Александр Котов: «Впереди много интересного»

Опубликовано: 28 августа 2012 г. в 15:12 1 0Нет комментариев0

Псковская Лента Новостей продолжает публикацию цикла интервью с ведущими политическими деятелями региона. Наша цель - получить ответы на актуальные вопросы общественно-политической жизни Псковской области, узнать мнения руководителей партийных организаций, органов власти и местного самоуправления об основных тенденциях и перспективах развития.

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с председателем Псковского областного Собрания депутатов, секретарем политсовета регионального отделения партии «Единая Россия» Александром Котовым.

В политике до сих пор чувствую себя неуютно

- Александр Алексеевич, практически вся ваша предыдущая административно-политическая деятельность была связана с работой в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Всегда над вами было вышестоящее начальство, а сейчас ситуация изменилась: вы - председатель представительного органа законодательной власти. Как себя ощущаете в новом качестве, как вам работается?

- Если говорить о вышестоящем начальстве, то действительно у председателя законодательного Собрания его как такового нет. Но не надо забывать, что законодательное Собрание – это коллегиальный орган, и действия председателя во многом зависят от коллегиального решения депутатов, которые принимаются на сессиях, заседаниях совета Собрания, в работе приходится учитывать мнения фракций политических партий, которые представлены в областном Собрании. Поэтому говорить о такой, уж сильно большой, самостоятельности не приходится. Нужно работать в рамках тех условий, которые характерны для коллегиальных органов. Если посмотреть с точки зрения политики, то здесь по возрастающей. Глава муниципального района в меньшей степени политик – в основном это хозяйственник. Заместитель губернатора – должность, на мой взгляд, более политическая, независимо от того, какие вопросы курирует каждый из заместителей. А законодательное Собрание – уже в чистом виде политика, и это накладывает отпечаток на работу.

- Вам, ранее занимавшемуся административной и хозяйственной работой, легко ли давался переход в публичную политику – вначале в рамках «Единой России», затем в областном Собрании? И почему вы приняли это решение?

- Скажу честно: нелегко. И в политике я даже до сих пор чувствую себя неуютно. С учетом того, что в областном Собрании больше приходится заниматься вопросами политическими, мне достаточно сложно в этом плане работать. И тот период, который прошел с момента избрания меня депутатом и затем председателем Собрания, я бы оценил как переходный. Я еще привыкаю к ситуации, в которой оказался, к этой новой работе. И думаю, еще потребуется какое-то время, чтобы я смог полностью освоиться в этой новой роли.

- Ранее вы долго работали в администрации области, были заместителем губернатора. А сейчас, став спикером регионального парламента, вы ощущаете себя человеком «команды Турчака» или нет?

- Я долго работал в администрации вместе с губернатором Турчаком. И впечатления у меня – самые положительные. Считаю, что работу Турчака отличает, прежде всего, высокая социальная направленность: акценты сделаны на решение социальных проблем, и это правильно, для нашего региона это особенно важно. Поэтому я во многом разделяю ту политику, которую проводит администрация Псковской области и считаю необходимым в своей работе поддерживать ее деятельность.

- Ваш предшественник на посту председателя областного Собрания депутатов Борис Полозов выступал на сессиях как некий арбитр, пытаясь сгладить острые углы. У вас, если судить по первым заседаниям Собрания нового созыва, - несколько иной стиль, вы более жестко проводите линию партии власти и администрации области. Чем это обусловлено – внутренней установкой? Тем, что вы партийный выдвиженец? Или какими-то другими причинами?

- Нет, моя манера ведения заседаний Собрания обусловлена тем, что здесь тоже необходимо приобрести определенный опыт. На этом пути я делаю только первые шаги, поэтому прошу не судить строго.

С другой стороны, я всегда был противником дешевого пиара. Публично на сессии устроить грызню с администрацией области – это легко. Можно высказывать разные упреки – скажем, по несвоевременному представлению законопроектов для рассмотрения, нарушению сроков и регламента и так далее. Но стоит ли это делать? Приведет ли это к позитивному результату – еще большой вопрос. Наверное, проще высказать эти замечания в рабочем порядке. У нас до сессии, в рамках работы комитетов, рабочих групп, совета Собрания, в работе которого участвует и администрация области, есть достаточно времени, чтобы обсудить все эти проблемы.

- А к известной фразе Бориса Грызлова о том, что парламент - не место для дискуссий, вы как относитесь?

- Думаю, это случайно оброненная фраза. Парламент – это как раз способ выражения различных точек зрения на различные проблемы. И нет другой, более эффективной, площадки, на которой в результате дискуссий можно прийти к действенному результату.

