ИТОГИ 2012. Бизнес-омбудсмен Пётр Слепченко

Опубликовано: 26 декабря 2012 г. в 22:00 1 0Нет комментариев0

В уходящем году Пётр Слепченко работал, как известно, в двух должностях. Год он начал главой администрации Пскова, а теперь после полу года работы на общественных началах он утвержден уполномоченным по защите прав предпринимателей в Псковской области. На обеих позициях Слепченко – в центре внимания. Прав на ошибку у него — члена "Единой России" и человека команды губернатора — нет. О 39 надзорных органах, действующих в регионе, нетривиальных подходах федерального уполномоченного и о новогодней ёлке он рассказал Псковскому агентству информации в интервью в рамках проекта "ИТОГИ 2012". МЕСТНИЧЕСТВО И КУМОВСТВО – ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА В ГЛУБИНКЕ - Давайте поговорим про новый региональный институт – Уполномоченный по правам предпринимателей в области. Какую первоначальную реакцию псковского бизнес-сообщества на его создание вы почувствовали и как она изменялась? - Изначально я отметил две реакции. Первая - это настороженность, вторая - поток ходоков, которые поняли, что есть возможность обратиться с застарелыми проблемами. Хотя в первое время никто толком и не понимал, как этот институт будет работать. Но сейчас и предпринимателям, и мне стал гораздо понятней функционал института, он интегрирован в вертикаль власти, выстроены отношение внутри региона. Думаю, в дальнейшем будут более внятно определены и мои полномочия в отношениях с муниципалитетами. Но первое всё же, что я бы отметил, это недоверие, которое существует у бизнеса к любым инициативам власти. Это как у Павлова - условные рефлексы перешли, к сожалению, за последние двадцать лет в безусловные. Ведь для бизнеса любые чиновничьи новшества оборачивались либо новыми заморочками, либо тратами… Бизнес не верит в то, что власть может заботиться о его процветании. И это при том, что за последнее время именно "сверху" появилось достаточно много общественных организаций, защищающих и объединяющих бизнес. Но даже они не всегда работали хорошо, что, собственно, и сказалось на доверии. Сейчас акцент смещается. Федеральный уполномоченный по защите бизнесменов Борис Юрьевич Титов делает для этого все возможное. Сама его персона, связи, вхожесть в различные кабинеты, авторитет, кругозор, то, что он сам бизнесмен, занимающийся крупными и успешными проектами, нетривиальное понимание ситуаций, вносит в работу института позитивную энергетику, заряженность на результат. Им уже решены, правда, пока в ручном режиме, несколько показательных проблем. Сейчас работа переходит в системное русло: активно формируется региональный корпус. На данный момент в 53 регионах появились бизнес-омбудсмены, поэтому я могу констатировать, что постепенно акцент смещается от настороженности к желанию конструктивно решать застарелые проблемы. Даже по переписке можно заметить, что от формальных слов мы переходим на чисто житейский, бытовой уровень общения, в обращениях от предпринимателей всё больше человеческих слов, доверия. - Отличается ли положение дел с правами бизнесменов в районах, Пскове, Великих Луках? Есть ли другие, не территориальные, но тенденциозные различия? - Как всегда между глубинкой и центром различия есть. Это и различия в уровне профессионализма ответственных за состояние бизнеса чиновников, в отставании от общих тенденций. К сожалению, не хочу обидеть тот узкий круг представителей бизнеса, который сложился в глубинке, в районах очень тяжело преодолеть те барьеры, которые выстроены на основе местничества, кумовства. В городах такие проблемы, хоть и есть, но они на виду у всех и с ними активней борются, здесь все же действуют законы больших чисел, механизмы общественного внимания, резонанса, соблюдение законности, контроля над правоприменением. На местах же многое зависит от личности и её роли в истории. Также есть различия между субъектами Федерации, где-то более привлекательные и благоприятные условия для бизнеса, где-то менее. Это зависит как от исторических особенностей, так и от первых лиц, от того, сохраняется ли преемственность экономической политики, а то в отсутствии конкретных стратегий развития муниципалитета, региона, да и страны в целом, зачастую принимаются новые условия игры. В бизнесе бывает и так, что перерывов на перенастройку не предусмотрено. Поэтому я считаю, что достигнутая определенная стабильность в России хотя бы на федеральном уровне и в отдельных регионах – это очень важно для предпринимателей. - Как вы оценили бы отношение к бизнесу со стороны власти, надзорных органов в конкретный момент времени в Псковской области? Кто больше грешит - федералы, регионалы или муниципалы? - Прежде чем перейдем к проблемам, хочу без пения дифирамбов, сказать большое спасибо областной прокуратуре. При её достаточной настойчивости и при правильном