Бизнес-омбудсмен утешил «заложников»

Опубликовано: 19 февраля 2013 г. в 8:55 0 0Нет комментариев0

Уполномоченный по правам предпринимателей Псковской области Петр Слепченко 16 февраля встретился с индивидуальными предпринимателями, чтобы обсудить проблемы, связанные с арендой земли в Пскове. На встрече выяснилось, что один из затронутых ларечниками вопросов де-факто уже решен, а остальные, похоже, невозможно решить в принципе. По крайней мере, в рамках установленных регионом правил. Поводом для встречи Петра Слепченко с предпринимателями стало коллективное письмо от владельцев торговых павильонов. Хозяева ларьков, числом 251 человек, сообщили бизнес-омбудсмену о том, что арендовать землю под торговлю в Пскове в последнее время совершенно невозможно. Недовольство предпринимателей вызывают и сроки рассмотрения заявлений, и практика заключения аренды только на один год, а также размеры социальных страховых взносов и единого налога на вмененный доход. Положительный результат уполномоченный смог гарантировать лишь по одному вопросу – относительно срока договоров аренды. Взносы в Пенсионный Фонд, выросшие в два раза с этого года - проблема государственная, и она уже обошлась Псковской области в 833 предпринимателя (столько заявлений о прекращении деятельности ИП получила за полтора месяца налоговая служба). По поводу уменьшения ЕНДВ – Слепченко попросил сформулировать конкретные предложения, причем такие, чтобы не сократился общий сбор этого налога. То есть подойти дифференцированно: предложить властям уменьшить один дефлятор, но увеличить другой, чтобы перераспределить налоговую нагрузку внутри предпринимательского сообщества без ущерба для городского бюджета. Насколько это реалистично – пока вопрос. Основное внимание на встрече досталось все же проблеме арендных отношений. Здесь Петр Слепченко смог порадовать предпринимателей только одним: он уже договорился с администрацией области, что отныне договора аренды на землю под торговыми павильонами будут заключаться на три года, или до окончания действия схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Схема). Это, признаться, было не сложно: законодательное ограничение было снято еще в октябре 2012 года, так что одногодичные договоры – не более, чем инерция. Однако главная проблема в том, что не заключаются и такие. Как пояснила председатель областного комитета профсоюза «Торговое единство» Любовь Сукманова, рассмотрение заявлений длится «невероятно долго», годами. Более того, с момента утверждения новой Схемы постановлением администрации города от 21.06.2012 в Пскове не был заключен ни один новый договор аренды. Сегодня практически все ларечники работают «на птичьих правах», а это значит, что а) город не получает арендные платежи, б) владельцев бизнеса можно хоть каждый день штрафовать, в) никакого стимула у предпринимателей заниматься благоустройством и развитием сервиса нет. Петр Слепченко фактически признал, что торговцы стали заложниками бюрократических перестановок. Несколько лет назад полномочия по заключению договоров аренды на землю в Пскове перешли из городского в областное ведение, и сегодня предприниматели часто не знают, куда обращаться. Невозможно продлить договор на аренду земли под своим ларьком, даже если торгуешь в нем с десяток лет (на встрече присутствовали предприниматели, которые торгуют на Привокзальной площади с 1997 года, но сегодня не имеют полноценного договора аренды). Прежние договоры были подписаны КУМИ, теперь нужно обращаться в КУГИ, то есть, по словам руководителя госкомитета региона по экономическому развитию Дмитрия Равиковича, предпринимателям необходимо пройти процедуру «как в первый раз». А процедура такова[1]: предприниматель подает заявление в КУГИ, комитет в течение трех дней направляет в администрацию Пскова запрос о формировании участка, мэрия отвечает в течение месяца. Одновременно идет запрос в комитет по культуре, тот в течение 10 дней дает заключение и возможности либо невозможности предоставления участка. Здесь, заметим, и комитет по культуре, и мэрия могут отказать, несмотря даже на то, что запрашиваемый участок присутствует в Схеме, а Схема утверждена мэрией и согласована с комитетом по культуре. Администрация может заявить, что в бюджете не заложено средств на формирование участка, а «культура» - найти основания отказать по конкретно вот этому заявлению (мало ли может быть поводов). Чтобы устранить повторное согласование, нужно внести поправки в региональное законодательство, но на встрече этот вопрос всерьез не обсуждался. Единственное, Дмитрий Равикович предложил запретить комитету по культуре отказывать в праве на аренду участка, если тот присутствует в Схеме, а лишь высказывать определенные пожелания к внешнему виду и т.