«Те, кто сейчас предлагает законы или условия для бизнеса, утратили чувство реальности» — гендиректор «Теко-Терминал» Олег Брячак

Опубликовано: 27 ноября 2012 г. в 8:56 2 0Нет комментариев0

Центр Деловой Информации продолжает публикацию серии интервью с руководителями ведущих предприятий области в рамках проекта «Капитаны псковского бизнеса». Оценка экономической ситуации, сложившейся на Псковщине, бизнес-прогнозы, рецепты успеха - все это и многое другое наши читатели могут узнать из первых уст. Весть о том, что в рамках проекта сайта Центр Деловой Информации «Капитаны псковского бизнеса» мы поговорим о житье-бытье псковского бизнеса, его проблемах и перспективах, вызвала у Олега Брячака, гендиректора таможенно-логистической компании «Теко-Терминал», вполне понятную ироническую усмешку: «Мне есть о чем рассказать». Ситуация, сложившаяся вокруг «Теко», по мнению Олега Михайловича, является ярким примером выстраивания отношений чиновников и бизнеса в современной России. Но все же, как истинные жители туманного Пскова, мы начали беседу с разговора о погоде. - Олег Михайлович, проект ЦДИ называется «Капитаны псковского бизнеса». Если продолжить развивать метафору, вынесенную в заглавие, как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в экономике России - штиль или штормит? - Философский вопрос… Штиль в экономике – это застой. Корабль не плывет, стоит на месте. Что в этом хорошего? Я занимаюсь бизнесом более 10 лет и могу сказать с уверенностью: то, что не развивается, то умирает. Это едва ли не основной закон природы и бизнеса как живого организма. Шторм – это опасность утонуть. Должно быть что-то среднее, попутный ветер, то есть определенные условия, которые создаются государством. А капитан корабля должен под эти условия подстраиваться, соблюдая законы. - Вы говорите о ситуации, какой она должна быть. А как все обстоит на самом деле? - На самом деле некоторые законопроекты, точнее, условия, которые предлагаются бизнесу «сверху», далеки от комфортных. Есть такое впечатление, что их создают люди, которые живут на другой планете. Те, кто сейчас предлагает законы или условия для бизнеса, утратили чувство реальности. Может быть, мои высказывания слишком критичны. Критикуя, надо предлагать альтернативу. Я думаю, что инициатива должна идти от самих предпринимателей. В правительство нужно брать людей, что называется, с земли, которые на своей шкуре почувствовали условия, в которых работает бизнес. Естественно, это должны быть люди, которые действуют в рамках не узконаправленных интересов, а являются патриотами, самодостаточными гражданами, чьими интересами движет любовь к государству. Они наверняка смогут предложить меры, которые будут способствовать упрощению бюрократических препон. Экономика выглядела бы по-другому. Налоги бы выросли в разы - если бы мы не боялись чиновников, от воли которых зависит бизнес. - Вы можете привести конкретные примеры законов, которые препятствуют работе? - Мешают не конкретные законы, а чиновники, «вилка», которая имеется в некоторых законах. Чиновник может принимать решение, которое наносит ущерб бизнесу, экономике региона в целом, и при этом не несет за это ответственности, так как это решение находится в рамках его полномочий. За примерами далеко ходить не надо. Я, как руководитель таможенного терминала, узнав о принятой на государственном уровне концепции переноса таможенного оформления на границу, принял решение построить таможенно-логистический терминал на границе. Собрали пакет документов, ФТС его одобрила, признав целесообразным строительство терминала. Я рискнул – иначе в бизнесе ничего не добьешься – и взял кредит, заложив все свое имущество. Началась стройка, мы набрали людей, 160 человек штата, обучили их. Я взял перед своими сотрудниками обязательства, не имею права задерживать зарплату или пересматривать ее, ведь люди уже как-то планируют свою жизнь из расчета на то, что я им обещал. Мы построили современный ТЛТ, площадью 13 га. Мы нашпиговали терминал самым современным оборудованием – видеонаблюдением, холодильниками и т.п. 24 октября 2011 года мы получили таможенный код, без которого ТЛТ работать не может. 20 августа 2012 года код получил таможенный терминал РОСТЭКа, расположенный по соседству. Не прошло и месяца, как у нас код забрали. Без объяснений. Пытались найти в нашей работе нарушения, но первый же суд таможня проиграла, обвинения опровергались. На сегодняшний день все еще хотят что-то найти на уже закрытых терминалах, а мы собираем эту информацию, отправляем в соответствующие органы, показывая предвзятое к нам отношение. Теперь у меня нет желания вкладывать деньги куда-либо. Ситуация многому меня научила. Я задумываюсь: стоит ли мне развивать какие-то идеи. К вопросу о возможностях и полномочиях чиновников. Бизнесмен потратил 2 года жизни, трудоустроил 300 человек на двух терминалах, а один человек – руководитель ФТС - одной подписью перечеркнул все! - Чем сейчас занимаются ваши сотрудники? Как они отнеслись к сложившейся ситуации? - Сотрудники отнеслись с пониманием и занимаются пока самообразованием. - Что вы предпринимаете для нормализации обстановки? На пресс-конференции, прошедшей не так давно в Общественном пресс-центре ПЛН, вы рассказывали о том, что разослали письма с описанием ситуации в вышестоящие органы, в том числе президенту РФ. Есть ли какая-то реакция на ваши действия? Как вы оцениваете свои шансы в процентном соотношении? - Реакция может быть только одна: возвращение кода таможенного доступа и таможенников на ТЛТ. Шансы я оцениваю так, что в ближайшее время трудная полоса пройдет. - Судя по публикациям официальных СМИ, государство планировало вернуть под свой контроль все вопросы, связанные с таможней и хранением грузов. РОСТЭК является 100%-ной государственной собственностью. Возможно, эти два факта связаны с отзывом кода таможенного доступа у «Теко-Терминал»? - Государство не планирует строить терминалы.