Формальный приём

Опубликовано: 8 апреля 2013 г. в 13:33 5 0Нет комментариев0

В конце марта Министерство образования и науки Российской Федерации разработало и направило в регионы документ об установлении единых требований к одежде школьников. Первого апреля — вовсе не в качестве шутки — информация об этом (точнее — «Об установлении требований к одежде обучающихся») была размещена на официальном сайте ведомства. В письме за подписью министра Дмитрия Ливанова указана официальная причина появления документа — не нашумевший скандал вокруг хиджабов в Ставропольском крае, а дипломатически: дескать, вопросы по регламентации требований к школьной одежде стали вставать всё чаще и чаще.

Без промедления

В письме отмечено, что опыт введения единых требований к одежде уже есть «во многих общеобразовательных учреждениях республик Карелия, Татарстан, Ставропольском крае, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областях и других субъектах Российской Федерации». При этом, указано в документе, в отдельных регионах наличествуют и механизмы финансовой поддержки — как для отдельных категорий граждан, которые школьную одежду покупают, так и для предприятий, которые её производят. Список территорий также приводится: Башкортостан, Татарстан и Чувашская Республика, Амурская, Брянская, Оренбургская, Сахалинская области.

Завершают информацию рекомендации Минобрнауки: «принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся».

О принятых решениях региональные власти просят проинформировать, не затягивая, а именно «в рамках предоставления ежегодной информации о готовности образовательных организаций к новому учебному году».

К письму прилагается модельный нормативный правовой акт, а также ноябрьское, 2012 года письмо Роспотребнадзора «О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях». В модельном акте особо отмечено, что школьная форма должна соответствовать не только СанПиНам, но и общепринятым в обществе нормам делового стиля; она должна быть светской, может иметь отличительные знаки образовательной организации, но без какой-либо символики асоциальных неформальных молодежных объединений и без надписей/изображений, «пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение». Кроме того, школьная форма должна быть без травмирующей фурнитуры, и разрабатывать её нужно с учётом погоды и места проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

Без возражений?

Дискуссии на местах вспыхнули моментально. Интернет запестрел сообщениями — в том числе и от псковичей — о том, что в школах начали проводить родительские собрания, на которых объявили: форма будет, и без возражений, пожалуйста. Кое-где с родителей уже начали сбор денег и объявили адреса фирм, которые их детей оденут, что естественно породило подозрения о «немаленьких откатах директору школы» и ещё более естественные возмущения о том, что «опять за нас всё решили».

Наиболее остро людей волнует экономическая подоплёка вопроса. Сколько будет стоить одежда, из которой дети, как известно, вырастают за полгода-год? Как будут дотировать малоимущих и не получится ли, как уже выходило со всякого рода «общедомовыми платежами», когда добросовестный плательщик платит ещё и за трёх неплательщиков? Если власти таким образом решили поддержать не выдерживающую конкуренции местную промышленность(а именно по итогам совещания о ситуации в легкой промышленности президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях), то не справедливее ли этот «дополнительный налог» отнести на счёт государства, а не взваливать на родительские плечи?

Много вопросов вызывает и то, какой будет — если будет — общерекомендованная форма. Впечатления от армейского обмундирования «от Юдашкина» ещё совсем свежие, и родители справедливо побаиваются повторения чего-то подобного. Коллекция, которую буквально через несколько дней после пресловутого письма Минобра представил широкой общественности Вячеслав Зайцев, вызвала шквал негативных откликов — от упрёков в калькировании американской школьной одежды («даже те же ромбики») до недоумения по поводу «мусульманских» шапочек, в русской традиции действительно неуместных, при том условии, конечно, что школы и дальше всё-таки будут отапливать…

