Всемирного масонского заговора нет! — псковские энергетики о тарифах для предприятий

Опубликовано: 14 октября 2013 г. в 9:17 20 0Нет комментариев0

Руководители крупных промышленных предприятий негодуют. Еще бы - с июля электроэнергия для тех из них, кто работает на суммарной мощности 670 кВт и выше, вдруг стала «золотой». В адрес энергетиков посыпались чуть ли не проклятия. Именно их обвинили во всех грехах, и в том, что они душат бизнес руками бесчувственного монополиста.

Энергетики в свою очередь утверждают, что из них сделали козла отпущения. Кто же прав? Свою часть правды ЦДИ попросил рассказать специалистов «Псковэнергосбыта».

Берите выше!

Псковские энергетики сразу дали понять, - на процесс образования стоимости электроэнергии они никак повлиять не могут: ни в минус, ни в плюс. Вся ответственность за произошедшие изменения в тарифе, утверждают они, лежит на правительстве и законодательной власти.

Напомним, с июля стоимость электроэнергии для юридических лиц состоит из трех частей. Первая складывается из цены киловатта, купленного энергосбытовой компанией на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Она же добавляет вторую составляющую - сбытовую надбавку. И, наконец, третья – это стоимость транспортировки энергии по проводам электросетевой компании.

Последние две части регулируются на уровне региона профильным комитетом, тогда как первая является нерегулируемой: как карта на оптовом рынке электроэнергии ляжет.

Кстати, все прелести нерегулируемого тарифа могут ощутить вскоре и простые граждане после введения с 2014 года социальных норм на потребление электроэнергии. В рамках соцнормы мы будем ее оплачивать в рамках действующего тарифа (сегодня это 3,40 руб./кВт), а все что свыше – по тарифу, который примерно будет на 20-30% выше (то есть около 4 руб.). Это, возможно, не коснется пенсионеров, но остальное население наверняка будут перебирать.

Самый сильный удар по бюджету получили предприятия, суммарная мощность оборудования которых равна или превышает 670 кВт. Помимо расчетов, завязанных на графике суточного потребления электроэнергии, с 1 июля для них ввели плату за фактическую мощность в пиковые часы нагрузки энергосистемы, во время которых цена за киловатт подскакивает в разы. Именно эта составляющая привела к существенному удорожанию счетов за электроэнергию у многих относительно крупных компаний Псковской области.

«В сложившейся ситуации предприниматели ищут какой-то всемирный масонский заговор, которого на самом деле нет. Правительство, предлагая такую систему расчетов, естественно, придерживалось определенной логики», - рассказал пресс-секретарь «Псковэнергосбыта» Андрей Федоров.

Он объяснил, что суть новой программы во многом состоит в том, чтобы уйти от перекрестного субсидирования. До 1 июля стоимость всей покупаемой на оптовом рынке мощности делилась пропорционально на всех потребителей вне зависимости от режима потребления. Теперь из этой мощности вычитаются объемы, потребленные потребителями с мощностью 670 кВт и выше, и на оставшихся потребителей делится уже только остаток. Логика правительства в том, чтобы на плечи малого бизнеса, бюджета и т.д. больше не ложились те мощности, которые они фактически не потребляют.

«Схема расчетов не самая простая и, конечно, возникают различные трактовки. Но мы на это повлиять никак не можем, - подчеркнул Андрей Федоров и добавил, что рекомендации для бизнеса были озвучены еще до 1 июля. «Можно было счетчики поменять, сделать почасовой учет. Это действительно помогает минимизировать расходы на электроэнергию. Также можно отказаться от лишней мощности, войти в группу до 670 кВт и перейти в другую ценовую категорию», - уточнил он.

С этого бока монополист, а с другого – не совсем

Энергетиков часто называют зарвавшимися монополистами. Однако сами они утверждают, что давно не являются тем квазимонополистом, в руках которого сосредоточена вся электроэнергия. Генераторы энергии, поставщики, сети, администраторы оптового рынка – все это сегодня отдельные юридические лица.

В процессе реформы сетевая, распределительная, а также диспетчерская деятельность осталась под контролем государства, тогда как генерирующая и сбытовая деятельность была открыта для частных компаний.

Реформа электроэнергетики длилась с 2002 по 2008 год, которая вылилась в реструктуризацию РАО ЕЭС и продажу генерирующих мощностей. Правительство поставило перед собой цель привлечь в страну инвестиции, сделать рынок электроэнергии конкурентным и даже по возможности снизить тарифы. Однако эксперты назвали эту попытку если не полным провалом, то не слишком удачной.

Вся энергосетевая инфраструктура нашей страны была разделена на межрегиональные сетевые компании. «Псковэнерго», например, входит в МРСК Северо-Запада и является его филиалом. Но и этого показалось мало.

«Раньше все функции были в одних руках. «Псковэнерго», которое занималось и транспортировкой электроэнергии, и ее продажей, и работой с потребителями, - объяснил Андрей Федоров. - С точки зрения логистики, это, наверное, было удобнее, но с другой стороны, когда все сосредоточено в одних руках получался такой архимонополист».

По всей стране были созданы отдельные юрлица, формально юридически друг от друга независимые: одни занимаются сетями и транспортировкой электроэнергии, другие ее закупом и сбытом, третьи выполняют роль агента по работе с потребителями (выставление счетов, снятие показаний со счетчиков, работа с должниками и т.д.). В нашем регионе – это «Псковэнерго», «Псковэнергосбыт» и «Псковэнергоагент» соответственно.

