Культобзор: обратный отсчёт

Опубликовано: 24 июля 2013 г. в 16:10 2 0Нет комментариев0

— Самое потрясающее было то, как ливень вдруг моментально сменялся сияющим солнцем и прекрасной погодой. Мир будто менялся на наших глазах на собственную противоположность, и это было прекрасно, — ответил на простенький такой вопрос о самом ярком впечатлении от псковского пленэра шотландский художник Эндрю Хантер. Ответил, не догадываясь, что это, пожалуй, не только о природе северо-запада — обо всей нашей жизни…

«Псков приглашает друзей»—V

Эндрю Хантер — председатель «Открытой студии», которая объединяет художников шотландского города Перта и его окрестностей, и ещё 15 его коллег-художников десять дней работали на пленэре . Сначала был Псков, а за ним — Бор Бельков и Изборск, потом Пушкиногорье, потом снова Печорский район: Малы и Печоры. На выставку, которую вчера, посвятив Русским Ганзейским дням в городе Пскове, открыли по итогам этого, уже пятого международного пленэра в выставочном зале Детской художественной школы, отобрали около 70 картин (живопись, графика). Есть в экспозиции и 8 фотографий — впервые на пленэре, вместе с живописцами и графиками работал ещё и фотохудожник, Дейв Хант, тоже, кстати, из Шотландии. Россию в ряду из восьми стран — ещё Белоруссия, Германия, Латвия, Финляндия, Франция, Шотландия и Эстония — представляли художники из Великого Новгорода, Москвы и Пскова, разумеется.

Выставка в художественной школе получилась очень интересной, отразив не только разность школ и техник, но и взглядов на мир. Внимание к мельчайшим деталям — у русских художников, игра цветом (даже, пожалуй, игра в цвет…) — у мастера из Финляндии. На рисунке француза Жана Мари Буво — мерный ряд людей и снопов, и этот ритм завораживает; а художник из Германии Утэ Рюкерт вдруг увидел, как сворачивается спиралью пространство, и центр этого движения — ракушка улитки, проживающей в Мальской долине…

Картина Рикки Виниланойя (Финляндия) «Деревья в Михайловском» интересно соседствует на выставке…

…с работой псковича Игоря Макеева «Довмонтов город», — такие контрасты, собственно, и создают драматургию пленэрной выставки.

Очень выразительная выставка будет работать в школе до конца сентября, — рассказал руководитель пленэра, директор Псковской ДХШ, заслуженный художник России Олег Цветков, но и потом проект не прекратит своё существование: есть планы показать эту выставку в областной научной библиотеке, например.

«Псковские встречи»—III

Большая выставка живописи и графики была открыта вчера и в Псковском государственном музее-заповеднике. Совсем другой тон и настрой — некая заявка на монументальность и музейность, — но та же пляска контрастов. На одной стене — работы Зураба Церетели (относительно недавние, 2008, 2012 год), но продолжающие ту, ещё в молодости найденную им манеру, напоминающую о французских кумирах российского монументалиста, и полотно «Зодчие» псковского архитектора и живописца Геннадия Дирко, выполненное с опорой на приёмы, широко используемые в иконописи. Экспрессионизм, абстрактная живопись и реалистические традиции, — такие, какими они возможны для художников Xxi века.

Зураб Церетели. Тантра (2008).

В экспозиции объединены работы живописцев и графиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова. Выставка называется «Псковские встречи III», потому что, по счастью, уже традиционна: третий год подряд псковский зритель может видеть образцы современного искусства, ощущать их энергетику, вслушиваться в ритм современной живописи, понимать её язык — «быть в русле». Организатором и самым ярым исполнителем этого, во многом просветительского проекта стал псковский художник Николай Москалёв, с чьей лёгкой руки, кстати, и петербургские монументалисты с выставками в Псков стали приезжать чаще.

«Портрет Великого князя…»—II

Впрочем, вчера в псковском музее произошло ещё одно замечательно знаковое событие: была открыта выставка одной картины — отреставрированного «Портрета Великого князя Владимира Александровича» кисти Константина Маковского.

Портрет выставлен впервые. Переданный из Эрмитажа в Псковский музей ещё в первой трети XX века, он долго лежал в неотапливаемой Солодёжне, потом, в годы Великой Отечественной был вывезен в Германию, после Победы — возвращён и снова помещён в непригодные для полотна условия. Слоит ли удивляться, что краска с полона чуть ли не сыпалась, а к картине, как вспоминает сейчас заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника Наталья Ткачёва, и притронуться было страшно.

«Портрет Великого князя Владимира Александровича» работы Константина Маковского до реставрации. Фото Михаила Глущенко.

Самые срочные «противоаварийные» работы и консервацию портрета выполнили только в середине 1980-х. К реставрации приступили в 2011.

Реставрация картины. Фото Михаила Глущенко.