системном подходе областного прокурора резко сократилось количество внеплановых проверок бизнеса. Это уже большая победа, и это отмечают сами предприниматели. По моим подсчётам в регионе работает 59 надзорных инстанций разного уровня. Я не буду разделять, кто больше грешит, думаю, такая статистика ещё появится. Сейчас я готов говорить о том, какие существуют наиболее типичные проблемы во взаимоотношениях власти и бизнеса. Я бы выделил 4 вида таких проблем. Первый – игнорирование. Это когда чиновники или табанят обращения от предпринимателей, или не отвечают своевременно, или отписываются. А чиновники-то прекрасно за 20 лет научились тому, как правильно отписаться. К примеру, бизнесмен просит разрешить производство гвоздей, а ему отвечают: "Ваше обращение по производству хлопка-сырца рассмотрят в отделе сельского хозяйства…" И по закону всё чисто, и предприниматель в тупике. Второй вид – неотлаженное взаимодействие между властями различных уровней. Особенно это касается земельных отношений. В области предпринимателя посылают в город, а в городе - в область. И бизнесмен опять сходит с ума. И вроде бы опять же власти всё правильно сделали. И непонятно, кто должен был прежде выступить арбитром таких отношений. Особенно разбираться в подобных проблемах не хватает ресурсов у мелкого бизнесмена, что может привести и к потере своего дела. Третий блок - злонамеренные действия власти, проблемы, связанные с коррупцией. Деньги вымогаются не напрямую, а за какую-либо услугу. Например, предпринимателю предлагают пройти экспертизу в определенной организации. Бывает ещё более изощренные способы. А бывает, просто отношения у власти и конкретного бизнесмена не сложились на личном уровне. И тут уж административный барьер не пройти. Четвертый вид – это возможное использование органов власти для рейдерского захвата или делёжки бизнеса. На этот случай приведу конкретный пример: Убылинский терминал, который открыли предприниматели по фамилии Брячак. Они вложили туда 300 млн рублей. В результате тех или иных недоговоренностей на уровне Федеральной таможенной службы, таможенный код у терминала был отозван. В итоге прибыльный терминал с дорогостоящим оборудованием превратился в отапливаемый склад. В различных комбинациях этими четырьмя видами проблем грешат все уровни власти. И тяжелее всех от этого малому бизнесу, ведь им практически не докричаться до кого-либо, чтобы себя защитить. ИНОГДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОСТАВЛЯЮТ ОДИН ВЫХОД – УБИТЬСЯ ОБ СТЕНУ - Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей нов не только для нашего региона, но и для всей России. Если у вас уже сегодня конкретные предложения по модификации его функциональных возможностей? - Модифицировать его пока рано, ведь он только создан и сейчас главное - это запустить его в работу. Но если исходить из того, что 18 декабря Госдумой был принят в первом чтении закон о нашей работе, аналогичный закон принят и в нашем регионе, предложения есть. На мой взгляд, и я выступал на эту тему на совещании у Титова, нужно внести в закон предложения по расширению полномочий, связанных в первую очередь с влиянием на различные уровни власти. И в особенности, на муниципалитеты. Потому что большинство обращений малого и среднего бизнеса имеет вопросы, касающиеся полномочий местных властей. А малый и средний бизнес - это питательная среда и основа экономической устойчивости государства. Также сегодня рассматривается вопрос с появлением инвестиционных региональных уполномоченных. Кроме того, помимо вертикальных связей внутри и снаружи института нужно выстроить понятную систему горизонтальных связей с большой четверкой бизнес-сообществ – Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, "Деловой Россией" и "Опорой России". Задача – по максимуму интегрироваться в деятельность существующих структур власти. Есть некоторые вопросы и по штатному расписанию региональных уполномоченных. - В числе обращающихся к вам больше представителей крупного бизнеса, среднего или малого? Какие особенности прослеживаются с этой точки зрения? - Обращения крупного бизнес, как правило, индивидуализированы, они редко носят характер системного вопроса. Например, ситуация с таможенным терминалом. Но есть и примеры, касающиеся большой группы предпринимателей. В частности есть проблема распределения полномочий между службами Росреестра и кадастра и БТИ. С этим вопросом обращались строители. Им сейчас нужно получать и техпаспорт на дом, и отдельно паспорта на каждую квартиру. БТИ имеет областное подчинение, Росреестр и кадастровая служба - федеральное. У всех срок рассмотрения обращения 30 дней, и никто не торопиться обычно, чтобы согласовать его в первый же день, а ждут крайнего срока. То есть на чисто техническое действие строители тратят от 4 до 6 месяцев, вместо того, чтобы сдать готовый дом. Так определил