- Что касается работы с депутатами – представителями оппозиционных партий, вы уже определились с тем, с кем из них можно строить конструктивные отношения, убеждать, рассчитывать на поддержку каких-то разумных инициатив, исходящих от партии власти, а кто из депутатов непримиримо настроен к позиции большинства и сотрудничество невозможно в принципе? И, пожалуйста, с конкретными примерами по фракциям.

- Моя позиция: надо работать конструктивно со всеми депутатами, со всеми фракциями, независимо от того, на какой стадии эта работа находится в данный момент. Более она конструктивна или менее конструктивна. Я надеюсь на то, что со временем многие депутаты, особенно впервые избранные в парламент, приобретут опыт и будут больше внимания уделять сути вопросов, а не пытаться делать дешевый пиар на популизме. Это не перспективно. На популизме можно заработать какие-то политические дивиденды, но в последующем это приведет к отрицательному результату. Необходимо более продуктивно, спокойно, целенаправленно, планомерно работать, и в последующем мы получим гораздо большую поддержку избирателей. Люди увидят, что мы принимаем законы, направленные на улучшение благосостояния населения, и решение проблем, с которыми они сталкиваются каждодневно. В этом смысле я оптимистически настроен и думаю, что найду поддержку у большинства депутатов.

- Работа Собрания нынешнего созыва под вашим руководством ознаменовалась в том числе вынужденным уходом заместителя председателя Собрания Михаила Гавунаса, последовавшим после внесения представления прокурора области Тимура Кебекова. На ваш взгляд, можно ли было избежать этой ситуации, как-то предупредить ее? Считаете ли вы, что в этой ситуации есть и ваша ошибка, а также ошибка губернатора?

- Скажу так: все, что возможно было сделать, чтобы эту ситуацию предупредить, мною и многими депутатами (кстати, не только от фракции «Единая Россия») было сделано. Поведение Гавунаса в этой ситуации меня очень огорчило: человек, соратник по партии в открытую нагло нас обманул. Соответственно и последствия такие. Вопрос можно было решить спокойно, и у Гавунаса была бы возможность выбора: либо он отказывается от гражданства и продолжает быть депутатом регионального парламента, либо наоборот добровольно складывает с себя полномочия. Это было бы более цивилизованно, корректно и понятно всем. Но, к сожалению, сложилось по-другому. Поэтому в отношении Гавунаса были приняты самые жесткие меры – и по партийной линии, и депутаты проголосовали за досрочное сложение полномочий. Я знаю, что и губернатор принимал все возможные меры для того, чтобы ситуацию урегулировать до сессии, на которой была поставлена точка. Поэтому не думаю, что была ошибка с нашей стороны. Это просто характеризует Гавунаса с самой отрицательной стороны. Хотелось бы, чтобы таких случаев в нашем законодательном Собрании больше не было.

- В последние месяцы в областном Собрании разгорелся конфликт между депутатами Алексеем Севастьяновым (фракция «Единая Россия») и Игорем Савицким (фракция КПРФ). Как вы считаете, есть ли действенные способы сделать так, чтобы это стало последним подобным столкновением? Или межпартийных, межличностных столкновений в Собрании не избежать?

- Здесь скорее не межпартийное столкновение. Здесь речь идет о дискуссии двух депутатов – сначала публичной, а теперь перешедшей в рамки судебного разбирательства. Я понимаю Алексея Анатольевича Севастьянова, он чувствует себя оскорбленным грубыми, резкими и некорректными высказываниями в свой адрес. Но я не оправдываю способ разрешения этого конфликта. Мне кажется, не стоило доводить дело до суда, можно было попытаться найти другой выход. В глазах наших избирателей ситуация, когда между народными избранниками происходит судебное разбирательство из-за оскорбления, выглядит некрасиво. Это не очень хорошо характеризует областное Собрание в целом. Но, видимо, Савицкий и Севастьянов не нашли другого способа разрешения этого конфликта. Если говорить о том, кто из них прав, кто виноват, то я бы сказал, что нам всем нужно учиться политкорректности. У нас есть регламент и правила депутатской этики, которые нужно соблюдать. Необходимо уважительно относиться к депутату, независимо от того, к какой партии он принадлежит. Мы должны быть корректными и показывать пример всем участникам политического процесса.

Трибуну ни от кого не отберем, но ограничивать будем

- Я знаю, что вас связывают давние дружеские отношения с первым председателем областного Собрания Юрием Анисимовичем Шматовым. Как часто вы встречаетесь, используете ли его опыт?

