Директор псковского детского дома: не бойтесь брать детей в семьи

Опубликовано: 31 июля 2013 г. в 11:02 19 0Нет комментариев0

На радиостанции «Ретро ФМ Псков» стартовал проект «Протяни ребенку руку», направленный на повышение сознательности общества и активизацию жителей нашей области в желании усыновлять брошенных детей. Очередным гостем студии стала директор псковского детского дома Наталья Дмитриевна Орлова. Ведущий радиостанции Игорь Сычев в прямом эфире побеседовал со специалистом о проблемах детского дома.

- Добрый день, друзья! Сегодня у нас в гостях человек, который на передовой проблем, связанных с детьми, директор детского дома Наталья Дмитриевна Орлова. Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Скажите, сколько лет вашему учреждению, и как долго Вы там работаете?

- В мае ему исполнилось 11 лет, директором я работаю 6 лет.

- Много изменилось за это время?

- Конечно. Но, чтобы понять, что изменилось, нужно понять, что вообще изменилось в обществе. Эти перемены, конечно, сказываются на жизни отдельного, специфического учреждения, как наше.

- На ваш взгляд, стало лучше?

- Конечно, стало лучше! У меня работает воспитателем молодая женщина, которая раньше была сама воспитанницей одного из детских домов Псковской области. Ей пришлось пережить перестроечные годы. Все трудности, которые были в обществе, сказывались на жизни ребенка. Сейчас этого нет. Сейчас, если говорить о материальной стороне, все очень хорошо, государство, особенно администрация Псковской области, уделяет очень большое внимание детям. Дети ездят выступать в Германию, в Москву, ездят с концертами, у нас же прекрасный духовой оркестр. В общем, они ведут такой же образ жизни, что и обычные дети.

- Прекрасно! А сколько у вас сейчас детишек?

- У нас 58 ребят, учреждение рассчитано на 70 детей, мы имеем два отделения, одно находится на ул. Максима Горького, второе — на улице Луговой. Это постинтернатное отделение, где находятся дети из числа сирот, у которых какие-то проблемы, мы помогаем их решать. То есть, отделение специфической направленности.

- А сколько детей выпустилось за эти годы?

- Я не могу сказать, что выпустились. По-разному складывалось. Кто-то уходил в Суворовское училище, кто-то переводился из одного учреждения в другое. А в общем порядка трехсот детей прошли через наши стены.

- Довольно много. Какие ребята попадают к вам? Из каких семей? Какого возраста?

- Разного возраста. Наше учреждение рассчитано на детей с трех лет, но я хочу сказать, что сейчас количество маленьких детей в детском доме гораздо меньше. Скорее всего, это потому что если нельзя восстановить семью биологическую, то в раннем возрасте их устраивают в семью, они не успевают доходить до детского дома, это очень отрадно.

- А где их устраивают? Прямо в больнице?

- Есть и в Пскове учреждение для маленьких детей, есть и у нас, оттуда в раннем возрасте они и попадают в семью, не доходя до государственного учреждения.

- Каков средний возраст ребят, которые сейчас проживают у вас?

- Средний — это школьный, лет 10-11.

- Каким должен быть человек, который работает в детском доме?

- В первую очередь он должен быть профессионалом, квалифицированным работником. Но это учреждение специфическое. Самое главное — человек должен быть искренним. Мы все можем ошибаться, нужно признавать свои ошибки. Дети должны видеть искренность, что мы не боимся этого. Тогда они научатся этому у нас. Искренность в проявлении доброты, радости, гнева... Пафос здесь не проходит.

- Добрые личные отношения складываются у воспитанников и работников?

- По-разному. Коллектив везде разный, задача руководителя — творческие способности, разный темперамент развить и сделать так, чтобы люди дополняли друг друга. Так же и в детском коллективе. У многих сложились личные отношения, педагоги осуществляют индивидуальное наставничество с конкретными ребятами, продолжают его осуществлять, когда ребенок выходит из детского дома.

- Люди, которые занимаются, например, духовым оркестром, приходящие или работают на постоянной основе?