Находящееся в ведении ФТС унитарное предприятие РОСТЭК существует уже 20 лет, однако в мае этого года на заседании наблюдательного совета созданного президентом Владимиром Путиным Агентства стратегических инициатив (АСИ) было принято решение об отстранении ФГУПа от коммерческой таможенной деятельности. Президент внял жалобам предпринимателей, заявлявших о недопустимости ситуации, когда аффилированная с ФТС структура активно конкурирует с частным бизнесом на рынке растаможки. В исполнение этого майского решения 21 августа в Госдуму были внесены поправки в закон «О таможенном регулировании в РФ», которые запрещают подведомственным структурам ФТС любую «предпринимательскую деятельность в области таможенного дела». В конце октября этот законопроект был одобрен Госдумой. Дальнейшая судьба предприятий группы пока не определена - они могут как остаться в собственности государства, так и быть выставлены на продажу. ФТС благодаря структуре ФГУП РОСТЭК, на основе которой существовало множество «дочек» ЗАО, имело возможность направлять потоки товаров в те или иные регионы. То есть, другими словами, госструктуры управляли коммерческими потоками. Это все равно что при судебном департаменте создали бы ЗАО «Правосудие». Пришел к адвокату этого ЗАО – не сел, пришел к другому – суши сухари. Между тем, стоимость частных ТЛТ ниже, качество обслуживания – выше. Мы постоянно совершенствуемся, растем. А тем к кому груз итак зайдет ни чего не надо, у него и так все хорошо, грузы стоят – и Бог с ними. Скорость доставки товаров сейчас по направлениям Котка-Москва или Рига-Москва равна скорости гужевого транспорта. Товары стоят на границе. Пока они проходят таможенные процедуры, несколько дней «томятся» на терминале, из экономики страны уходят многомиллионные прибыли, которые могли бы пойти на социалку… - Как работает таможня в Европе? - По опыту Прибалтики: там действуют частные СВХ, на которых коммерческие структуры оказывают услуги в оформлении товаров. Все упрощено, не требуется даже присутствие таможенников, так как везде установлено видеонаблюдение, и таможенник может благодаря этому оценить ситуацию и решить, требуется его вмешательство или нет. Чаще по факту не требуется. - Являясь депутатом Облсобрания от партии «Справедливая Россия», вы можете непосредственно влиять на политику власти в отношении бизнеса. Какие решения, законопроекты или поправки могли бы способствовать подъему псковского бизнеса? - Наши законы в их бумажном варианте – нормальные, в целом, хромает их исполнение и злоупотребления. Не могу не сказать, что администрация области озабочена вопросами развития бизнеса. В частности, недавно приняли поправку о введении льготы по налогу на имущество в отношении тех предпринимателей, которые здают помещения в аренду. С моей точки зрения, вопросы, которые касаются работы – неработы предприятия, не должны решаться одним человеком, их должна рассматривать группа людей, комиссия. А то получается странная история. Губернатор региона написал письмо руководителю ФТС о том, что закрытие ТЛТ негативно отразится на социально-экономическом положении региона. Руководитель ФТС на это просто ответил, что он так не считает. - Как вы оцениваете убытки от закрытия терминала – для себя, для экономики региона? - Я устал считать свои убытки. Но с января до момента закрытия ТЛТ выплатили в федеральный бюджет несколько миллиардов рублей. Кроме того, по моим сведениям, участники ВЭД не хотят сотрудничать с РОСТЭКом и уходят на Белоруссию, в бюджет которой теперь эти миллиарды и перечисляют! - Вы не планируете сменить сферу деятельности? - У меня есть еще один проект – спортивно-развлекательный комплекс «Электрон». Но он не коммерческий. Я не зарабатываю на этом деньги, скорее, наоборот: там достаточно большой штат сотрудников, много денег уходит на то, чтобы поддерживать воду в надлежащем качестве. Когда мой основной бизнес развивался, я не мог предвидеть возникновение такой ситуации. Всю свою жизнь работал в одной организации. Летом до совершеннолетия работал грузчиком, потом менеджером, а с 2005 года возглавил терминал. Я не привык менять место работы. Одно из самых важных качеств для человека, с моей точки зрения, – постоянство. Кто бьет в одну точку, рано или поздно пробьет стену, достигнет своего результата. А когда ты занимаешься то одним, то другим, - это суета, бег по верхушкам. - Какие качества важны в характере бизнесмена? - Порядочность. И самодисциплина. В этом бизнес схож со спортом, который учит расставлять приоритеты, не растрачиваться понапрасну. Ты не поддаешься соблазну остаться дома, на диване, у телевизора. Делаешь усилие, чтобы собраться на тренировку. - Что вас сейчас держит, не дает упасть духом? Ощущение своей справедливости? - В бизнесе нет понятия «справедливость». Меня держит сила воли. И ответственность перед коллективом. Мужчина не должен опускать руки перед трудностями, должен помнить, что все зависит от него. Беседовала Елена Новикова

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.