Синтетические окраины…

Аргументам министерства образования возмущённые родители противопоставляют свои контраргументы. Во-первых, очевидно, что устранить «признаки социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися» и «предупредить возникновение у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками» таким формальным во всех смыслах приёмом не удастся. «Можно подумать, форма скроет кто где работает, какая квартира, авто и верхняя одежда, обувь и техника. В 11 классе девочкам почти по 18 лет, одна поверх формы норковое пальто одевает, а другая обношенную куртку из секонда», — читаем на форуме Псковской Ленты Новостей (стилистика, орфография и пунктуация записей здесь и далее, в основном, приближены к нормативным. — Прим. ред.). «Это просто приведет еще к одному разделению между детьми. Элитная форма будет у богатых школ, а серая синтетика выделит бедные окраины. То есть, нет денег на престижную форму — отправишь ребенка в бедную школу», — вторит другой Инет-пользователь. «Детям вообще по барабану, кто в чем ходит сейчас. Это все амбиции родителей и администрации школы». «90% детей одеваются скромно в кэжуал («удобство» по-английски; самая популярная одежда в мире). Да, есть дуры в мини и с декольте, так они подолы отрежут и у формы»,— настаивают родители. И полагают, что сегодня попытки ввести форму — шаг к абсурду или к тоталитаризму: «Тогда давайте одинаковые кирзовые ботинки, фуфайки, телефоны, портфели, и, чего уж, одинаковые стрижки как в Северной Корее, а то вдруг какая-нить девочка с редкими волосами позавидует красавице с роскошными кудрями. Все серое и черное, чтобы никто не смел отличаться».

Во-вторых, «укрепления общего имиджа образовательной организации», натягивая одинаковые платья на разные фигуры, явно не добиться — наоборот. Уверения о том, что школьная — как и любая другая — форма «дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей», разбиваются оттого, что дети и взрослые, увы, куда чаще, чем хотелось бы, видят в классах несправедливость, глухоту или, того страшнее, равнодушие взрослых к их проблемам и интересам. А на учительские высказывания об отсутствии вкуса и элементарного такта при выборе одежды для школы — официального публичного, законодательно светского учреждения — дети и родители обиженно отвечают по принципу «на себя посмотри». И, досаднее всего, что не всегда безосновательно замечают: «В нашей школе молодые учителя ходят в одежде в обтяг, как на панели. Те, кто в возрасте, в цветастых кофтах и ещё и с люрексом…»; «надо поднимать вопрос и о форме для учителей, а не только для детей: джинсы, непонятные кофты и декольте, трикотажные брюки на попе 60-го размера, леопардовые свитера и прочий совершенно не деловой облик — это не только про детей, это еще и про педагогов. Не так давно видела картину: педагог в джинсах отчитывала ребят за то, что они не в форме. Остался очень нехороший осадок. Почему деловой стиль только для учеников? Или педагоги не обязаны подавать пример?»

Взрослые (а ещё, пожалуй, острее — дети) чувствуют показушность «внешнего» приёма и без обиняков оценивают директоров, поспешивших «вдруг» ввести обязательную форму незамедлительно. «А нам просто письмо прислали от Минобрнауки, и все на ушах стоят. Как бы башку от усердия себе не расшибли», — не без иронии поясняет на форуме информированный родитель. И о настаивающем на своём педагоге: «Можно подумать, что дама не в курсе о праве школы совместно с родительским комитетом и попечительским советом устанавливать единые правила одежды для учащихся. В чём проблема? В том, что важно где-то вовремя подсуетиться, а просто так, без корысти, оно нафиг не надо? Вот благодаря таким дамам мы и имеем то, что имеем. Куда-то исчезли из школ Учителя и Педагоги. Остались, за редким исключением, преподаватели и коммерсанты».

Впрочем, кроме явных оппозиционеров («…не отсиживайтесь, высказывайте в школе свою точку зрения. Что же касается меня, я не буду одевать дочку в форму, независимо от того, какое будет принято решение в школе. Пускай хоть на уши встают — Советский Союз давно умер»), есть — и это показательно — в сети и оппозиционеры тихие. «Никто еще не ввел обязательную форму,— пишет, продолжая тему «откатов» и «обязательных заказов» в конкретном ателье, рассудительная мама, — да это и не возможно в принципе, т. к. наказания за это никакого не будет. Но чувствительно дадут понять на твоем ребенке, что лучше купить то, что предложили. Вопрос только — а носить-то обязательно? Я вот что-то подозреваю, что, может, ну их, дать денег за форму, а потом потихоньку носить то, что мне нужно…». Комментарии излишни, что называется.