- Да, мы земляки, долгое время жили и работали в Стругокрасненском районе. Я очень уважаю этого человека. Мы часто с ним встречаемся, обсуждаем различные вопросы. И его опыт бесценен, в том числе опыт парламентской работы. Он стоял у истоков законодательного органа субъекта Федерации в новых политических реалиях. Его советы мне помогают в работе.

- При Шматове в первых созывах Собрания у председателя было всего два заместителя. Сейчас вдвое больше, к тому же в перспективе, вероятно, появится и пятый вице-спикер. Нередко можно услышать мнение, что количество заместителей председателя чрезмерное, эти должности как будто созданы для «уважаемых людей». Ваше мнение: эффективна ли схема, при которой у председателя целый ряд заместителей? Или следует вернуться к опыту прошлых лет, когда было 2 заместителя, которые работают каждый день и возглавляют профильные комитеты?

- «Должность для уважаемых людей» - это не более, чем язвительная ядовитая критика. На самом деле это не так. И тут есть две составляющие. Одна составляющая – это сама организация работы законодательного органа, чем, собственно, и обусловлено наличие должностей на постоянной штатной основе и на внештатной основе. А с другой стороны, есть политическая составляющая. Количество заместителей обусловлено в большей степени политической составляющей.

Заместителей, которые просто занимают должность и не работают, у нас нет. Есть заместители, на непрофессиональной внештатной основе, которые тоже наделены определенными полномочиями. Например, Елена Васильевна Бибикова занимается работой с общественными организациями, в частности, таким важным, на мой взгляд, органом, как молодежный парламент, который позволит нам воспитать достойную смену депутатам.

Это очень важная работа, и надо отдать должное этим людям: помимо основной деятельности, они находят возможность на общественных началах заниматься важной, в том числе и политической, работой. Поэтому состав заместителей сегодня – это отражение реальной действительности и политических договоренностей. Да, это, может быть, не устраивает некоторые фракции областного Собрания. Но это результат выборов: партия «Единая Россия» имеет большинство в региональном парламенте, а значит, мы вправе располагать большим количеством депутатов, занимающих определенные должности.

- Хочу вернуться к теме так и не состоявшегося избрания Олега Брячака заместителем председателя областного Собрания. Об этом много говорили. Так зачем единороссам вице-спикер – справедливоросс?

- Это опять же последствия политической дискуссии между фракциями в областном Собрании. Изначально, когда председатель и все заместители были избраны от «Единой России», это не устроило фракции других партий. Мы продолжили дискуссию и в качестве компромиссного варианта предложили всем оппозиционным партиям: в структуре появляется еще один заместитель, «Единая Россия» не претендует на замещение этой должности и предлагает другим фракциям выдвинуть свою кандидатуру. Это и было сделано. «Справедливая Россия» предложила кандидатуру Брячака Олега Михайловича, а коммунисты, «Яблоко» и ЛДПР – кандидатуру Бубнова Геннадия Николаевича. Результаты голосования известны, и вопрос пока остается открытым. Думаю, что здесь больше превалирует политическая составляющая, нежели оценка профессиональных качеств того или иного кандидата.

- Александр Алексеевич, в связи с приближением губернаторских выборов можно прогнозировать активизацию депутатов, представляющих различные фракции. По мнению экспертов, Собрание не сможет остаться в стороне от этого процесса; не исключено, что из самого Собрания могут выйти кандидаты в губернаторы. На ваш взгляд, будет ли Собрание вовлечено в этот процесс, постараетесь ли вы сделать так, чтобы парламентская трибуна не использовалась представителями политических сил в выборных целях?

- Безусловно, процесс уже начался - как мне кажется, еще до того, как были приняты соответствующие законы – и федеральный, и региональный. Процесс этот идет, и он будет все более активизироваться по мере приближения к губернаторским выборам. Собрание будет участником этого процесса. И как коллегиальный орган. И депутаты как участники этого политического процесса. Я не думаю, что следует активно влиять на это. Трибуну мы ни от кого не отберем. Право выступать у депутата есть. Вне сомнений, многие будут использовать эту трибуну в этих целях, отвлекаясь от основной повестки. Но здесь надо обращать внимание на регламент. Обсуждение должно сводиться к рассматриваемым вопросам. Запретить кому-то отклоняться от повестки невозможно, вы сами видите, что на каждой сессии это происходит. Но ограничивать это, безусловно, надо.

