Учимся толерантности

Опубликовано: 30 августа 2012 г. в 15:41 7 0Нет комментариев0

Что является главным сокровищем России? Варианты ответа: леса, нефть, машины, алмазы, люди. К счастью, это не задание ЕГЭ, а всего лишь вопрос, на который предлагает ответить один из новых учебников по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». «Пятерок» или «двоек» по этому предмету не будет, потому что цель нового курса - воспитать толерантность и уважение к представителям всех проживающих в России народов, к их культурным и религиозным традициям. А это задача сложнее, чем научить писать и считать.

Новый предмет учебной программы, который с 1 сентября вводится во всех российских школах, будет изучаться в 4-х классах. На прохождение курса отведено 34 часа, то есть уроки будут проходить раз в неделю. Планируется, что на занятиях школьники получат как общее представление о существующих на территории России религиозных культурах, так и более глубокие знания об одной из религий - на выбор учащихся и родителей.

Обращать в веру не будут

Право выбора - одна из особенностей нового предмета. Родители могут сами определить, основы какой из религий будет изучать ребенок. Предлагается пять вариантов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» или обобщенный модуль «Основы мировых религиозных культур». Если же родители не захотят знакомства чада с религиозными культурами, ребенок может изучать «Основы светской этики» - такой вариант тоже предусмотрен.

Однако, несмотря на столь широкие возможности и на то, что предмет уже апробирован в 21 регионе, ноу-хау вызывает массу вопросов у мам и пап школьников. От технических моментов: «Как будут распределяться модули», - до сомнений: «Не будут ли приобщать детей к какой-либо вере?», «Не рано ли это?», «Нужно ли это?»...

Реакция понятна: в последнее время представители церкви все чаще занимают место учителя: священнослужители принимают активное участие в воспитательном процессе, их приглашают для бесед с учащимися на уроках и факультативных занятиях. Логично, что такие элементы воскресной школы в общеобразовательной нравятся далеко не всем.

Однако, как заверили в Псковском институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), который принимал непосредственное участие в подготовке к введению основ религиозных культур, новая дисциплина «имеет не вероучительный, а историко-культурологический характер». «Наша страна многонациональная, многоконфессиональная, многокультурная. И чтобы воспитать умение вести диалог с представителями других национальностей и других культур, чтобы разрешить проблему религиозной нетерпимости, агрессивности, ксенофобии, вводится этот курс», - сообщила заведующая кафедрой методологии постдипломного педагоги­ческого образования Наталья Федотова.

Основы религий от светских учителей

Методисты уверяют, что «детей приобщать к какой-то вере не будут». Тем более - вести уроки будут педагоги. «Никаких служителей культа на уроках не будет, - заверил начальник управления образования области Александр Седунов. - Этот предмет будут вести светские учителя».

Впрочем, руководитель областного управления образования отметил, что разговоры об участии в образовательном процессе духовных лиц все же велись. «Именно это вызывало споры», - заметил он.

В итоге воспитание толерантности решили доверить учителям. «В основном, это историки и преподаватели обществознания. Вторая крупная категория - это учителя начальных классов и в том числе, социальные педагоги», - сообщил А. Седунов.

Научно-методическое сопровождение введения курса ОРКСЭ (так сокращенно называют его методисты) на территории Псковской области взял на себя Институт повышения квалификации работников образования. «Мы провели курсы повышения квалификации учителей, которые будут преподавать этот курс. Это порядка 250 человек. У нас было 4 группы педагогов из всех районов области, - рассказала Наталья Федотова. - Кроме того, кафедра методологии постдипломного педагогического образования будет продолжать сопровождение этого проекта, работать с учителями, оказывать им помощь».

Что касается учебников, то они будут предоставлены школам бесплатно. На эти цели выделен 1 млн 900 тыс рублей. Пособия по новому предмету, написанные известными авторами, прошли всевозможные экспертизы и доработки. В частности, серьезной критике подвергся только учебник по «Основам светской этики». «Нелепо само сочетание модулей, в ряду которых раздел по этике совершенно неуместен. Этика может преподаваться в школе как самостоятельный предмет, но не как искусственный придаток к религиозным модулям, призванный создать иллюзию политкорректности», - говорится в заключении экспертов Института философии РАН, которые также отметили, что «предлагаемый текст <…>ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение».

Впрочем, беглое знакомство с содержанием учебников по основам религий, опубликованным в Интернете, тоже вызывает сомнения. Например, утверждения типа «любовь к родителям - это умение слушать и слушаться» в учебнике по основам ислама или раскритикованная в пособии по основам православия песенка крокодила Гены. Цитаты из «Голубого вагона» («Может, мы обидели кого-то зря, Календарь закроет этот лист…») служат иллюстрацией того, как «некоторые стараются просто забыть собственные слабости». «Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой», - рассуждает автор учебника - дьякон Андрей Кураев. Наверное, автор текста детской песенки Тимофеевский о такой интерпретации свого произведения даже не подозревал…

Право выбора и права «меньшинства»

Курс построен таким образом, что в каждом модуле предусмотрено 5 часов на изучение духовных традиций многонационального народа России - то есть на знакомство с основами всех религиозных и культурных традиций страны. Остальные – 29 часов это изучение основ одной из религий или (как варианта) светской этики – то, что выбирают родители.

