Волки сыты, овец нет — почему местных продуктовых магазинов в Пскове становится все меньше

Опубликовано: 2 июля 2013 г. в 14:05 6 0Нет комментариев0

Старый добрый «Булочный» на углу Октябрьского проспекта и Гражданской закрыт. От похожего магазинчика в доме на площади Ленина не осталось и следа - в витринах вместо столиков и кофе вешалки и платья. На замке - продуктовый на площади Победы. Псковский хлебокомбинат отказался от собственной розничной сети. Один из закрывшихся магазинов Псковского хлебокомбината Конкурировать с крупными торговыми сетями небольшим фирменным псковским магазинам становится все сложнее. Многие из них либо закрываются, либо сдают свои торговые помещения в аренду. Одни называют этот процесс жесткими реалиями капитализма, другие - закономерным развитием торговой сферы. Но что нам, простым псковским покупателям, за дело до того, как называют происходящее заинтересованные стороны? Разве нам не удобнее покупать все продукты в одном магазине, да еще и по выгодным ценам? Фирменные магазины не выгодны? У медали две стороны. С одной - удобство сетевых магазинов. С другой - ритейлеры порой навязывают нам с вами ассортимент товаров. Если вы когда-нибудь пытались купить в «Пятерочке», «Магните» или другом «сетевике» исключительно псковскую продукцию, вы знаете, что задача это не из простых. Признаюсь честно, я лично очень расстраиваюсь, когда не вижу своего любимого хлеба «Трапезного» или майонеза «Псковушко». Специализированные магазины местных производителей конкуренции не выдерживают. Например, такой крупный игрок местного производства, как Псковский хлебокомбинат, окончательно отказался от собственной розничной сети. Несмотря на то, что только в корпоративных магазинах предприятие могло представить полный ассортимент своей продукции, реализация своими силами оказалась для предприятия невыгодной. «Поначалу, магазины выполняли определенные задачи по реализации продукции, приносили доход, потом ситуация изменилась, - прокомментировал генеральный директор комбината Виктор Почернин. – Поэтому мы решили перенаправить средства с розничной сети на развитие предприятия». Единственный магазин, стабильно приносивший прибыль, работал на площади Ленина, утверждают на хлебокомбинате. Но по решению собственника помещения, которым, кстати, является администрация города, договор аренды расторгли. По сути, магазин просто выгнали. Ни жалобы руководства комбината, ни голос возмущенной общественности, как водится, услышан не был. Сегодня все магазины, которые находятся в собственности хлебокомбината, сдаются в аренду. Профиль деятельности, по словам заместителя генерального директора Константина Лебедева, в магазинах сохранен. «Даже продукцию хлебокомбината там все еще можно приобрести, хотя, - подчеркнул он, - уже не в том широком ассортимента, что раньше». «Содержать свою сеть розничных магазинов действительно накладно, - согласился Андрей Шукшин, генеральный директор ООО «Псковмясопром». Но отказываться от розничной сети (магазины «Бизон») предприятие не собирается. По словам гендиректора предприятия, намного облегчило бы задачу разрешение со стороны государственных структур на установку небольших павильонов для торговли: они были бы для предприятий намного выгоднее обычных магазинов. Но политика властей - как раз противоположная. Возьмем, но дешево Конечно, продукцию местного производства приобрести в сетевых магазинах можно, никто экономический геноцид псковским продуктам не объявлял. Да и псковичи свои продукты часто предпочитают привозным - об этом говорят и сами ритейлеры, и опрос в группе ЦДИ Вконтакте в который раз подтвердил ситуацию. Однако, если задаться целью купить к столу все местное, то придется побегать. За псковскими колбасами в один магазин, за хлебом – в другой, за молоком и овощами – в третий. Региональный директор торговой сети «Дикси» Павел Ильин отметил, что на ассортимент продукции в магазинах сети на местах региональщики повлиять не могут. «Псковские производители работают с нами через наш отдел маркетинга, и если условия устраивают обе стороны, мы сотрудничаем. Кстати, в наших магазинах псковская продукция представлена достаточно широко», - добавил он. Если верить псковским производителям, крупные торговые сети совсем не с распростертыми объятьями встречают местную продукцию. Сложно войти в магазины федеральных сетей и почти невозможно расширить представленный ассортимент. Отказ торговых сетей вроде как, логичный: «Магазины не резиновые!». Региональным предприятиям порой даже невыгодно реализовывать свою продукцию через ритейлеров: слишком низкая закупочная цена предлагается сетями, и слишком высоки размеры премий для их магазинов. Впрочем, для лоббирования продукции «любимчиков» место у сетей находится, считают псковские производители. Они уверены, что, например, в питерских сетях делают ставку на продукты из Ленинградской области, так как, по мнению ритейлера, качество и спрос на продукты из соседней области на порядок выше, чем на псковские. И тут ведь ничего не поделаешь, заставить сети непременно торговать местной продукцией нельзя. Как говорится, не нравится, - выход там, где вход. Получается, определяющим фактором того, что именно мы увидим на прилавках сетевого магазина, является не место и не родословная. Все решают деньги. Об этом говорят и псковские производители. «Позиция торговых сетей предельно проста: предложите нам интересную закупочную цену, и мы готовы принять ваш товар на реализацию. Но мы-то не можем работать себе в убыток!», - сетует генеральный директор Псковского молочного завода Сергей Марчуков. Вот и не сошлись в свое время в вопросах цены молочный завод и торговая сеть «Магнит». Ритейлеру она показалась слишком высокой. При условии, что реализоваться должно не менее трети продукции, сеть сочла условия сотрудничества невыгодными. В этой ценовой гонке пока выигрывает Белоруссия, которая соглашается даже на самые низкие закупочные цены. Всё благодаря серьезным программам господдержки, которые обеспечивают дешевую себестоимость белорусских продуктов. Наш регион таким похвастаться, к сожалению, не может. Кто виноват и что делать Даже если очень хочется четко разграничить черное и белое, в этой истории не получится найти виноватых и определить хороших и плохих. Есть законы рынка, и по-своему права каждая сторона. Но так ли сложно найти компромисс, вот в чем вопрос. Чтобы и волки сыты, и овцы целы. Кто тут кто в этой метафоре, думаю, каждый понимает. Открывать свои фирменные магазины псковским предприятиям невыгодно. Идея создания сети торговых точек, специализирующихся на реализации товаров местных производителей, сегодня, увы, выглядит, как утопия. Законодательно обязать сетевиков закупать местную продукцию в каком-то, даже процентном, соотношении нелегитимно. Но это не значит, что пути сотрудничества в создавшихся условиях найти нельзя . Одним из таких путей может стать предложение госкомитета по Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле. По словам председателя комитета Дмитрия Равиковича, сейчас идет работа над идеей проведения конкурса среди сетевых магазинов, работающих в регионе, на представление псковской продукции. Таким образом, комитет рассчитывает мотивировать ритейлеров к продаже товаров местных производителей. Идея интересная, вот бы еще вышла за пределы бумаги. В комитете надеются, что конкурс удастся провести уже в этом году. Пока же общий язык псковские предприятия молочной, хлебной, мясной промышленности с крупными торговыми сетями находят с трудом. Даже обращаются в УФАС с требованием разобраться в ситуации и проверить, нет ли в политике сетей сознательного ограничения конкуренции. Одно из таких заявлений сейчас находится в рассмотрении. Алексей Серединин

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.