Новые церкви и забытые памятники

Опубликовано: 2 октября 2012 г. в 15:06 6 0Нет комментариев0

Открытие нового храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Крестах, который был освящен 30 сентября, не стало, вопреки ожиданиям епархии и властей, действительно всенародным праздником. За кулисами торжеств и официальных репортажей, осталось неисследованное, старательно не замеченное раздражение людей, не увлеченных православием. В частных беседах, в социальных сетях, на анонимных форумах постоянно поднимается один и тот же вопрос: зачем строить новые храмы, когда в Пскове полно древних, исторических памятников, нуждающихся в уходе или реставрации? Понятно, что расходование собранных частным образом денег – точно такое же частное дело, но выбор приоритетов, тем не менее, любопытен.

Ответ, видимо, в том, что сохранение старинных церквей, памятников архитектуры, и потребности богослужебного культа – это попросту разные задачи. Да, люди светские, невоцерковленные ощущают диссонанс, когда вместо того, чтобы оживить «подлинники» ставятся «новоделы». Возможно, у православных общин будет какое-то свое объяснение, но, на мой взгляд, проблема в том, что у церкви и светского общества изначально разный подход к церковным сооружениям. Не вовлеченным в религию людям интересны старинные исторические здания. Для отправления культа новодел, на самом деле, удобнее памятника: нет необходимости соблюдать строгие охранные обязательства, можно сделать комфортное, отвечающее требованиям службы помещение и использовать его в полную силу - перестраивать, благоустраивать, ремонтировать… Старинные церкви, как и памятники средневековой архитектуры, требуют совершенно иного подхода.

Кроме того, подлинность и историчность – это, скорее, светская, культурная, а не религиозная ценность. Для светских людей архитектурное наследие самоценно. Для православных верующих храм ценен как божий дом, и это главное. В самом деле, если проследить историю взаимоотношений РПЦ и органов охраны памятников, то конфликтов найдется, пожалуй, больше, чем примеров взаимодействия и взаимопомощи.

Вот это базовое недопонимание, заключающее в себе противоречие церковных и культурных приоритетов, и становится причиной периодически возникающих дискуссий в русле – зачем новодел, когда столько памятников? Разговоры на ту же тему возникали и накануне 1100-летия Пскова, когда были построены две новые часовни – на вокзале и Ольгинская часовня на берегу Великой, и ранее, в 1990-х, когда приоритетное внимание реставраторов было отдано храму Александра Невского, довольно поздней и типовой постройке, а не аутентичным псковским памятникам.

Между тем, и в Пскове, и тем более на территории области остается очень много средневековых памятников гражданской и церковной архитектуры, срочно нуждающихся в реставрации. «Псковская Лента Новостей» спросила председателя регионального отделения ВООПИиК Ирину Голубеву о том, какие архитектурные шедевры Средневековья сегодня стоят в очереди на реставрационные работы.

Романова горка

Романова горка - часть Полонища, престижного в XVII веке района в южной части Окольного города Пскова, где селились богатые псковские купцы. Расположенные в той части города Поганкины палаты сегодня входят в состав Псковского музея-заповедника, в недавно отстроенных палатах Подзноева разместились ресторан и гостиница. Собственно на Романовой горке отреставрированы только палаты Меншиковых, где трест «Зеленхоз» открыл большой цветочно-сувенирный магазин. Но рядом продолжают ветшать еще три памятника - Дом предводителя дворянства, дом Марины Мнишек и второй дом Сутоцкого. По информации ВООПИиК, памятники отданы в аренду, но номинальный собственник, Росимущество, не слишком пристрастно следит за соблюдением охранных обязательств. Конкретных планов по восстановлению и приспособлению памятников обществу не известно.

Дом Печенко

Дом Печенко (фамилия последних владельцев древних палат) по ул. Гоголя, 43, памятник гражданской архитектуры XVII века, также находится в аренде. Его нынешнее состояние внушает серьезные опасения - как рассказывает Ирина Голубева, внутри здание почти полностью разрушено. Просторные, некогда светлые помещения за крепкими белыми стенами сегодня активно обживаются асоциальными элементами. Собственнику, по всей видимости, совершенно неинтересны ни затопляемый подвал, ни дырявая крыша, ни расписанные и расцарапанные надписями стены памятника. Что надзирающий за историческим наследием комитет по культуре под предводительством Александра Голышева, что Росимущество безучастно следят за тем, как исторический памятник – потенциальный объект туристического показа и престижного бизнеса – медленно разрушается в самом центре города.