К собратьям по несчастью

Общеизвестно, впрочем, что на форумы, большей частью, приходят недовольные. Нужно отметить, что в обсуждениях на форуме Псковской Ленты Новостей есть немало голосов и в поддержку обязательной школьной формы. По большей части они повторяют суть министерских доводов о сглаживании контрастов, воспитании вкуса, дисциплине. Псковичи также высказывают надежду, что единый стандарт на форму, если он будет принят на государственном уровне, гарантирует качество одежды для школьников: будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на здоровье детей.

Очень настораживающий — и достаточно часто встречающийся! — довод из «неминистерских»: «Зато думать не надо, что утром на ребёнка надевать». Действительно, думать — так трудно…

Несколько неожиданных доводов «за» встретились на форуме «Российской газеты». «Сходство с Японскими школами привлекает меня как япониста, — пишет один из читателей «РГ». — Все будут такие миленькие и хорошенькие». 15-летняя московская школьница под ником Скарлет рассуждает: «С одной стороны, мне иногда очень хочется, чтоб у нашей школы была своя, собственная, уникальная форма. А еще интереснее, если бы во всей России школьники одевались одинаково, и, возвращаясь домой, мы могли видеть своих собратьев по несчастью, была бы такая дружная школьная семья».

Многие взрослые вспоминают при этом советскую школьную форму (особенно платья и фартучки, которые, как маскарадные костюмы так любят надевать современные выпускницы, в жизни «в нормальный день» такого бы не надевшие…). А вместе с той формой — и ту, советскую школу: кто добрым словом, кто не очень.

Назад в СССР?

Несколько слов о советской школьной форме, — для тех, кто позабыл или не очень уже в курсе. Строго говоря, различия в достатке в разных семьях она тоже, скрыть не могла (другой разговор, что сами эти различия не были столь вопиющими, как сейчас). Платья для девочек и форменные фартуки к ним кто-то покупал подороже — из шерсти или полушерсти, а кто-то подешевле — из хлопчатобумажных тканей. Вторые через полчаса-час, после того, как их надевали, мялись и выглядели неопрятно. Одинаковые по цвету (шоколадно-коричневый) и фасону (отрезная юбка), платья разнились деталями, и понятную девчоночью зависть, например, вызывала гофрированная юбка — такие модели шили в Прибалтике. К платью полагалось пришивать сменные белые манжеты и воротнички: в магазинах можно было найти совсем простые и кружевные, любящие бабушки и мамы-рукодельницы иногда шили воротнички сами, украшая их богатыми кружевами ручной работы, что тоже (испытано на себе) вызывало восхищённую зависть окружающих. Предназначенные для торжественных случаев белые передники также были и подороже — из немнущихся и эффектных по тем временам синтетических тканей (капрон, нейлон, проч.), и попроще. Ну и, разумеется, никакой формой нельзя было замаскировать дорогую или дешёвую обувь, — а именно туфли, как известно «делают» костюм и образ. Равно не скрывало платье, какие чулки/колготки на ногах: шелковые, капроновые или пузырящиеся на коленях хлопчатобумажные — какое уж тут равенство...

Идеально удобной назвать советскую школьную форму тоже было бы не очень честно: подвижным мальчикам было не так уж и комфортно целый день проводить в пиджачках.

В южных регионах РСФСР и во всех южных республиках СССР помимо этой, «зимней» школьной формы, существовала и «летняя», или «пионерская» — её носили в первой четверти (до конца октября) и в четвёртой (с апреля). Принцип этой формы, по крайней мере, в 1970—1980-е годы, был простым: светлый (белый в торжественные дни) «верх», тёмный «низ». По сути, ученики и родители получали здесь значительную свободу выбора. Во многих школах «летнюю форму» не запрещали носить и зимой. Хотя (опять-таки, известно из личного опыта) случались и такие учебные заведения, где регламентировали всё. Вплоть до того, что в будние девочкам разрешено было вплетать в косы только чёрные или коричневые ленты (в тон платью или переднику), а в праздники — только белые. Альтернативой допускались аптечные резиночки, от которых волосы немилосердно секлись. Цветные ленты исключались вовсе, о заколках — кроме невидимок, если непослушная прядка падает на глаза — речи и вовсе быть не могло, равно как и о «хвостиках» вместо косичек! Нарушительницу вполне могли отправить с уроков за родителями или даже вызвать на педсовет. Словом, все форменные строгости или вольности, в конечном счёте, определяла позиция администрация учебного заведения и классного руководителя.