законодатель. От малого и среднего бизнеса обращения почти всегда носят системный характер. Например, у большинства предпринимателей Пскова, которые занимаются не стационарной торговлей, сейчас есть проблема с оформлением аренды участка земли на длительный срок. Соответственно у них нет гарантии того, что они будут торговать там, где торгуют сейчас, в течение длительного времени. Но и от них есть несистемные вопросы. Так предприниматель Ян Лузин не может освоить имеющий у него земельный участок под постройку аквапарка, потому что не решается вопрос по переносу линий электропередач. Ещё пример: у ряда предпринимателей в Пскове есть разрешение на строительство, но срок аренды земли истёк. Чтобы достроить они обращаются к властям, но теперь по муниципальному генплану - одна зона застройки, а по принятым правилам землепользования - другая зона. При этом договор с предпринимателем заключает непосредственно КУГИ – городской орган. Однако, Генплан изменился и договор заключить КУГИ не может. Для того, чтобы такая возможность появилась, генплан нужно привести в соответствие областным правилам застройки и зонирования. В общем, выходит, что у области одна позиция, у города - другая. И область не может напрямую повлиять на муниципалитет. Бедный предприниматель приходит, что в область, что в города и говорит: "Я не знаю что делать". А ему отвечают: "Убейтесь об стену". Здесь я утрирую, но смысл именно таков. Если мы разрешим такую проблему, тогда у бизнеса будет понимание, что наш институт работает на их интересы. Кстати, могу сказать, на сегодня удовлетворение получили семь обратившихся ко мне. Не знаю насколько показательно или нет. Большое количество обращений ведь идёт от мелкого бизнеса, и, решив проблему однажды, мы сразу удовлетворим, условно, 60 одинаковых обращений. Сейчас именно такая системная работа и ведётся. Поэтому я уверен, что и качественный и количественный прорыв в итоге произойдет. А пока работа происходила скорее в ручном режиме, поэтому статистика в сухих цифрах и не показательна. - Какие планы вашего института на будущий год? - Главное – отладить все процедуры взаимодействия с органами власти и с общественными организациями, вывести их на системный, нормативно обоснованный и эффективный уровень. Нужно снять большую часть системных вопросов, ведь основная задача сделать так, чтобы у предпринимателя было как можно меньше поводов обращаться за помощью. Я считаю, если нам удастся перейти на системный уровень решения задач, можно переходить к сложным и амбициозным планам. Я бы поставил себе срок в два года на эту работу. ОСНОВЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ГОРОДСКОЙ АТМОСФЕРЫ - Пётр Михайлович, давайте вернемся к вашей работе сити-менеджером Пскова. С какими эмоциями и мыслями вы расстались с этой должностью? - Я остался благодарен этому месту работы и этим людям за тот неоценимый опыт хозяйствования в масштабах города, который я смог приобрести, пополнить и реализовать. Я доволен своей работой в городе, потому что большинство тех задач, которые ставились, благодаря высокопрофессиональным и находящимся на своих местах кадрам и их поддержке, удалось выполнить. Я считаю, что мне удалось улучшить качество жизни людей в Пскове. И это не праздные слова. Ведь главное не то, насколько чиновник удачно расположен политически, не то, как вписывается конъюнктуру, а то, насколько он эффективен по отношению к людям, способен ли он своей работой вызвать у них чувство гордости и за себя, и за свой город. Я, знаете ли, работал в разных местах, там, где трудишься с душой, оттуда и уходить не жалко. - Наверняка, у вас с тех пор появились какие-то оценки работы администрации города под руководством Игоря Чередниченко. Если можно, поделитесь ими. - Судить коллегу не буду браться. Для такого сложно уровня управления как руководство муниципальным образованием "Город Псков" оценки приемлемы только спустя полгода после начала работы команды. Так что у администрации города осталось около месяца для подведения первых промежуточных итогов. Тогда можно будет оценивать и то, как налажено жизнеобеспечение, и то какая сложилась атмосфера городской среды. И тут даже важны будут не мои оценки. Это почувствует каждый горожанин. Что касается досадных сбоев работы муниципалитета, проявившихся во время снегопада, я замечу в оправдание коллеги, что это был экстраординарный снегопад. И я помню свою первую зиму в должности главы администрации. Снег, к сожалению, всегда непредсказуем. Но ко второму снегопаду я был уже гораздо лучше готов, чем к первому, поэтому и деятельность администрации города тоже нужно оценивать в сравнении. - А что вы думаете про эту довольно комичную ситуацию с установкой главной новогодней ёлки в Пскове? - Ситуация с ёлкой проста как песня. Для того, чтобы на Новый год у города была красивая ёлка, не важно даже