д. объекта торговли. Если на первом этапе все проходит благополучно, КУГИ информирует население о том, что есть участок земли, который можно взять в аренду. То есть вы думали, что это вы будете заключать договор – ан нет, согласно законодательству, имеют право все желающие. В течение месяца КУГИ принимает заявки. Если заявок нет – предприниматель может выдохнуть и начинать делать за свой счет кадастровый паспорт объекта. По готовности его, в течение двух недель КУГИ обязано заключить договор аренды. Итого, при самом благополучном стечении обстоятельств – процесс занимает месяца эдак четыре, минимум, признала на встрече 16 февраля и.о. руководителя госкомитета по управлению госимуществом Любовь Иванова. Но может быть другой вариант: после публикации объявления, находятся другие претенденты на участок. В таком случае, комитет за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ, кадастрового учета и независимой оценки рыночного размера арендной платы, и в течение 10 дней после получения результатов оценки начинает процедуру торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. А это уже совсем другие сроки. Но проблема не только в сроках: если речь идет о договоре аренды освоенного участка, это означает, что владелец ларька уже вложился в инфраструктуру, благоустройство, какие-нибудь кредиты под бизнес и так далее. Понятное дело, он не заинтересован ни в каких торгах. Тут встает выбор: или рисковать потерять «нажитое непосильным трудом», или идти как-то договариваться с конкурентом. Коррупциогенность процедуры очевидна: соблазн «сыграть в конкурента» может возникнуть у человека, далекого от торговли, зато сведущего в деталях региональных правовых норм. Удивительно, что массив проблем создан на ровном месте усилиями самих же властей. Вопросы предоставления земли в аренду регулируются областным законодательством. Сложно понять, что мешает властям разработать более простой, скорый и удобный механизм решения этих вопросов. С точки зрения самих предпринимателей, вопрос об аренде земли под объекты нестационарной торговли лучше всего вернуть обратно в ведение городской администрации. Когда эти полномочия принадлежали городу, дело решалось быстрее и проще, вспоминает Любовь Сукманова. Местное самоуправление напрямую заинтересовано в поддержке малого бизнеса, поскольку и арендные платежи, и ЕНДВ поступают в местный бюджет, да и схему размещения нестационарных торговых объектов разрабатывает и утверждает местная администрация. «Люди не хотят работать незаконно. Мы готовы платить деньги в бюджет. Мы – самозанятое население, мы не просим от государства ничего. Но все равно нет возможности работать…», - удивляется Любовь Николаевна. Сухим остатком совещания стала договоренность о трехлетнем сроке аренды земли – это очень хорошо, «есть время заниматься процедурными вопросами» (то есть готовить документы на следующий период), без тени иронии прокомментировала Любовь Сукманова. Действительно, если срок аренды перекрывает длительность процедуры подписания договора – это куда удобнее, чем наоборот… Ну а в остальном, «виноватым» был назначен город Псков: «Цена вашего вопроса в городском бюджете - 3 млн. рублей. Это 0,1% от городского бюджета, не так много. Эти деньги всегда можно найти. С учетом доходов от аренды, которые составляют порядка 30 млн. рублей, я не понимаю действий руководителей», - заявил Петр Слепченко. В целом же, сохраняется статус-кво: ни переписывать порядок принятия решений по аренде земли, ни возвращать эти полномочия городской власти администрация области не намерена. Светлана Прокопьева [1] См.: Постановление Администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 (ред. от 12.10.2012) «О Порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена»

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.