А в повседневной жизни – да, в рамках деятельности партий депутаты будут проявлять активность с целью продвижения своих кандидатов. В том числе «Единая Россия» будет очень активно работать для того, чтобы продвигать своего кандидата, с которым мы определимся. По решению съезда партии в Устав внесены изменения, в соответствие с которыми кандидатуру на пост губернатора мы будем определять на конференции регионального отделения партии тайным голосованием. Так что впереди много интересного.

Народная программа - это настольная книга депутата

- Опросы общественного мнения показывают достаточно низкую степень известности большинства депутатов и доверия к ним, особенно к тем, кто избран по партийным спискам. Беспокоит ли вас эта ситуация? Не считаете ли вы, что нужно привязать депутатов к округам?

- Меня эта ситуация беспокоит. Избиратели должны знать о работе депутатов. Есть депутаты, которые избирались по одномандатным округам – и круг избирателей каждого такого депутата понятен. Есть депутаты, которые избирались по партийным спискам – их избирательный округ вся территория области. Раньше была практика, когда фракции определяли депутатов-списочников на определенную территорию – на район или на два района. То есть фактически тоже делали для них округа, в которых эти депутаты работали. Мне кажется, целесообразно вернуться к этой практике, мы в рамках фракции «Единой России» этот вопрос предварительно уже оговаривали и обязательно ещё будем обсуждать. Я рекомендовал бы и другим фракциям к этому вернуться. Тогда депутат будет рассказывать о работе по тому избирательному округу, к которому он приписан, или, иначе говоря, закреплен.

- Что касается законотворческого процесса. Как показывает статистика, депутаты разрабатывают очень мало законопроектов в сравнении с администрацией региона. То есть, по сути, законы разрабатывают те, кому их и исполнять в дальнейшем…

- Объективно в любом случае абсолютное большинство законов будет исходить от администрации области. Деятельность администрации, как органа исполнительной власти, заставляет готовить законопроекты и вносить их на рассмотрение в областное Собрание депутатов.

При этом то соотношение, которое существует сейчас, не устраивает ни меня, ни многих депутатов. Конечно, это говорит о степени нашей активности. Но есть и другие причины. Не так уж трудно подготовить законодательную инициативу и внести какой-то законопроект на рассмотрение, гораздо труднее найти источники финансирования любого закона, который мы будем принимать. Мы же работаем в рамках утвержденного бюджета, а любой законопроект, требующий финансирования, приводит к его изменениям.

Когда мы начинали свою работу, мы обсуждали эту тему и пришли к пониманию, что здесь такое «узкое место». Но я думаю, в ближайшее время количество законопроектов, которые будут внесены на рассмотрение по инициативе депутатов, все равно будет возрастать.

- За последние три года областное Собрание приняло достаточно много законов социальной направленности (некоторые даже упрекают депутатов в том, что это популистские решения). Будет ли продолжение этой линии? Каких именно социально ориентированных решений стоит ждать от Собрания в ближайшее время?

- До конца этого года у нас не так много возможностей, чтобы принимать социальные законы, требующие финансирования. В этом году реализуется программа модернизации системы здравоохранения, и она забирает львиную долю бюджетных средств. Но это тоже социальное направление – мы укрепляем материально-техническую базу лечебных учреждений, что в итоге позволит решить многие проблемы, в том числе демографические. В этом году реализация программы должна быть завершена, и нам необходимо выполнить все обязательства, которые в ней предусмотрены.

Соответственно, в следующем году появится возможность тратить средства областного бюджета на решение других проблем. И я считаю, что это должны быть, прежде всего, социальные проблемы. Эту же политику проводит администрация Псковской области. Сейчас мы находимся в стадии, когда определяются основные параметры бюджета на следующий год и ближайшую перспективу. Мы, безусловно, будем обсуждать, какое количество средств пойдет на решение социальных проблем: на защиту малообеспеченных незащищенных слоев населения, на выплаты и т.д. - надеюсь, в следующем году нам удастся продвинуться в решении этих серьезных задач.

- Вы сказали о бюджете на следующий год. Напомню, в 2011-м на основе Народной программы, созданной по итогам сбора наказов и предложений жителей Псковской области, принимался так называемый «Народный бюджет». Будет ли нечто подобное происходить в этом году (на мой взгляд, раз уж «Единая Россия» и Народный фронт придумали такую форму, то было бы логичным ее продолжать), или нет - и вы отказываетесь от этого?

