Между молотом и наковальней

Опубликовано: 27 марта 2013 г. в 12:16 4 0Нет комментариев0

25 марта Молодёжному парламенту при Псковском областном Собрании депутатов исполнилось четыре года – в недавнем времени таким был стандартный срок работы выборных органов. Подводить итоги его работы крайне сложно – точнее, сложно не впасть в безудержную критику. Политический орган, о «мертворожденности» которого не говорил только ленивый, мог состояться только при неординарном подходе. Но такого подхода не смогли предложить ни молодые, ни взрослые парламентарии.

Парламент «офф-лайн»

Предпринятая в конце прошлого года попытка сделать Молодежный парламент более-менее полноценным элементом политической системы области принесла лишь незначительные плоды. Непонятные войны за руководящие посты в объединении, которую развязали старшие коллеги-депутаты, оказались ни чем иным как попытками мелкого партийного самоутверждения всех, без исключения, политических сторон. Сейчас парламент продолжает работать «вахтовым методом», собираясь раз в три месяца и пропадая «из эфира» во все остальное время. К тому же и председатель парламента живет в Великих Луках. Молодежный (!) парламент никак не представлен в интернете, на официальном сайте Ассоциации молодежных парламентов РФ последняя информация о нем датирована 2011 годом, а председателем (по версии страницы псковского отделения) по-прежнему является Сергей Волков.

При Волкове парламент разработал три региональных законопроекта (один из которых был принят областным Собранием, правда, с заметными доработками старших коллег от законодательной и исполнительной власти), провел несколько встреч с молодежью из районов и ничем особо выдающимся не запомнился. Нынешний состав МП за семь месяцев разработал законопроект о постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения семьи, который сейчас анализируется органами опеки. И тоже – пока все.

Впрочем, нынешние парламентарии утвердили план работы, с которым необходимо ознакомить общественность – будущий электорат будущих политиков. В соответствии с регламентом объединение продолжит собираться раз в квартал. Кроме того, выразители молодёжной политики партий поставили себе задачу принимать участие в заседании комитетов областного Собрания и посещать сессии, присутствовать на мероприятиях, посвящённых празднованию государственных праздников и памятным датам, участвовать в работе круглых столов и так далее. Кроме вышеуказанного законопроекта, молодые парламентарии планируют в первом полугодии разработать и принять концепцию целевой программы о социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также разработать проект закона «Об организации работы дискобаров и дискоклубов на территории Псковской области».

Вдобавок, запланировали себе депутаты и командировки, на которые в первом полугодии 2013 года уйдет порядка 120 тыс. рублей. Правда, отправятся в них только представители фракции «Единая Россия»: спикер Максим Козлов, его заместитель Игорь Иванов (2 командировки), Анна Войченко (Илгоч), Екатерина Накидкина, Оксана Орлова (2 командировки) и Даниил Новиков поедут в Москву, Белгород, Нижний Новгород, Тамбов, Тверь, Петрозаводск и, возможно, в другие города России. Впрочем, двое последних свои командировки отработали представленным законопроектом. Слово за остальными.

На фото: Максим Козлов (справа) и Игорь Иванов

Однако суть даже не в том, рабочий это орган или нет - ответ, честно говоря, уже давно дан (правда, есть разные мнения). Да, «пациент» еще действует без дефибриллятора, но он будет делать то, что разрешат, что подскажут и где помогут. Так будет, пока в парламенте не появится несколько, извините за банальность, ярких, независимых и активных деятелей. И если старшие коллеги смогут этот факт принять и «переварить».

У Молодежного парламента второго созыва сразу же возникли онтологические проблемы, то есть осознание самое себя: какие комитеты нужны и чем они будут заниматься? Бюджет? Нереально. Законодательство? Туда же. Нужно ли в парламенте направление молодёжной политики? Этот вопрос поставил представителей молодёжи в тупик. Впрочем, где-то там они и находились.

Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен

На сегодня от Молодёжного парламента вряд ли можно требовать чего-то, кроме документального «галочного» наличия. Однако его стоит рассматривать в качестве «школы молодого политика» - своего рода политического инкубатора. Несмотря на то, что выстроенная вертикаль власти практически нивелировала значимость личности в региональной политике, сделав её «списочной», кто-то же должен будет приходить на смену. Появятся ли в Пскове новые полозовы, антоновы, бубновы? Возможно ли сегодня появление политиков новой формации? Подчеркну, что даже став депутатами, многие так и не становятся политиками, ограничиваясь ролью «поднимателей рук» или «нажимателей кнопок». Даже если они заседают в Госдуме.