- Нет, нам повезло, у нас человек, который практически живет в детском доме. Это Александр Петрович Роор, личность одиозная, яркая. Пользуясь случаем, хочу сказать ему огромное спасибо за то, что он делает для наших ребят. Он многому их учит, они участвуют в большом творческом коллективном деле, под названием «Духовой оркестр», половина ребят занимается в нем.

Причем получают еще классическое образование в музыкальной школе города, потом продолжают образование в Колледже культуры и искусства на духовом отделении. У нас два мальчика после девятого класса поступили в колледж культуры и искусства, а один из бывших учеников закончил его с красным дипломом и поступает в Консерваторию в Санкт-Петербурге. Все это — дело Александра Петровича, город приобретает прекрасных музыкантов. Сейчас немногие играют на духовых инструментах, а наш детский дом, получается, поставляет кадры.

- А вторая половина детей, которые не занимаются в оркестре, чем занята?

- Я считаю, что ребенок должен заниматься тем, в чем он может быть успешным. Если ему дается спорт, то спортом, если творческие способности, то декоративно-прикладное искусство, ремесла, художественные направления. Мы пользуемся тем, что мы находимся в областном центре. У нас много возможностей для ребят получать дополнительное образование, которое ребята посещают. Каждый находит себе занятие. Когда ребенок успешен, ему будет легче в завтрашнем дне.

- Я так полагаю, и в школу они ходят обычную, с обычными детьми?

- К сожалению, многие не понимают разницы между детским домом, школой-интернатом... Нет, у нас — детский дом. Дети в нем воспитываются, живут, мы создаем для них воспитательную среду, а учеба, как и у всех ребят, происходит в обычных общеобразовательных школах города.

- Что вы прививаете детям, чтобы им было комфортно во взрослой жизни?

- Вы помните, когда-то советские школьники писали сочинения на тему «За что вы любите Родину?» Так не привьешь любовь к ней. Я считаю, что любовь к родине можно привить, только когда человек видит природу, посещает какие-то праздники, русской поэзии, например. Мы ездим в Пушкинские Горы, к памятникам, захоронениям, общаемся с родственниками, посещаем малую родину... Так же и здесь все происходит.

Мы создаем ту воспитательную среду, которая позволяет ребенку подготовиться к дальнейшей взрослой жизни. Возьмем даже оркестр: он учит. Там есть ответственный за ноты, есть староста, есть отвечающий за костюмы. Ребята должны знать, что они должны хорошо выглядеть, когда выходят на сцену, понимать, как и где себя вести. Когда они разучивают какое-то музыкальное произведение, они разучивают историю нашего города, государства. Все это мы можем назвать воспитательной средой.

У нас в гостях недавно были артисты, и Алена Биккулова, которая сказала: «Я не понимаю, как можно обучать быту! Я никогда им не занималась!» То есть, для нее главное — творчество. Это и есть ответ на вопрос. Да, мы учим их, они гораздо больше умеют, чем домашние дети. Они стирают за собой, убирают, могут заправить постель, постирать носки... Они многому научены. Но я считаю, что не в этом самое главное. Самое главное, чтобы он обрел смысл жизни, ставил какие-то цели, умел решать жизненные проблемы, знал, к кому обратиться, если он не может сам решить их.

- К нам на pln24.ru пришло несколько вопросов. Вот один из них: директор считает, что детей надо усыновлять обязательно, или есть смысл проживать в детских учреждениях, таких, как детские дома или интернаты?

- Конечно, ребенку лучше всего жить в семье! Это однозначно, другого ответа быть не может. Но, к сожалению, больше шансов попасть у ребенка в приемную семью, когда он маленький, больше шансов адаптироваться и ему, и семье, которой легче привить ему свои традиции и менталитет.

Когда ребенок уже взрослый, например, лишился семьи своей, кровной, когда это уже сложившаяся личность, когда мы можем только что-то скорректировать, направить, смогут ли люди принять ребенка, которому 14 лет? Смогут ли они найти общий язык? Создать настоящую семью? Такие люди есть, но они должны быть самодостаточные, они не должны решать свои проблемы за счет этого ребенка, и не ждать этого пресловутого стакана воды. Мы же растим собственных детей не для этого! Мы растим их, чтобы увидеть их счастливыми. Так же и с этими ребятами. Ты видишь недостаток в ребенке, и сразу думаешь: «Это не мои гены! Это оттуда! А все хорошее - это от меня!» - так нельзя. Нужно принимать его таким, какой он есть.