искусственная или натуральная, задумываться о ней нужно ещё в конце лета, а не в декабре. Моё мнение: любые календарные события, создающие праздничное настроение у горожан, особенно такие как День города, Дни Ганзы, Новый год, планировать нужно заранее, и заранее проверять готовность муниципальных и подрядных служб к ним. И, конечно же, предельно внимательным нужно быть к праздникам в том случае, если произошла смена состава администрации. Могу поручиться за свою работу: при мне, в течении двух лет, полная готовность к событиям такого порядка у города была. Думаю, что и новая администрация вполне могла подготовиться за пять месяцев своей деятельности к новогоднему украшению города. Это неправильно, что горожане увидели такие комичные ситуации. И дай Бог, чтобы это был последний подобный сбой, и в дальнейшем календарные события будут отслеживаться администрацией более внимательно. К тому же, как я знаю, а я знаю точно, в городской администрации существует специальный электронный календарь, который извещает всех ответственных чиновников и все ответственные службы о необходимых процедурах для подготовки к определенным событиям заранее. Что же до моего мнения, искусственная ли нужна городу ёлка или натуральная… Искусственная вполне бы могла быть установлена. Где-то в сентябре или октябре можно было попытаться собрать её на закрытой площадке, чтобы убедиться, что все детали на месте, а если бы оказалось, что какие-то повреждены, то их можно было бы докупить. А то купленная за немалые деньги искусственная ёлка лежит на складе, а могла бы быть установлена уж если не на центральной площади, то на других площадках, и приносила бы радость псковичам. Вся эта ситуация с ёлкой – это вопрос тщательности усилий и желания администрации города. - Как вы относитесь к нынешнему составу Думы, с которым вам удалось поработать, к главе города? - О псковской Думе я бы рассуждал с точки зрения общих принципов парламентаризма, ведь он для того и придуман на земле, чтобы узким кругом людей выражалась воля большего количества населения. Работа каждого депутата и сообществ депутатов по задумке должна быть ориентирована на благо, и нельзя допускать такой хаос, когда каждый дует в свою дуду. Для этих целей и придуманы различные формы реализации парламентаризма, внутренних сдержек: фракции, коалиции, дисциплина. Конечно, удобней взаимодействовать с городским представительным органом, когда у него есть сплачивающий центр. При этом должны быть и ограничительные механизмы – оппозиция, внутрифракционная полемика, ответственность одномандатников перед избирателями, чтобы подобная сплоченность большой группы депутатов не была в плену у личных интересов и амбиций. К сожалению, могу констатировать, что тот устав и та система управления, которая действует в Пскове, конструктивных и сдерживающих механизмов предусматривает не так много. И, наверное, это ошибка законодателя, который такую модель предлагал и внедрял. На сегодня в городе Пскове существует большая опасность перегибов и перекосов, когда личные амбиции могут ставиться в ущерб конструктивной работе и интересам горожан. В чём ещё опасность? В России, к сожалению, на муниципальном уровне нет такого института, который готовил бы кадры для городского управления. Они время от времени прорастают самостоятельно. Иногда во власти появляются случайные люди. И риск появления таких случайных людей во власти, у которых амбиции перевешивают общественный интерес, чрезвычайно высок. Это всё общие слова. Я хочу сказать, что касается консолидации в Думе, то я всегда говорил, Цецерский - хороший глава для Пскова. Он молодец. А вот то, что этой консолидацией начинают пользоваться индивиды и группы лиц, воздействующие и близкие к Цецерскому - это не очень хорошо, это может создавать опасные ситуации. НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ – ВРЕМЯ ОТДЫХАТЬ - Какие впечатления у вас остались от уходящего года? - Он мне добавил политической взрослости, которая пригодится и в работе и вообще в жизни. - Что планируете делать на новогодних каникулах? - Отдыхать, правда, ещё не решил, где и как, но точно буду валять дурака. - Есть ли у вас традиционные любимые атрибуты новогодних праздников? - Бой курантов по телевизору. - Расскажите о своем самом запомнившемся праздновании Нового года. - Однажды встретил Новый год в лифте. Мне было лет 17. Было темно и узко. Но весело... - Что бы вы хотели пожелать себе и нашим читателям в Новом году? - Желаю всем побольше хорошего настроения, потому что тотального счастья желать неправильно: жизнь всё равно должна состоять из контрастов. Ведь жизнь такая, какой мы её воспринимаем, поэтому довольство жизнью, ощущение счастья, для каждого индивидуальны. И, конечно же, желаю всем уверенности в хорошем будущем. Беседовал Арслан Байрамов.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.