На фото: голосование в Молодежном парламенте

Что из себя сегодня представляет новое поколение псковской политики? В большей степени - ничего. Очевидно, что представители оппозиционных партий практически не имеют возможности пробиться ни в законодательную, ни, тем более, в исполнительную власть. Главным поставщиком кадров для политического бомонда была и является «Единая Россия», но и здесь выбор весьма скуден. На мой взгляд, единственным позитивным в этом направлении проектом в свое время стал «Политзавод» «Молодой гвардии «Единой России», который был «отыгран» в 2006 году за год до выборов и почил в бозе. Несмотря на то, что в регионе работают представители федеральной МГЕР, во главе с её экс-руководителем. Нынешние молодежные отделения партий напоминают, скорее, «франкенштейнов», нежели политические объединения.

Сегодня «свежая кровь» в политику поступает по двум направлениям. «Отпрыски» первого рождаются не политической системой, а, прежде всего, средним и крупным бизнесом. При наличии значительного финансового капитала сейчас не нужно иметь за спиной «Политзавод», вовсе не обязательно быть политиком в седьмом поколении – можно вообще не иметь к ней доселе отношения.

Ко второму варианту относится «иногородний десант» - политики и «подполитики», профессионально взращённые в других регионах. Классическим вариантом этого направления является команда губернатора Андрея Турчака, которая, по понятным причинам, во многом сформирована из представителей Санкт-Петербурга. «Десантником» (не только в переносном смысле) можно назвать и лидера регионального отделения ЛДПР Сергея Макарченко, который, хоть родом из Пскова, сформировался как партийный деятель в Москве.

Политиков «новой волны» в регионе по-прежнему практически нет. «Выпускник» Молодёжного парламента Сергей Волков в выборную кампанию-2011 в областное Собрание был брошен «Единой Россией» на заведомо непроходной одномандатный округ, а сейчас постепенно отвоевывает посты в городском отделении партии власти. Зато вошли во взрослую политику его экс-коллеги, коммунисты Дмитрий Михайлов и Иван Штылин, ставшие депутатами областного Собрания. Однако это именно тот случай, когда депутаты не стали политиками, и, говоря объективно, вряд ли это сделают.

В Псковской городской Думе выделяются Дмитрий и Сергей Барабановы. Кстати, именно последний стал в свое время победителем «Политзавода-2006». В исполнительной власти региона и областного центра из недавних молодых назначенцев можно выделить, пожалуй, только Андрея Михеева – председателя областного комитета по инвестициям и пространственному развитию. Правда, экс-преподаватель политеха Михеев, как и многие депутаты, - не политик, а, в данном случае, классический представитель псковской бюрократии, во всех ключевых решениях зависящий от куратора комитета, первого вице-губернатора Сергея Перникова. В абсолютном большинстве других случаев, по признаниям многих экспертов, карьерная лестница в той же областной администрации работает крайне слабо.

Список короток. Кто из «юниоров» состоится и попадет во взрослую политику, получив влияние, политический вес и заработав должное реноме?

Так уж сложилось, что номинально единственной кузницей политических (в том самом классическом понимании, без бизнеса и силовиков) кадров стал Молодёжный парламент. Поэтому рано или поздно его нынешние кондиции в определенной мере отразятся на работе законодательной и исполнительной власти региона. Среди потенциальных будущих акторов политического процесса несколько представителей Молодежного парламента – уже «взрослый» депутат Великолукской городской Думы Максим Козлов, неформальный лидер парламента на данный момент Оксана Орлова, профсоюзный «бонза», руководитель регионального отделения МГЕР Игорь Иванов, член «Справедливой России» Илья Можаев, представитель «Яблока» Александр Захаров. На выходе окажется еще меньше.

Предположу, что при такой кадровой обеспеченности политпроцесса региону предстоит смириться с импортом не только губернаторов или, скажем, глав районов, но и основных членов их команд. Правда, если вдруг взяться за продвижение молодежи в политику, возникнет резонный и уже ставший крылатым вопрос: «А куда девать уважаемых людей?». Возможно, отсутствие ответа на этот вопрос и является объяснением отсутствия реальных кузниц кадров.

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.