Советская школьная форма, обязательная с 1948 года, в России пережила СССР на полгода: официально её отменили весной 1992-го.

Решает школа

Статистику о сторонниках и противниках нововведения приводят различные издания и сайты. Согласно данным опроса «Российской газеты» (опубликован/открыт 3 апреля, здесь приводим данные на 16 часов 7 апреля. — Прим. ред.) 65% проголосовавших считают, что школьную форму обязательной делать нужно. Мнения по вопросу о том, кто должен платить за неё, у читателей «НГ» разделились: 48% убеждены, что тратиться должны родители, 46% - бюджет, ещё 7% воздержались от ответа. Половина респондентов считают, что школьники в государственных и в частных школах должны быть одеты по-разному, 43% против такого различия.

Ещё дружнее «да» обязательной школьной форме звучит из результатов опроса ФОМ (опубликовано 16 января 2013 года). Необходимой она кажется 71% респондентов (при 13% против), если брать в расчет всех опрошенных; среди тех, в чьих семьях есть дети школьники, этот разрыв ещё больше — 78% «за» и 11% «против». При этом почти половина (48%) тех, кто считает единую форму необходимой, убеждены, что она должна быть единой для всех школ всей страны. Более того, 33% опрошенных считают, что администрация учебного заведения имеет право определять и параметры причёски своего воспитанника, длину волос и тип причёски.

Из модельного акта, тем не менее, следует, что последнее слово о школьной форме остаётся собственно за школой. Именно нормативным актом образовательной организации должны быть установлены и собственно «требования к одежде обучающихся», и — внимание! — «обязательность её ношения».

Дресс-код

Заметим, что руководители учебных заведений сегодня чаще высказываются «за» обязательную школьную форму. Например, нужным и своевременным начинанием назвала министерскую инициативу директор псковской школы № 16 Александра Дегтярева — с тем условием, что государство профинансирует покупку школьной формы для детей из малообеспеченных семей: «…У нас школа окраинная, есть дети из неблагополучных, малообеспеченных семей. Конечно, родители хотят, чтобы их дети не были никоим образом ущемлены, но часто приходится сталкиваться с крайностями: например, ребёнку покупают чуть ли не вечерние платья». Согласна с коллегой и директор многопрофильного правового лицея № 8 Вера Деричева, в беседе с корреспондентом Псковской Ленты Новостей выразившая уверенность, что от введения школьной формы на законодательном уровне выиграют все. Форму в лицее, рассказала Вера Деричева, ввели ещё в 1993 году: «Сначала она была «ведомственной». Школа милиции поставляла нам зеленую ткань, для девочек использовался бирюзовый цвет. Позже в своеобразный дресс-код вошел серый цвет. Что удивительно, костюмы больше полюбили мальчики: многие выпускники рассказывают, что во взрослой жизни деловой стиль остался их любимым».

Положительной в целом считает министерскую инициативу и курирующий социальную сферу заместитель главы администрации города Пскова Геннадий Барышников. Однако, акцентирует: «Прежде всего, лицом учебного заведения должны быть умные ученики, которые представляют школу, защищают честь города и области в конкурсах, на олимпиадах, спортивных соревнованиях. Всё-таки именно это — самое главное. Если коллектив лицея или гимназии считает, что школа в том числе должна иметь и некую «свою внешность», если вопрос согласован с родителями и с учащимися, решён в ходе конструктивной дискуссии — подобное можно только приветствовать. Если же «внешнее» просто авторитарно навязывается по принципу: «Я здесь главный, я сказал, и так будет!» - это совершенно не правильный подход. Сегодня надо, по меньшей мере, с людьми советоваться. И принимать решения в союзе с большей частью сообщества. Ведь не секрет, что авторитарным руководством, в общем-то, ничего достичь нельзя: можно только нарушить равновесие в обществе, сегодня для нас как никогда важное».

«Ни администрация Пскова, ни городское управление образования «сверху» подобные решения никоим образом никому не навязывают,— подчёркивает Геннадий Барышников. И добавляет, что, по сути своей, вопрос о школьной форме не кажется ему «…таким уж важным. Занимаясь подобными обсуждениями (а можно придумать ещё миллион таких же тем!), мы уходим от действительно значимых, актуальных вопросов, которые действительно влияют на развитие образования, на ход образовательных процессов».

Александра Агеенко

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.