Сейчас портрет великого князя, героя русско-турецкой войны 1877—1878 годов, регента российского государства, мецената, в ещё — президента Императорской Академии Художеств, попечителя Румянцевского музея можно увидеть в псковской картинной галерее. Большое «царское» полотно работы Константина Маковского, которого советское, да впрочем, и постсоветское поколение школьников, знает по одной-единственной картине «Дети, бегущие от грозы», сейчас почти соседствует с небольшим полотном его родного брата, более известного в СССР художника-передвижника Владимира Маковского, — на картине изображён крестьянский дворик. «Да, Владимир писал демонстрацию 9-го января 1905 года, а Константин писал Великого князя Владимира Александровича, бывшего в январе 1905-го главнокомандующим и отдавшего приказ стрелять в демонстрантов», — напоминает искусствовед, научный сотрудник Псковского музея-заповедника Владимир Галицкий трагическую историю: семьи, России…

«Портрет Великого князя Владимира Александровича» работы Константина Маковского до реставрации. Фото Михаила Глущенко.

В ответ на вопрос о том, будет ли включено парадная во всех смыслах картина в постоянную экспозицию, директор Псковского музея-заповедника увлекает корреспондентов в глубину зала и указывает на блестящий, великолепно выполненный портрет герцога Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого. Состоявший на военной русской службе в чине генерала от артиллерии, многое сделавший для усовершенствования огнестрельного оружия, бывшего на вооружении русских войск, герцог Георг запечатлён Иваном Крамским в 1876 году. Для того, чтобы включить этот портрет в постоянную экспозицию, поясняет Юрий Николаевич, пришлось убрать в фонды другой шедевр — портрет Кочубея работы Николая Ге.

— У нас в собрании более трёх тысяч полотен, множество совершенно замечательных, и показать хочется очень многое. Уважаемый город! Пожалуйста, дайте нам дополнительные выставочные площади! — от внутренней и, в общем-то, понятной досады Юрий Киселёв риторически обращается к собеседнику, которого нет. На открытие столь серьёзной и знаковой выставки представители городских властей (хотя бы для того, чтобы поздравить горожан с обретением великолепного исторического портрета, а музейщиков — с окончанием очень сложной реставрационной работы) не делегированы…

«Реставрация. Реставраторы»—I

О работе реставраторов, по крупице воссоздающих не просто гибнущие полотна, фрески, книги, но часто, по сути, — историю Отечества,— вспоминали на минувшей неделе в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Здесь впервые провели научную конференцию «Музей. Реставратор. Реставрация», приурочив её ко дню памяти «реставратора всея Руси», историка искусства, академика РАЕН Саввы Васильевича Ямщикова (8 октября 1938, Москва — 19 июля 2009, Псков).

На конференции прозвучали и специальные доклады — обобщающие определённый реставрационный опыт в Государственном историческом музее (Москва), в Пушкинском Заповеднике, в музее-заповеднике А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область). Но при всей важности и актуальности такого разговора, одной из главных своих задач устроители конференции ставили задачу напомнить о подвижниках — о выдающихся реставраторах. Докладчики и участники конференции вспоминали и о Савве Ямщикове, столько сделавшем для псковских памятников, о Скобельцыне и о Смирнове, восстанавливавших Псков послевоенный, об архимандрите Алимпии (Воронове) — печорском иконописце, хранителе русской старины и о многих других, — не суть, связанных или не связанных с Псковской землёй напрямую…

— Сложившийся на конференции разговор, — итожит куратор мероприятия, главный хранитель фондов государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Дарья Плотникова, — в полной мере показал научно-практическую её актуальность. Поэтому решено, что конференция станет традиционной.

* * *

…И ещё многое и многое вместила в себя эта неделя, особенно в областном центре — сначала в рамках празднования Ганзейских дней, потом — в преддверии дней города. В Пскове открыли не только около десятка выставок, но и библиотеку — Центр детского чтения. В центре города — с очень разным у разной публики успехом — выступали заезжие артисты, не устававшие после спектакля повторять слова благодарности всем таким отзывчивым и благодарным, таким воспитанным псковским зрителям. Лауреат премии «Русский Букер»—2012 Андрей Дмитриев, москвич, но не чужой Пскову, в эти дни был здесь. Причём на встрече с читателями псковской городской библиотеки на Конной не столько представлял свой «победительный» роман «Крестьянин и тинэйджер», где угадываются псковские реалии, сколько рассказывал про Псков: каким он его видел полвека назад, каким увидел сейчас. Композитор Евгений Петров из Петербурга в содружестве с псковским симфоническим оркестром представил своё новое, экспериментальное сочинение — инструментальную оперу «Ольга Российская», где кроме прочего использованы и старинные псковские мотивы. И «дуэтом» с дирижёром оркестра Эдуардом Банько выразил надежду, что сочинение, 1110-летию Пскова посвящённое и специально, с расчётом на псковский оркестр, написанное, непременно будет исполнено не только единожды и для псковичей, но много раз, в концертах по области. То есть, продолжение последует.

Повторим и мы: продолжение последует.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.