Проведенный накануне мониторинг показал, что порядка 50% выбрали основы православной культуры, 40% - светскую этику. По 1% - ислам, буддизм, иудаизм.

Как модули будут «распределяться» на практике, это уже проблемы школ. «Образовательное учреждение должно принять все меры, чтобы обеспечить образовательный процесс», - отметили в управлении образования

Например, в школах Великих Лук определились еще в начале лета. Как рассказали в управлении образования города, прошли классные собрания с родителями и по заявлению родителей детей распределили по 6 модулям на выбор. В основном, четвероклассники будут изучать светскую этику – порядка 59%. 25% выбрали основы православной культуры, 15% - мировые религиозные культуры. И менее 1% - основы исламской и буддийской культуры.

С большинством – теми, кто хочет изучать православную культуру или желает заменить знания о религии изучением правил поведения в обществе, все понятно: распределят по группам и будут учить. Больше интересует вопрос, как будут организовываться занятия для того 1% учащихся, выбравших «альтернативные» буддизм, иудаизм и ислам.

Как заверили в ПОИПКРО, уроки могут стоять в расписании не одновременно, а последовательно. Тем более, «в каждой школе ситуация разная: где-то есть дети-мусульмане, где-то – нет». «Дать единый алгоритм не представляется возможным. Каждая школа самостоятельно будет принимать решение, - сообщила Наталья Федотова». «Даже с желанием маленьких групп будут считаться. Может, это будут какие-то индивидуальные занятия. Особенность этого курса – свободный выбор», - еще раз напомнила она, добавив, что «никто беспокойства по этому поводу не выражал».

«Религия стала трендом»

Тем не менее, единого мнения о необходимости введения этого курса нет ни у родителей будущих четвероклассников, ни у представителей национальных диаспор в Пскове.

Так, мать третьеклассника из Лицея «Развитие» Надежда Видяева рассказала, что родители одноклассников ее сына благожелательно отнеслись к новости о введении основ религиозных культур. «Да, нам на собрании еще весной об этом говорили. Мы против не были. Тем более, в этот предмет будет входить не только изучение религий, но и получение культурно-исторических знаний. А это будет только на пользу», - пояснила она.

Противоположное мнение высказала мама четвероклассницы Наталья Андреева. По ее мнению, часы, отданные на изучение религий, могли быть оставлены на освоение более важных предметов. «Если на этот предмет выделяется почти 40 часов, значит меньше остается на другие, более важные предметы - ту же математику и русский язык. Итак, недавно им ввели «лишние» часы физкультуры», - отметила женщина.

У председателя Псковской областной общественной организации Центр чеченской культуры «БАРТ» Саида Дукаева пока больше вопросов, чем замечаний. «Вроде идея о воспитании толерантности благородная, но нет ответа на вопросы, как это обучение будет происходить», - сказал он.

Также Саид Дукаев выразил опасения, что «под предлогом воспитания толерантности будет проходить внедрение одного направления - православия». «Я никогда не был противником какого-то религиозного течения. Почему старшее поколение более терпеливы друг к другу? Мы выросли на атеизме, а веровали в глубине души. А сейчас религия стала трендом. И пафоса получается больше, чем истинной веры», - заметил он.

А по мнению председателя Азербайджанской национально-культурной автономии Псковской области Рауфа Мехтиева, роль школы - дать модель поведения: каким должен быть человек. «Мальчик быть ответственным за свои дела, а девочка должна быть добра, трудолюбива, молчалива. Важно воспитать нормального человека - и это задачи семьи и школы. А вопросы религии и дальнейшего взаимодействия представителей различной религиозной принадлежности будут зависеть от того, какой человек воспитан», - сказал он.

«Если твой сын видит, что отец нормально общается с представителями другой веры, то он тоже будет нормально общаться. Самое главное – это взаимоотношения людей и воспитание, а потом уже толерантность, высокие мотивы. А Бог должен быть в сердце, а не открыто», - отметил Рауф Мехтиев.

Впрочем, плюсы и минусы нового школьного предмета школьники и их родители смогут оценить уже скоро. «Уроки толерантности» появятся в расписании уже в первые недели сентября. И хотя это слово обозначает, всего лишь «терпимость», а не любовь к ближнему, хочется верить, что отвечая на вопрос о главном сокровище страны, дети все же выберут ответ «люди», а не «алмазы» или «нефть»…

Светлана Синцова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.