Палаты Бахорева и Ямского

Не лучшим образом используются палаты Бахорева - федеральный памятник конца XVII века на ул. Красных Партизан, 10. Другое название памятника – палаты Гурьева или дом де Барани, по имени последнего владельца. Поблизости на ул. Воровского находится бывший двор купца Ямского, еще один руинированный памятник XVII века, от которого сохранились лишь второстепенная постройка и стены подвалов от главного здания. Между тем, по описаниям современников, этот ансамбль отличался выдающимися художественными достоинствами. Известно, что как раз в этом дворе останавливался император Петр I во время пребывания в Пскове. Нет сомнений, что, восстановив этот комплекс памятников, Псков получил бы еще одну туристическую жемчужину. Такая возможность теоретически есть – двор Ямского в середине XIX века был подробно обмерян И.Ф.Годовиковым и зарисован А.А.Мартыновым.

Церковь Сергия с Залужья

Большинство церковных памятников Пскова на сегодняшний день переданы в распоряжение Псковской епархии. У древних храмов есть служители, общины – но нет средств на проведение реставрационных работ. Самый печальный пример – церковь Сергия с Залужья, расположенная во дворе дома №15 по Октябрьскому проекту. Долгие годы федеральный памятник XVI века верой и правдой служил загулявшим гражданам и детишкам, компенсируя недостаток в Пскове общественных туалетов. Теперь церковь передана епархии, создается приход, но на состоянии памятника это пока никак не отразилось.

Церковь Одигитрии

В самом начале улицы Профсоюзной в Пскове стоят остатки церкви иконы Божией Матери «Одигитрия», построенной в 1537 г. на подворье Псково-Печерского монастыря и затем перестроенной в 1685 году. В настоящее время здание не используется для церковных нужд и не передано РПЦ. Часть построек используется онкологическим диспансером, но основной объем помещений остается в руинированном состоянии. Изначально у памятника были 5 глав четверика и 9 глав колокольни с цветными крестами, яркие, окрашенные охрой стены, украшенные зелеными изразцами. В то время церковь придавала городу праздничный, радостный вид, сегодня создает впечатление разрухи.

Церковь Космы и Дамиана на Гремячей горе

Весь комплекс памятников на Гремячей горе пребывает не в лучшем состоянии. Гремячая башня законсервирована, но без музеефикации открыта для доступа со всеми вытекающими. Стена Окольного города около нее «подправлена» самовольным вмешательством потенциального арендатора – пролом в стене несколько лет назад был грубо заложен известняком. Нет жизни и в церкви Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана на Гремячей горе, воздвигнутой в 1383 году и перестроенной XVI веке. Как сообщает сайт Псковской епархии, церковь является действующей, но не имеет прихода «из-за малой религиозности народа».

Церковь Георгия Победоносца со Взвоза

Действует и церковь Георгия со Взвоза на набережной Великой (ул. Георгиевская, 1). А так сразу и не скажешь – здание определенно нуждается в реставрации или, как минимум, уходе. Бросается в глаза сильно обветшавшее крыльцо, облупившиеся стены, неухоженная территория вокруг (кстати, план реконструкции набережной Великой наличие этого памятника не учитывает). Каждый понедельник, уверяет сайт епархии, в храме совершается молебен в честь св. Георгия Победоносца. В остальном, храм XV века более интересен историкам и туристам, чем епархии и пастве.

Феофилова Пустынь

По словам Ирины Голубевой, в районах Псковской области полным-полно замечательных церковных памятников, которые остро нуждаются в финансировании и внимании реставраторов (ПЛН уделит этой теме более пристальное внимание). Самый наглядный пример, с которым наверняка знакомы большинство псковичей – это церковь Успения Пресвятой Богородицы в Феофиловой пустыни. Она стоит на полдороги из Пскова в Санкт-Петербург, как раз на повороте к Великому Новгороду. Многие годы путешественники наблюдали, как кирпичные стены все больше и больше утончаются, рассыпаются и ветшают, пока не остался один купол на сводчатых подпорках. Но зато появился баннер, уведомляющий о начатой реставрации. Баннер висит давно, однако перемен к лучшему за это время замечено не было.

В заключение, напомним, что РПЦ получает средства на реставрацию памятников церковного зодчества от министерства культуры РФ. Данные об объеме и движении этих средств редко попадают в публичный оборот, хотя изредка появляются сведения о финансировании реставрации на отдельных объектах объектах в отдельных субъектах Федерации. Из отчета Счетной палаты РФ известно, например, что в 2006 году церкви было выделено более 1,1 млрд. рублей. По своим каналам специалисты ВООПИиК знают, что РПЦ получает «раз в восемь больше» бюджетных средств на реставрацию храмов и подворий, чем региональные государственные органы охраны памятников. Надеемся, однажды общество узнает об эффективности таких расходов на территории Псковской области.

Светлана Прокопьева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.