Железнодорожный романс: Как предприятия Псковской области ссорятся на рельсах

Опубликовано: 7 октября 2013 г. в 1:01 8 0Нет комментариев0

В Советском Союзе все было общее, в том числе железные дороги. Последовавшая за распадом государства приватизация привела в числе многих прочих последствий к появлению путей общего и необщего пользования. Первые принадлежат ОАО «РЖД», вторые - негосударственным организациям-собственникам.

Если с тарифами на перевозки по путям общего пользования, которые подлежат централизованному регулированию, все более-менее ясно, то стоимость грузоперевозок на необщих железнодорожных путях - это большая проблема, по крайней мере для Псковской области. Между тем, именно по этим подвижным путям происходит движение грузов промышленного назначения. Высокие цены собственников путей зачастую не только препятствуют развитию конкуренции в регионе, но и приводят к финансовым сложностям на крупных предприятиях. В причинах непростой ситуации, сложившейся в области, пытались разобраться в ходе недавней рабочей встречи в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Псковской области.

Как Великолукский локомотивовагоноремонтный завод с ЗАО «ЗЭТО» поссорились

Основной вид деятельности одного из старейших предприятий «южной столицы» Псковской области – Великолукского локомотивовагоноремонтного завода — ремонт грузовых вагонов, которые поступают сюда со всей страны, от Калининграда до Находки, включая страны СНГ. В силу различных причин заводу приходится пользоваться путями необщего пользования, собственником которых является великолукское ЗАО «ЗЭТО», устанавливающим на договорной основе плату за пользование путей. «С 2009 года мы находили общий язык, отношения складывались успешно, - рассказали представители предприятия. - Но за последний год собственники повысили цены, причем на 35%. В сравнении с ценами по РЖД, где 1 км пути Спб-Москва -В.Луки составляет 10 руб.32 коп., ЗАО «ЗЭТО» мы платим 388 руб. (в 38 раз выше). Мы попросили показать калькуляцию затрат, но до сих пор нам так ничего и не предоставили. Использовать их пути мы вынуждены: других попросту нет».

Собственник, в свою очередь, мотивирует рост цен тем, что несет большие расходы на содержание жд путей. В поисках справедливости организация обратилась в Федеральную антимонопольную службу. «Мы вынуждены повышать расценки за ремонт. Нас вытесняют с рынка, так как другие могут отремонтировать вагоны дешевле, - говорят представители великолукского завода и отмечают, что решение данного вопроса, по их сведениям, находится в ведении региональных органов власти: именно они могут запустить действие механизмов внутреннего тарифицирования. Но пока внятного ответа со стороны администрации так и не получено. Так, в комитете по тарифам ссылаются на то, что соответствующие полномочия должны быть прописаны в местных актах и положениях, чего пока не сделано. Кто должен это сделать - неизвестно.

Присутствовавшие на встрече представители ЗАО «ЗЭТО» признали факт повышения цен, но подчеркнули, что для других пользователей принадлежащих им путей необщего пользования ценник еще выше - в два раза. «Мы понимаем, что ВЛВРЗ успешно занимается предпринимательской деятельностью, поэтому снизили им цену». Причина роста стоимости грузоперевозок - капремонты: пути достались организации в очень плохом состоянии. Между тем, ОАО «РЖД» предъявляет жесткие требования к улучшению состояния жд путей. В итоге миллионные затраты легли на плечи частного предприятия.

«В качестве контрагентов ВЛВРЗ занимает у нас 98% по пользованию. Плату за пользование мы установили соразмерно тому, кто сколько пользуется. Сопоставление с ценами РЖД считаем не совсем корректным: по путям общего пользования движется больше единиц подвижного состава, соответственно, их рентабельность выше. Чтобы покрыть свои затраты, мы увели чили цену. Плюс нам надо содержать пути. Только поэтому произошло значительное увеличение цен», - подчеркнули представители ЗАО «ЗЭТО».

Великолукский локомотивовагоноремонтный завод предлагает снизить рост цен до уровня годовой инфляции (порядка 7-8%). Другая сторона конфликта, естественно, не хочет этого делать: коммерческая организация не может работать в убыток. Более того, как подсчитали в ЗАО «ЗЭТО», если администрация решится на тарифицирование подобных перевозок, в тарифы будут заложены те затраты, которые уже произведены на содержание путей, и то, что еще только планируется потратить. Поэтому ценник может стать даже выше того, что прописан в нынешнем договоре на пользование.

А вы хотите, чтобы бензин подорожал на рубль?