- Часто усыновляют взрослых детей?

- Достаточно редко. Лучший сценарий, когда до школы, или младший школьный период. В моей практике не было усыновления взрослых ребят.

- Следующий вопрос с сайта pln24.ru: «Усыновить ребенка прямо сейчас я не могу, но в дальнейшем хотел бы. Можно ли познакомиться с детьми?»

- Я считаю, что начинать нужно не со знакомства с детьми, а я изучения этого вопроса. Для этого мы и используем СМИ, чтобы люди понимали, какие дети, с чем придется столкнуться. Мы делаем им видео-паспорта, вы знаете, передача «Пока все дома». Наши ребята там тоже иногда присутствуют. Есть сайт «видеопаспорт.ру», где мы тоже можем увидеть паспорта, в том числе и детей псковского детского дома. 30 паспортов было снято, и все эти дети обрели семью. Изучить детально этот вопрос, пообщаться с региональным оператором, пройти школу приемных родителей, навести порядок в своей голове, а потом уже начинать принимать решения.

- Получается, что проект с видео-паспортами очень эффективен! А в дальнейшем будет что-то подобное?

- А я думаю, что мы и на местном уровне постоянно что-то придумываем, региональные проекты будут. Мы не только программой «Пока все дома» ограничиваемся, у нас еще был проект фонда «Измени одну жизнь», там тоже ребят фотографировали, писали краткую информацию, интервьюировали. Я думаю, этот процесс запущен, он будет дальше существовать.

- Где искать информацию человеку, который захотел усыновить ребенка?

- В эфире как раз недавно прозвучал номер регионального оператора, туда можно обратиться по вопросу не только усыновления, у нас есть и другие формы семейного устройства. Или в органы опеки по месту жительства.

- Следующий вопрос от слушателей: «Ваши дети учатся в обычных школах, какие у них отношения с детьми из обычных семей? Приходят ли они к вам в гости, знают ли дети семейные, как живут их детдомовские друзья?»

- Мы находимся в центре города, кругом жилые дома, ходим в разные школы города, поэтому достаточно открыты миру. Наоборот, некоторые люди иногда спрашивают, а почему ваш ребенок вышел за забор? Ну не могут же они вечно сидеть за забором! Они сами ходят в школу, на тренировку, в музыкальную школу, ведут такой же образ жизни, как обычные дети. Такие же отношения у них с одноклассниками: они ходят к ним на дни рождения, общаются все школы, все, как везде.

- А именно к вам дети ходят в гости?

- Иногда приходят! Я хочу сказать, что у нас в оркестре есть группа семейных детей, к нам приходят. Это было одной из задач проекта. Мы открыты миру.

- Пришел еще один вопрос, провокационный: «Почему же тогда, если дети хорошо социализированы, то потом, когда они находятся вне стен учреждения, у них перекупают риэлторы квартиры за три копейки, девочки оказываются беременными без мужа? Может быть, они, все-таки, мало социализированы?»

- Конечно, проблемы существуют. Но давайте посмотрим на обычных детей. Многие родители заботятся о них, вплоть до пенсионного возраста. Уже появляются внуки, а они помогают и морально, и материально, и физически, и как только не помогают. Сейчас рассматривается проект о постинтернатном наставничестве, наставники, которые могли бы сопровождать ребят уже после детского дома.

Наше постинтернатное отделение тоже дистанционно помогает очень многим нашим выпускникам решать жизненно важные вопросы. Насчет риэлторов, я хочу сказать, что сейчас это уже не пройдет, потому что вышел ряд законов, защищающих права наших ребят, пока они не дойдут до зрелого возраста.

Что касается девочек, да. Есть такие моменты. Я думаю, что у наших ребят есть потребность в любви. Они хотят быть признанными. Это и есть причина таких ранних иллюзий. Хотя, мы тоже работаем в этом направлении, участвовали в проекте профилактики вторичного сиротства, у нас был проект, когда молодые мамы из числа сирот могли проживать в отделении «лесной дом», мы им помогали, чтобы не произошла такая же ситуация, как с мамой.

