Культобзор: не ленивым и любопытным

Опубликовано: 13 августа 2013 г. в 16:47 4 0Нет комментариев0

Студенческого лета осталось всего-ничего, и серьёзные молодые люди спешат: в оставшиеся пару недель можно успеть ещё много. Например, открыть персональную выставку.

На золотом крыльце сидели

Две студенческие выставки - одна на смену другой - подгадали к августу в библиотеке для детей и юношества имени Каверина. На этой неделе здесь, в арт-салоне, представляют архитектурные проекты Павла Фролёнка - давнего читателя и активиста библиотеки. Сейчас Павел - студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, до этого учился в Псковском колледже строительства и экономики на архитектурном же отделении, ещё раньше - в Лингвистической гимназии и в замечательной псковской «художке».

Павел Фролёнок.

На выставке - планшеты и чертежи. Жилой - причудливо разно-объёмный - дом. Подъезд с причудливым «кубичным» крылечком. Интерьер комнаты - всё здесь светло и немножко… вкрадчиво, что ли. Ещё проект школы на 11 классов. Хорошая, наверное, школа: архитектор предусмотрел здесь и богато оборудованный спортзал, и мастерскую по обработке тканей, и даже живой уголок - рядом с кабинетом биологии на первом этаже.

Некоторые работы Павла уже сделаны не как абстрактные учебные, а под конкретного заказчика, с конкретными планами их воплощения, - с гордостью рассказывают о своём герое в библиотеке. А ещё - что особенно приятно работающим с книгами людям - добавляют, что Павел пробует себя как иллюстратор, и в этом году в Пскове вышел в свет роман-эссе Станислава Золотцева «У подножья Синичьей горы» в оформлении молодого художника.

Павел Фролёнок. Заставка к роману-эссе Станислава Золотцева «У подножья Синичьей горы».

Выставку архитектурных проектов Павла Фролёнка в юношеской библиотеке открыли в рамках проекта «Таланты и поклонники». Проект этот - составляющая часть целевой программы работы с молодёжью «Перезагрузка». Начался он в сентябре 2010 года выставкой расписного стекла, и с тех пор какие только творческие идеи не презентовали в маленьком арт-салоне на показах графики, живописи, фотографии, произведений флористики и самых разных прикладных ремёсел, теперь вот - архитектуры. Руководителю проекта Надежде Ивановой, кстати, именно «Таланты и поклонники» принесли победу в областном конкурсе молодых библиотекарей «Талантливые и перспективные» в мае этого года.

Когда представляют таланты, бывает, что поклонникам в арт-салоне не всегда хватает стульев, и приходится устраиваться «на золотом крыльце…». Фото из группы проекта «ВКонтакте».

И если первые выставки проекта сменяли друг друга где-то раз в квартал, то теперь показы «Талантов…» в библиотеке случаются куда чаще. Уже на следующей неделе планшеты с работами Павла снимут, а их место займут графика и живопись другой выпускницы Псковской ДХШ - Натальи Грищенко, с этого сентября уже, впрочем, тоже не школьницы, а студентки петербургского вуза.

От Синичьей горы

Неожиданное, хотя, впрочем, вполне ожиданное, и очень даже логичное продолжение «студенческая тема» получила в Пушкинском Заповеднике. Здесь, в выставочном зале в усадьбе Михайловское, несколько дней назад открыли выставку живописи и графики замечательного русского художника Сергея Репина - к 65-летию со дня рождения. Назвали выставку «Мои пенаты».

Сергей Репин. Восход луны. 2002.

Когда-то, ещё будучи студентом «Репинки», Сергей Николаевич приезжал в Михайловское на практику - традиция эта была заложена в конце 1950-х, легендарным директором музея С.С. Гейченко. С 1978 года практикой для будущих живописцев Репин уже руководил сам. «В том же году, - рассказывает, - я купил себе домик в деревне Дедовцы, где затем построил и мастерскую. С этого времени мне довелось постоянно встречаться с Семёном Степановичем. Ему все было любопытно. Он интересовался, чем я занимаюсь и над чем работаю, течёт ли у нас крыша, хватает ли дров. Приобретал и требовал в дар заповеднику мои работы. А крыша, говорил он, всегда течёт, и дров всегда не хватает...»