Может показаться, что данная ситуация - единичный факт, однако это не так. Похожая история поссорила нефтяную компанию ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт» с собственником подъездных жд-путей Новоизборским комбинатом нерудных материалов (далее - НКНМ). В настоящее время «Лукойл» пользуется 103,4 м пути и вне зависимости от количества вагонов платит чуть больше 100000 рублей (порядка 2500 рублей на вагон). Ранее взаимоотношения осуществлялись на безвозмездной основе.

«Стоимость перевозки включается в стоимость нефтепродукта, - разъяснили представители «Лукойла». - При увеличении цены растет и стоимость продукта: надо учитывать издержки. Если изменим способ доставки, выбрав, допустим, автомобильные дороги, стоимость бензина увеличивается на 1 рубль».

По мнению юристов ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт», в данном случае предприниматели сталкиваются с системной проблемой: «Так, более 10 лет назад мы отказались от аренды склада в В.Луках, так как там было 5 собственников со своими ценами — прохождение вагонов в итоге было дороже, чем из Нижнего Новгорода. Пусть цены собственников будут выше, чем на РЖД. Но тарифы должны быть понятны всем сторонам договора, их необходимо установить централизованно для всей области. Надо его рассчитать и обосновать, и мы его будем учитывать в своей коммерческой деятельности».

По словам предпринимателей, два частных примера, которые рассматривались на встрече, - капля в море. Сталкиваются с похожими проблемами многие: «Поначалу взаимоотношения можно было урегулировать на личностных отношенях, но пришли новые люди, новые собственники. Поэтому надо искать решения. По всему Северо-Западу тарифы установлены. Псковская область - исключение».

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт» направлял письмо в комитет по тарифам, но получил оттуда такой же ответ, что и ООО«ВЛВРЗ» — по всем вопросам обращайтесь в администрацию области.

Оппоненты ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт» — Новоизборский комбинат нерудных материалов - видят ситуацию иначе. «В течение 6 лет «Лукойл», наш единственный пользователь, безвозмездно использовал пути необщего пользования. За это время количество их вагонов увеличилось, что доставляло неудобство: нам приходилось ждать их погрузки. Мы не ставим задачу заработать, - подчеркнули представители НКРМ, - мы компенсируем неотправку своих собственных вагонов. Поэтому и предложили в прошлом году заключить новый договор. Бумаги ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт» не подписал. И, держа пальцы скрещенными, использовал такой способ, как обращение в ФАС». Судя по высказываниям представителей ОАО «Новоизборский комбинат нерудных материалов», комбинату вообще выгоднее уход ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад нефтепродукт» со спорных рельсов.

«Может быть, а может и не быть»

Руководитель Псковского УФАС Владимир Кобыжча по ознакомлении с материалами рассматриваемых дел занял вполне определенную позицию: «Вопрос должен решаться на уровне администрации, у которой есть соответствующие полномочия. ФАС возбудит дело по фактам, но необходимо написать письмо на имя губернатора. Региональные власти должны вынести соответствующее решение, так как это право субъекта».

И не удержался от эмоциональной оценки происходящего: «Да, хороший кусок вам достался... Уверен на 100%, что ваша калькуляция не обоснована. Кроме производственного конфликта здесь чувствуется еще и межличностный конфликт, из разряда тех, что описывал Гоголь - «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Представители Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике, также приглашенные на рабочую встречу с конфликтующими организациями, заявили, что администрация вправе регулировать расценки в сфере путей необщего пользования, «но наш комитет не наделен полномочиями, это никак не зафиксировано. Губернатор определится, будет ли осуществляться тарифицирование и кто этим будет заниматься. Мы давали письменный ответ в адрес ФАС в августе. Наша позиция не изменилась с тех пор».

А в правовом комитете местной администрации сообщили: «Право устанавливать расценки — не обязанность. Есть два варианта решения проблемы — как установление, так и неустановление. Если поступит обращение в адрес губернатора, вопрос будет прорабатываться очень тщательно, в том числе с участием финансового управления области, так как в результате могут возникнуть потери, которые потребуют возмещения из областного бюджета».

***

Многочисленные участники рабочей встречи в Управлении ФАС выразили надежду на урегулирование ситуации, сложившейся на рынке. Результатом стало решение составить обращение в адрес губернатора Псковской области с просьбой обозначить позицию администрации региона в данном вопросе. Ответной реакции ждут все - предприниматели, юристы, сотрудники ФАС, прогнозирующие рост похожих заявлений.

А воз и ныне там.

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.