Есть примеры, когда на первых порах мать находится с ребенком, сформировалась эмоциональная привязанность, то, в дальнейшем, мама его не оставит. Мы помогали на самых ранних этапах. Да, проблемы есть, но не надо мыслить стереотипно, они есть везде. В семье тоже есть. Просто нужно видеть не только плохое, но и хорошие моменты.

Я хочу зачитать заключительный отрывок из эссе нашей выпускницы, которая поступила в ПсковГУ. «Иногда, вспоминая все, я думаю: а как было бы, если бы я жила со своей семьей? Как бы мы жили? Куда бы я поступила? Конечно, мне очень жаль, что у меня не было настоящей, крепкой семьи, но есть и положительные стороны. Такая жизнь меня очень многому научила. Я познакомилась с хорошими людьми и приобрела друзей». На мой взгляд, это хороший результат работы нашего педагогического коллектива: когда ребенок пережил эту травму, понял, и позитивно смотрит в будущее.

- Это очень приятно! Продолжим разговор. Сейчас много говорят о потребительском отношении детей из детских домов. Мол, их всем жалко, все хотят помочь, а они этого, якобы, не ценят. Согласны ли вы с этим?

- Все так говорят, и, наверное, теперь все так стали думать. Я так не считаю, может быть, потому что у нас небольшой детский дом, на ул. Горького отделение на 50 человек рассчитано. Я не могу сказать, что они большие потребители, чем обычные дети. Я думаю, что здесь все происходит, как в обычной семье. Потребительское отношение... Я думаю, что такой проблемы у наших ребят нет.

А насчет помощи, я считаю, что те люди, которые приходят помогать, больше нуждаются в этом, чем наши дети. Лично я испытываю больше удовольствия, когда дарю подарок, чем когда мне дарят, представьте себе. И это нормально. Когда человек приходит, он должен испытать удовлетворение от того, что он посетил детский дом, помог кому-то. Это хороший признак для развития нашего гражданского общества.

Спасибо всем, кто нам помогает. У нас есть попечительский совет, и очень приятно, что мне не приходится никогда просить, унижаться, и помощь теперь другая. Мы не испытываем необходимости в одежде, обуви, в питании. Помощь сейчас такая: например, у нас есть проект с учебным центром, мы хотели бы, чтобы наши дети, хотя бы какая-то группа, посещала бесплатно курсы подготовки парикмахера, делопроизводителя, и так далее. Эта помощь направлена на развитие ребят. Мы водим их бесплатно в филармонию на концерты, в театр, как раз Александр Петрович занимается духовным развитием детей. Мы возим их в Москву, где они дают концерты, в издательство «Просвещение», в Германию вот они ездили, многое посмотрели.

- Если человек не готов взять себе домой ребенка, как он может помочь?

- У нас есть сайт псковского детского дома, там все реквизиты, наши данные, где можно перечислить денежные средства.

- Еще один вопрос с сайта pln24.ru: «Ваши бывшие воспитанники приходят к вам в гости? Приводят ли деток своих, чтобы познакомиться?»

- Конечно, и очень часто! В прошлом году было десятилетие детского дома, мы собирали выпускников. И просто так приходят. Есть группа «В Контакте», где наши выпускники общаются друг с другом, с воспитателями, мы в курсе всех событий. И человек, который продвигает проект дистанционной поддержки выпускников, вместе собирает с ними посылки ребятам в армию, ищут мебель для квартир. Общение происходит. Сегодня один из наших выпускников, он окончил Колледж культуры и искусства, помогает в организации программы на свадьбе у сына воспитателя.

- Есть, кем гордиться?

- Конечно, есть! Ребята поступали и в вузы Санкт-Петербурга, и в наши вузы, большая плеяда музыкальных ребят. Сейчас требуется квалифицированная рабочая сила, и если ребенок заканчивает профессиональный технический лицей, и если у него хорошие руки, которыми он может зарабатывать, то ему не обязательно поступать в университет.

- Существуют разные возможности приема детей в семьи?

