Русский антизапад

Опубликовано: 11 апреля 2013 г. в 9:23 3 0Нет комментариев0

Писатель, публицист и общественный деятель Александр Проханов сместил акценты международного книжного форума «Русский запад». Существительное «запад» - как место локализации Пскова в Российской Федерации и ссылка на близость Евросоюза - утратило вес и померкло рядом с прилагательным «русский». О «русском» в глобальном, вселенском значении говорил с (по)читателями Александр Андреевич, оставив «западу» скромный удел абстрактного, вечного и далекого врага.

Главред газеты «Завтра» собрал на юбилейном форуме полный аншлаг - в небольшой актовый зал областной научной библиотеки пришлось срочно доставлять стулья. На встречу с кумиром пришла типичная культурная общественность, пожилые люди с тусклыми волосами в недорогих свитерах. Из молодежи были только журналисты. Никаких юношей бледных со взором горящим, никаких потенциальных пассионариев. То ли не интересуются они судьбами родины (что плохо), то ли не чтут Проханова (что, наверное, хорошо). Сам Александр Андреевич удивительно органично вписывался в массовку провинциальной интеллигенции, окутавшей его облаком обожания. Поклонники внимали кумиру без цензуры.

Мне Александр Проханов до сих пор был знаком больше как журналист и политолог, нежели писатель. Книг его, признаться, не читала, но теперь думаю, что стоит прочесть. Наверняка человек с таким богатым воображением и гибким умом способен создавать увлекательные сюжеты. Проханов, безусловно, идеолог и философ (или же очень хороший актер), но в лояльной аудитории тотчас превращается в пропагандиста и агитатора. Его идеи нельзя воспринимать без серьезной, концептуальной критики - только мелкое сито позволит выделить действительно ценные идеи. Но заранее согласные слушатели (а такие и пришли в областную библиотеку) разом заглатывают весь литраж патриотической имперской риторики мистически настроенного государственника - что из этого усваивается и во что перерабатывается - сложно даже вообразить.

Гибкий ум Проханова легко и логично увязывает казалось бы несовместимые идеи. Он одинаково увлечен коммунизмом и православием. Одновременно критикует ужасную окружающую реальность и прославляет нынешнюю власть. Он допускает откровенный национализм, но настаивает на построении империи. Презирает продажные элиты, разрушающие страну, но обожествляет Путина, видя в нем чуть ли не мессию. В его словах очень много государства - и совсем нет человека.

Идеология Александра Проханова, столь привлекательная для части россиян и, судя по приглашениям в Кремль, востребованная теперь властью, выстроена на культе государства. Это идея мощной, грозной страны, какой был Советский Союз - приметы его реинкарнации, пусть пока без идейной основы и в территориально-усеченном виде, очень вдохновляют Александра Андреевича. Он с трепетом говорит о российской позиции в отношении Сирии, которую надо поддерживать до конца, потому что «сначала Сирия, потом Россия». Восторженно разъясняет сакральный смысл раздутого оборонного заказа, узнать о котором должна «каждая учительница в сельской школе, где осталось четыре-пять учеников» - чтобы народ знал, что «он не брошен». Поразительно, но Проханов действительно считает, что учителя в умирающих селах обрадуются, узнав, что 20 триллионов рублей в ближайшее десятилетие будут потрачены на пушки и танки, а не, допустим, науку, ремонт школ или местное самоуправление.

«Бесчеловечность» своей картины мира писатель подтвердил напрямую, когда один из поклонников напомнил ему тезисы Конфуция: «Что необходимо для достижения всеобщего блага? - Процветание государства. Что необходимо для процветания государства? - Благосостояние народа. Что необходимо для благосостояния народа? - Благоустройство в семье. Что необходимо для благоустройства в семье? - Умиротворение сердца, успокоение самого себя». Так не счастливый ли человек, не семья ли должны составить фундамент сильной России, спросил читатель. Проханов покачал головой: такая симфония бывает только в спокойные, благополучные времена. У нас не тот случай. России не до семейного благоустройства и умиротворения сердец. Нужно государству - будет продразверстка, будет Беломорканал и Сталинград. В этой логике можно и войска в Сирию направить, на помощь Асаду.

В имперской идеологии Александра Проханова нет места личности. Даже Владимир Путин в его описании предстает не человеком, а почти полубогом. Фигура Путина обретает мистический ореол, утрачивая всякую связь с реальностью. Получается этакий спаситель России, который, к сожалению, слишком поздно осознал, какая беда грозит его стране. Случилось это совсем недавно, только на третий президентский срок, после протестов на Болотной и Сахарова. Где был Путин раньше, как появилась вся эта «компрадорская буржуазия», олигархи, которые разворовывают Россию - Проханов умалчивает. Путин как и не правил с 2000 года, он будто бы вообще не причастен к сложившемуся у нас «чудовищно несправедливому укладу». Его окружают люди, которые «привыкли зарабатывать на России», но вот ведь вопрос: откуда они взялись и кто им создал такие условия?

Мессия-Путин обязательно спасет Россию от врагов внутренних и внешних, но он никак не в ответе за нынешнее печальное состояние страны, за гибельную «расслабленность» народа, одна половина которого занята выживанием, а вторая – живет разгулом и разбоем. Это называется «мистический подход» к политике. В центр историософии Александра Проханова поставлено чудо. В истории России он видит не цепочку событий, не взаимосвязь экономических и политических решений, а чудеса, спасавшие страну в критические минуты. Очередным чудом, видимо, должно стать перерождение «национального лидера», который вдруг порвет с предательским либеральным окружением и направит Россию к построению «абсолютной справедливости».

Можно себе представить, насколько привлекательной выглядит такая идеология для любой власти. Стремление к «божественной справедливости» освобождает от низменного беспокойства о ровных дорогах, доступном жилье, дешевых кредитах, образовании и медицине. Ради сильного государства можно перетерпеть нищету и несвободу. Личность, человек, осознающий свои интересы и регулярно включающий мозг, не нужен в Пятой империи. Проханов открыто называет людей, которые вышли на протестные митинги в декабре 2011-го, «врагами Путина». Выросший за 2000-е годы «креативный класс», образованные, благополучные люди – угроза его империи. Похоже, им нет места в «божественной справедливости» Александра Проханова.

Изборский клуб, созданный Прохановым, работает на ту же «пятую империю». Удивительно, что родиной его стала Псковская земля: территория с европейскими корнями, с сильной демократической традицией вдруг стала ассоциироваться с ультраконсервативной имперской идеологией. Проханов завоевал Псков. Его стараниями город снова, как во времена Александра Невского, превращается в щит, хранящий Россию от европейских захватчиков.

Для рационально мыслящего человека здесь есть одно утешение – все это не более чем беллетристика. Игра ума: к счастью, речь идет о книжном форуме, а не научно-практической конференции. Писатели – чего только не придумают.

Светлана Прокопьева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.