- Нет, от этого не отказываемся. Несмотря на то, что я секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», мне не очень нравится формулировка «Народный бюджет». Проделана большая работа, и есть огромный перечень проблем, которые озвучены жителями нашего региона. Это и серьезные проблемы, связанные с капитальными затратами (например, строительство и реконструкция объектов), и небольшие проблемы, которые требуют небольшого финансирования, но очень сильно волнуют наших граждан.

Соответственно перечень тех проблем, которые были озвучены в рамках Народной программы, постоянно лежит на столе, это рабочая документация, если хотите настольная книга, которой мы пользуемся при формировании бюджета на каждый финансовый год. Но все сразу, одновременно, решить невозможно. Поэтому главная задача – выделить приоритеты в соответствии с нашими возможностями. Постепенно, год за годом, мы эти проблемы решаем. Поэтому ничто никуда не пропадет, все будет использовано в работе.

Поменьше пыли в глаза пускать – и все будет нормально

- В мае этого года прошел съезд «Единой России» – если и не исторический в полном смысле, то важный. Сменился лидер, были продекларированы новые приоритеты и задачи. Из того, что было заявлено Дмитрием Медведевым о необходимости демократизации и обновления партии, что уже удалось сделать в региональном отделении партии?

- Сейчас мы готовимся к выборам – в местные и первичные отделения. Выборы будут проходить по той схеме, которую утвердили на съезде: на альтернативной основе, после рассмотрения всех кандидатов, которые изъявят желание участвовать в этом процессе. Это будет в ноябре, но уже сейчас идет подготовительная работа. Позже то же самое будет происходить на региональном уровне. На альтернативной основе будет избираться и секретарь региональной партийной организации. Как вы знаете, недавно на альтернативной основе был избран руководитель Центрального исполнительного комитета партии. Я искренне убежден в том, что выборы на альтернативной основе с применением тайного голосования – это единственный путь для оздоровления партии. Другого-то не существует. Никто в мире не придумал другого.

В целом постепенно все, что было намечено на съезде, реализуется.

- Порой складывается ощущение, что «Единая Россия», как и некоторые другие партии, после выборов уходят в глубокую тень, становятся незаметны. Подтверждая известный тезис: от выборов до выборов. Вот и сейчас партия незаметна, как будто потерялась, а информационные поводы – редки и по большей части незначительны.

- Полностью с вами согласен. На мой взгляд, это очень серьезная проблема для партий. Может быть, для других это менее характерно, а для «Единой России» - это очень серьезно. При этом здесь важно избежать крайностей. Был период, когда активность «Единой России» была настолько высока, что нас даже упрекали: мол, из каждого утюга звучит: «Единая Россия». Вы же помните обилие партийных проектов - на мой взгляд, с сомнительным эффектом. Мне кажется, это неправильно. Всюду по каждому поводу приписывать партийную составляющую – это неправильно. А с другой стороны, когда партия не дает информационных поводов, никак не проявляет себя – это политический тупик. Потому что задача любой партии – это победа на выборах, и мы должны быть привлекательны для избирателя.

- И что же делать?

- Как найти золотую середину? В этом и заключается суть проблемы. К этому надо стремиться. После того, как прошли две последние избирательные кампании, наступило время, которое можно оценить, как политическое затишье. Но, повторюсь, у нас впереди губернаторские выборы, выборы в органы местного самоуправления периодически проходят, так что политическая активность будет возрастать. И мне кажется, партии надо проявлять себя в конкретных делах. Причем, не так, что вот садик отремонтировали или школу построили… Это все-таки не дело партии. Есть органы исполнительной власти, которые этим занимаются. Правда, в органах исполнительной власти тоже работают люди с партийной принадлежностью. Не зря говорят о «партии власти», так во всем мире принято. Партия борется за власть; когда она получила эту власть – она ее реализует. Это ее видение, ее позиция.

В рамках текущей работы партия должна больше проявлять себя в работе с избирателями, с гражданами. Проводить встречи, обсуждать проблемы, пытаться понять, каким образом, граждане видят решение этих проблем. Чтобы во всех решениях, которые затем будут приняты властными органами, учитывалась именно позиция граждан. Это и есть возможность диалога с общественностью. Но это сложно, не решается одними указаниями. Это целенаправленная работа, которая в плане электоральной привлекательности сразу не приносит результата. Но если этим заниматься постоянно, именно так строить свою работу, то в перспективе можно завоевать преимущество – причем, достаточно устойчивое. Желание услышать людей всегда вызывает положительный отклик. И поменьше пыли в глаза пускать – тогда все будет нормально.

Беседовал Александр Савенко

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.