- Да, это и опека, и приемная семья. Какая предпочтительнее, должен решать сам человек, усыновление — самая серьезная, я думаю, что об этом вы ранее, в своих передачах, говорили. Конечно, при усыновлении ребенок становится полноправным членом семьи. Но, возможно, необходим небольшой переход, чтобы лучше узнать ребенка, привыкнуть, познакомиться с ним. Первоначально можно использовать опеку, или понятие приемной семьи, а затем уже усыновление. Но, опять же, зависит от ребенка. Если он маленький, то, возможно, это усыновление, чтобы они жил под их фамилией.

- А что такое патронат?

- Такая форма была у нас, в Псковской области, но сейчас ее не существует, потому что такие формы как опека и приемная семья стали дублировать друг друга.

- А лично вы какую форму устройства ребенка в семью поддерживаете больше?

- Знаете, я большой разницы не вижу. Главное, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он получил любовь и заботу. У нас существует тайна усыновления, если ребенок маленький, то возможно усыновление, чтобы он понимал, что он под этой же фамилией. Если же ребенок старше, все понимает, помнит биологических родителей, то здесь я разницы не вижу.

- Деревня SOS, получается, примерно такое же заведение, но немножко отличается, они живут как семья?

- Да, сейчас у нас одно из приоритетных направлений — это создание таких учреждений по семейному типу, где условия будут больше приближены к семье. Плюсы — у них есть свой дом, мы ведь живем все равно в одном здании. Там больше приближено все к семейным условиям. Большой плюс для ребенка, когда он имеет свою кухню, помогает маме готовить, у него больше шансов адаптироваться. Поэтому дома должны быть небольшими, больше приближенными к семейным условиям.

- Можно ли избежать детских домов и устраивать Деревни SOS?

- Видите ли, деревня SOS — это не государственное учреждение. В одночасье не уберешь все детские дома, не поставить деревни. Во многих наших учреждениях есть много хорошего, и каждое чем-то отличается. Мы — музыканты, выигрываем в конкурсах, ездим на фестивали, чем же мы плохи? Дальше, я знаю, есть в области агрошкола, где ребята обучаются навыкам сельского хозяйства, получают права на трактор. Я думаю, что учреждения должны быть разной направленности. Если уже есть какой-то опыт и положительные моменты, зачем их разрушать.

Сейчас, благодаря политике администрации области, процент детей, которые попадают к нам, снижается, и мы рады, что дети попадают в семью. И мы не боимся, что детей не будет. Чтобы довести ситуацию до конца, нужно сопровождать детей, нужно готовить кандидатов в приемные родители, нужно помогать выпускникам, которые только что вышли из интернатных учреждений. Детские дома могут быть вполне перепрофилированы в такие учреждения, которые занимаются сопровождением детей, родителей, семей, и нам всем найдется работа.

- Как часто детей возвращают?

- В моей практике было такое, кажется, один раз. К сожалению, такие моменты есть. Это не очень хорошо. Кто в этом виноват? Возможно, приемные родители не совсем поняли свою задачу. Я повторяю: нужно не свои проблемы решать. «У меня все хорошо, и я хочу подарить счастье другому человеку» - вот так нужно строить свои отношения. Поделиться счастьем. У нас есть друзья детского дома, люди, которые просто осуществляют наставничество над детьми. Например, они не могут его взять, но мы заключаем договор, и вот, например, одна девушка помогает заниматься английским, другой человек осуществляет наставничество над одним нашим воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья.

- Может прийти любой человек, или как-то отбираются люди?

- К сожалению, такого законодательства сейчас нет, мы пытались как-то продвинуть закон по наставнику постинтернатному в области, но мы придерживаемся федеральных законов: чтобы человек не был судим, чтобы имел хорошую характеристику. Мы сами тоже ставим границы, за которые он не должен переходить. То есть, все это не стихийно происходит, не каждый может прийти и выбрать кого угодно.

- Может быть, вы хотите сказать какие-то напутственные слова?

Хотелось бы, чтобы таких ребят было гораздо меньше, и, я думаю, что если ситуация в обществе будет меняться, и люди начнут жить лучше, таких учреждений будет все меньше. И не бойтесь брать детей в семьи, только подходить к этому нужно серьезно, посоветоваться с психологами и специалистами, и потом только принимать решение.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.