Но, главное: об особом отношении хранителя к студенческим практикам вспоминает сейчас действительный член Российской Академии художеств, профессор мастерской монументальной живописи Института имени И.Е. Репина, заслуженный художник России, Лауреат Государственной премии РСФСР. Гейченко прекрасно понимал, что для многих из студентов выставка по итогам летней практики будет первой выставкой с большим зрителем (туристов летом, да и в другие времена года тогда привозили целыми «профсоюзными поездами»…) и устраивал всё соответствующим образом.

- Проходили эти выставки в усадьбах или в братском корпусе Святогорского монастыря, - рассказывает Сергей Репин. - Семён Степанович очень любил присутствовать при отборе работ и очень обижался, если это происходило без него. А уж названия давать работам просто считал своим делом. Названия он давал очень конкретные и развёрнутые, объясняя, что делается это для зрителей-паломников Пушкинского Заповедника. Звучало это примерно так: «Вид на реку Сороть и Мельницу Крылату со стороны околицы сельца Михайловского» или тому подобное... Таких названий, как «Вечерело», «Темнеет» или просто «Летний день», он не признавал.

- Каждый раз выпускался каталог выставки, который печатался в местной типографии, для чего загодя Семён Степанович выдавал кусок линолеума, где вырезались силами студентов не одна, а несколько линогравюр для обложки. В его коллекции таких гравюр было много, и использовались они и для других изданий Заповедника. Вступительную статью к каталогу Семён Степанович ежегодно писал новую и обязательно конкретную. Сейчас издать с помощью компьютера подобный каталог, да ещё и цветной, можно в течение дня. А тогда это была целая история, вплоть до утверждения текстов в Горлите. А уж открывал выставку только Семён Степанович - сам.

Отрадно, считает Сергей репин, что и по сей день к студентам-художникам в Михайловском относятся внимательно и очень серьёзно, понимая, что ребята, по сути, делают важное дело - пишут художественную летопись музея, глядя при этом на него не зашоренно, без предвзятости и предубеждения, как могут только молодые.

Новая выставка работ Сергея Репина, уже давным-давно признанного мастера - по-своему несёт на себе отсвет тех студенческих практик, наивных, но мощных студенческих открытий. Каждая его работа - а на выставке представлены живопись и графика из музейного собрания за ни много ни мало 35 лет - полна света и удивления внезапно открывающейся красотой и абсолютной гармонией мира. Удивительно, но и на полотнах, на графических листах мир Святогорья остаётся словно бы движущимся и поющим по-птичьи. Особенно интересно смотреть эту экспозицию, держа в памяти работы, представленные на параллельно устроенной в Научно-культурном центре музея, в посёлке Пушкинские Горы, выставку «Первое впечатление» - по итогам практики нынешних второкурсников «Репинки». Которые тоже - талантливы и тоже, даст бог, станут - лауреатами, академиками, профессорами - при должном старании и любопытстве, конечно.

Летние сны

Словом, хоть лета и осталось - всего-ничего, но его ещё более чем достаточно, чтобы захватить последние дни выставки Петериса Скайсткалнса «Сны - забвения». Выставка проходит в необычном для Пскова формате, признаёт искусствовед Ольга Кошелькова: «Каждый, кто приходит в выставочный зал, оказывается желанным гостем не только галереи, но и самого художника. Ежедневно - после часа дня и до вечера - мастер находится на выставке и отвечает на вопросы, без всякой платы, тут же, пишет портреты посетителей, если они этого хотят, раздаривает свежие акварели... Полное ощущение, что щедрый художник дарит каждому частицу своей души и делает это с удовольствием». Запланировано и обсуждение выставки - лицом к лицу с автором. Оно состоится 15 августа, в четверг, начнётся в 18.00.

Петерис Скайсткалнс. Выставка «Сны - забвения».

До конца лета ещё можно успеть на новую, три дня назад открытую выставку в Доме детского творчества города Печоры. Здесь в 1025-летию крещения Руси (в Псковской области отмечаемого неожиданно скромно…) экспонируют фотографии храмов и верующих в дни светлых церковных праздников.

Орудия для пытки водой

Можно успеть и «в другую крайность»: в Приказной палате Псковского кремля показывают орудия пыток, которые породила Святая инквизиция. Все предметы на выставке - многочисленные ломающие лицо маски, удавки, «испанские сапожки», «колыбели Иуды» и прочая, и прочая - новодельные; живопись копийная, и поэтому гнетущей энергетики страха и смертных мук экспозиция не несёт, но впечатление оставляет довольно тяжёлое…

Впрочем, для студентов, изучающих историю, она наверняка окажется чрезвычайно полезной.

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.