоит его посмотреть. Там много хороших смешных сцен, а общая идея - всё вокруг кого-то поедом едят, если не буквально, так энергетически действительно актуальна. Стоит добавить, что фильм также получил приз гильдии киноведов и кинокритиков России, а Татьяна Колганова (мать) удостоена приза за лучшую женскую роль. Фильм "Все ушли"- это история погружения героя, который родом из Тбилиси, в своё детство. Снимался фильм в Грузии. Но я сама ничего о нём сказать не могу, поскольку в эти часы сделала выбор в пользу неигрового кино. Также у меня вышло и с фильмом "Доктор" Владимира Панкова, который получил приз имени Станислава и Андрея Ростоцких. Дело в том, что в фестивале в целом три конкурса: игрового кино, неигрового кино и анимационного кино, и показы днём "наезжают" друг на друга. Приз имени Саввы Кулиша в 2012 году присудили Соне Карпуниной (фильм "Всё просто") за яркий и талантливый дебют и Марии Саакян (фильм "Энтропия") за творческий поиск. Эти ленты я видела. В той и другой в центре внимания - жизнь современной молодёжи мегаполиса. "Всё просто" - полная юмора мелодрама с буржуазным шиком. Героиня родом из Питера, но учится в Лондоне. По ходу фильма она расстаётся со своим молодым человеком, на этой почве случайно знакомится с другим, потом его теряет, а в конце концов обретает. Незатейливо. Но рассказано с экрана таким современным почерком, так ярко, звонко, мощно, остроумно, живо, динамично! В итоге фильм выпускницы ВГИКа 2011 года (мастерская С. М. Соловьёва) стал на фестивале бесспорным событием. Сама Соня играет в фильме главную роль. Хотите умных красивых лиц молодых интеллектуалов? Идите и смотрите! Всё просто. Кстати, приз международной конфедерации союзов журналистов за сценарий получил на фестивале именно он. "Энтропия" - напротив, стала самым спорным событием. Оценки фильма среди кинематографистов, журналистов, киноведов и просто зрителей едва умещались в диапазоне от возмущённого "за кого нас принимают?!" до скептического "арт-хаус - это же не кино…". По сюжету четверо молодых героев фильма уверены, что грядёт конец света, поэтому решают коллективно покончить с собой в одном из "заброшенных" кирпичных особняков в Подмосковье, ну и заодно снять про это кино... Разговаривают они исключительно на сленге и с таким количеством ненормативной лексики, что если её "запикать", то пауз будет больше, чем членораздельных звуков. В фильме как бы самих себя играют Ксения Собчак и Валерия Гай Германика в компании с профессиональным актёром Евгением Цыгановым (его персонаж - человек из народа), супермоделью и начинающей актрисой. Что это - комедия абсурда, пародия на "Дом-2" , культовое кино или политический манифест, я сказать не могла, даже досмотрев фильм до конца (что было, честно сказать, испытанием не из лёгких). Если принять объяснение, что энтропия есть движение к хаосу, распаду, деградации, то фильм показывает, "как не надо", и в нём сознательно утрированные отрицательные герои. В этой связи мне хочется сделать отступление и поделиться парой-тройкой личных фестивальных наблюдений. Первое. Несколько раз бывало такое: смотришь фильм и в течение всего сеанса недоумеваешь: то ли ты дебил, то ли мир сошёл с ума. Наутро приходишь на пресс-конференцию и оказывается - ни то, ни другое. Режиссёр, сценарист, актёры - все вполне вменяемые люди, логично рассуждают, толково объясняют, интересно говорят, горячо выражают обеспокоенность социальными процессами, идущими в обществе, а свой фильм позиционируют как вклад художника в решение назревших проблем. Так, к примеру, было с фильмом "Энтропия". Авторы нам перечислили длинный ряд аллегорий и объяснили, что конец света может наступить внутри каждого из нас, если его источник погаснет… Второе. Фестивальное кино сегодня не просто не предполагает лёгкости восприятия, оно требует от зрителя подготовки и подстройки, лучше - к каждому сеансу в отдельности! Если автор тебе известен по прежним работам, и ты примерно знаешь его взгляд на мир, язык, приёмы — ты вооружён. Фильм тебя не раздавит, не сплющит, не убьёт. Смотреть без предварительной информации безбоязненно можно только редкие мелодрамы с элементами комедии, где "всё просто", история под стать названию. Конечно, там тоже всё с извивами и переплетениями судеб, но без прощания с жизнью вследствие запутанной тотальной безысходности обстоятельств ("В тумане"), без выкапывания и включения мёртвых в мир живых-не живых ("Жить"), без коктейля из человеческой драмы, каннибализма и юмора ("Шоппинг-тур"), без перетекания реальности в сознание и наоборот ("Разговор"). Третье. Среди самих кинематографистов нет ясности в критериях, и идут горячие споры о том, что же такое всё-таки кино. Что можно считать фильмом как произведением киноискусства, а что является всего лишь продуктом киноиндустрии, предназначенной для развлечения? Где проходит граница между работой, выполненной по профессиональной технологии, и арт-хаусом как способом самовыражения художника? В процессе фестиваля эти споры как раз обостряются, поскольку программа в очаг дискуссии подбрасывает поленья каждый день и даже не по одному. Иногда резкое разделение на два лагеря по поводу мнений об одном фильме происходит в среде как раз подготовленной. Я имела возможность убедиться, что " Шоппинг-тур" с его взрывоопасной смесью многие кинопрофессионалы ВГИКовской школы не смогли принять, а жюри конкурса, как мы знаем, в итоге оценило на гран-при. На "Энтропии" один маститый кинокритик ушёл из зала через 10 минут после начала сеанса, а самый маститый - председатель гильдии - на открытом заседании жюри сказал, что видит на фестивале только два по-настоящему интересных явления, и этот фильм - одно из них. Больше того, после пресс-конференции на моих глазах известный актёр подошёл к известному преподавателю ВГИКа с вопросом: "Скажите, это- г...?" и тот, слегка замявшись, ответил: "Да..", после чего первый обрадовался: " Я рад, что мы с вами совпадаем во мнениях". А в эти же минуты группа молодёжи на крыше рядом с конференц-залом целой компанией горячо рассуждала о достоинствах и недостатках того же фильма, находила в нём перекличку с "Меланхолией" Ларса фон Триера, расспрашивала обо всём этом режиссёра, а потом Марию Саакян ещё долго "передавали" друг другу как эстафетную палочку разные журналисты. Но вернёмся в зал. Во время фестивальной недели зрители могут смотреть не только фильмы, участвующие в основном конкурсе, но и так называемые "Гала-премьеры осени". Существует здесь также конкурс "Выборгский счёт", победителей которого выбирают зрители. Перед входом на каждый сеанс все участники просмотра (гости фестиваля, журналисты, жители Выборга) получают анкеты, а на выходе их сдают с проставленной по 10-балльной системе оценкой . В зрительском конкурсе "Выборгский счёт" в 2012 году приз "Золотая ладья" за 1 место достался фильму "Соловей-разбойник" режиссёра Егора Баранова, "Золотая ладья" за 2 место - фильму "Поклонница" режиссёра Виталия Мельникова, "Золотая ладья" за 3 место - фильму "Я буду рядом" режиссёра Павла Руминова. "Соловей-разбойник" - фильм по сценарию Ивана Охлобыстина, и он же играет в нём главную роль. Это сказка о современном русском Робин Гуде начала XXI века. На экране - ужасы капитализма, вопиющая несправедливость, попрание прав. Народ защитить некому, и вот появляется герой, который бодро и весело отстаивает права униженных и оскорблённых с оружием в руках. Что здесь: призыв к переменам, к революции или к бунту бессмысленному и беспощадному? Или фильм чистой воды пиаровский ход? Авторы твёрдо отрицали политическую подоплёку, но им как-то не очень верили. Идея защиты неплоха, но, как было отмечено в ходе пресс-конференции, столько ментов ещё ни в одном фильме не "мочили", и слабо утешить может только то, что их "замочили" не за госсчёт (фильм снят без госфинансирования). Мой сосед по залу смотрел фильм с живым интересом, а потом посетовал: " Русские убивают русских - грустно это.." , но в "Выборгском счёте" зрители выставили фильму самые высокие баллы. И в таком раскладе нельзя не видеть повод для серьёзных раздумий. А вот фильм Павла Руминова "Я буду рядом" вызвал у меня очередной катарсис. Высокая, трепетная, пронзительная история прошла перед нами на экране: узнав о неизлечимой болезни, героиня пытается найти для шестилетнего сына, которому неизбежно предстоит остаться сиротой, новых родителей, и объясняет ребёнку на примере смешного персонажа детской сказки, что она из его жизни вроде как уйдёт, но будет всегда рядом... Тончайший психологизм молодого режиссёра меня просто потряс, и после показа я честно пожала автору руку – как зритель и как женщина-мать. Всего я посмотрела 17 художественных картин, из них мой личный "выборгский счёт" на самую высокую ступень поставил "Поклонницу", "Я буду рядом", "Всё просто" и "Со мною вот что происходит". Последнюю картину – изысканную, светлую, очень общечеловеческую, со знакомыми песнями на музыку Таривердиева я от души рекомендую всем, кто когда-то очень любил фильм "Ирония судьбы", но не смог смотреть "Ирония судьбы-2"...

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.