Работает это так. Диспетчеры «Псковэнергосбыта» приобретают электроэнергию на оптовом рынке, затем по проводам «Псковэнерго» она отправляется в розницу. С конечными потребителями (и с населением, и с бизнесом) работает «Псковэнергоагент», который реализует электроэнергию от имени «Псковэнергосбыта». Все деньги за энергию перечисляются на счета последнего. Из этой суммы сетевой компании оплачиваются услуги по передаче и генерирующим компаниям стоимость поставленной электроэнергии. «Псковэнергосбыт» за свою деятельность забирает себе сбытовую надбавку, которая устанавливается комитетом по тарифам ежегодно.

При этом в Псковской области эти организации не продавали в частные руки. Они вышли из состава «Псковэнерго», но акционером у них осталось МРСК Северо-Запад. Можно ли говорить в таком случае о демонополизации? Впрочем, псковские энергетики уверяют, что «и, слава богу, что не продали частникам», приводя в пример несколько печальных примеров по России.

«Во-первых, бизнес этот не такой доходный, как всем кажется. Во-вторых, частные сбытовые компании электроэнергию на оптовом рынке приобретают, а дальше сетевым компаниям деньги не перечисляют. В результате последние теряют средства, и речь идет о достаточно серьезных суммах. Есть даже несколько нашумевших уголовных дел. Например, по «Энергостриму», владельцы которого деньги заработали, а потом уехали за границу, - рассказал Андрей Федоров.

«Нам в этом смысле проще найти друг с другом общий язык, потому что у нас один собственник», - добавил он.

Получается, как такового реформирования не получилось. Может быть, и хотели в правительстве создать конкурентный рынок, но на самом деле никакой конкуренции нет?

Сейчас даже наметился обратный процесс. В Новгороде, например, энергосбытовые компании, которые находились в частных руках, разорились, и их передали в сетевую компанию. Схожая ситуация произошла в Мурманске.

Ситуация приняла центростремительное направление. «Может быть, это и не так плохо, централизация позволит избежать сложностей с так называемыми посредниками», - считают псковские энергетики.

«Про нас говорят, что мы монополисты, но у нас в Псковской области действует шесть энергосбытовых компаний, из них два гарантирующих поставщика. Например, «Оборонэнергосбыт», который создан министерством обороны. Они занимаются приобретением электроэнергии не только для воинских частей, но и для жилых домов. Есть частная сбытовая компания – «ПсковЭнергоСервис», которая обслуживает «Еврокерамику» и другие предприятия», - отметили в «Псковэнергоагенте».

Специалисты организации считают, предугадать ближайшую перспективу достаточно сложно. «Наша сфера электроэнергетики очень непостоянна. Чуть ли не каждый месяц выходят новые нормативные акты, которые порой радикально меняют условия нашей деятельности. Это говорит о том, что сфера живая, еще до конца не сформирована», - подчеркнули они.

Вмененные рыночные отношения

Крупных потребителей вывели сегодня на рыночные отношения, утверждают энергетики. «Их ввели на тот рынок, на котором работаем мы. Ввели только частично - им не приходится заказывать самим электроэнергию каждый час, как это делаем мы с учетом потребления. Теперь они платят за электроэнергию столько, сколько она реально стоит каждый конкретный час», - объясняют они.

Однако предприниматели не слишком понимают, что такое оптовый рынок электроэнергии и требуют объяснений.

«Это некая интерактивная виртуальная площадка, на которой приобретается электроэнергия и мощности. Руками его потрогать нельзя. Это достаточно сложная система, которую можно разделить на технологическую и документарную части», - рассказали в «Псковэнергосбыте».

Существует множество генераторов электроэнергии (гидроэлектростанции, атомные, тепловые и прочие), которые выдают ее в сеть, можно сказать, в «общий котел». Эту электроэнергию одновременно потребляют все потребители. Это технологическая часть.

Затем, после того, как все потребили электроэнергию, Администратор торговой системы (atsenergo.ru), чисто документарно определяет поставщиков для каждого региона.

«Нельзя «пощупать», кто произвел электроэнергию. Мы не берем ее, например, непосредственно с Ленинградской ЭС. Она обезличена. Однако по документам эти поставщики конкретизируются. При этом сами мы их не выбираем, а они не выбирают нас. Не определяем мы и цену. Все это делает Администратор, чтобы создать рынок, - пояснили специалисты. - Мы не можем ни увеличить цены, ни снизить их. Тем более не можем купить за 5, а потом продать за 3 - на демпинг мы не имеем ни права, ни возможностей».

«Нам ставят в упрек, что мы не используем электроэнергию Дедовичской ГРЭС, но мы и не можем ее купить! – добавили они. - Их энергия точно так же идет в «общий котел», и здесь территориальная привязка вообще не играет роли. Наличие у нас в регионе своей электростанции на стоимость электроэнергии не влияет никоим образом, так же как и на выбор поставщика».

При этом технологически область может потреблять электроэнергию Дедовичской ГРЭС, но с точки зрения документарного обеспечения рынка она указана не будет.

Почему же в пиковые часы электроэнергия становится «золотой», ведь ее все равно всем хватает?

Андрей Федоров объяснил, что во время пиков к «общему котлу» подключаются электростанции с более дорогой себестоимостью электроэнергии, потому что мощностей дешевых ЭС уже не хватает. Соответственно вырастает и цена киловатта.

Работа Нострадамуса

Перед тем, как выкупить энергию, специалистами «Псковэнергосбыта» рассчитываются прогнозы потребления. На определенный временной период подается заявка, в которой учитывается все, вплоть до погоды за окном. Например, если синоптики обещают похолодание, значит, потребление электроэнергии вырастет. В свое время учтен был даже чемпионат мира по футболу.

«В том то и функции гарантирующего поставщика, что мы обязаны всем обеспечить необходимое количество электроэнергии. Если мы переберем – мы соответственно несем убытки. Потому что купленное нами электричество уже никто не оплатит. На потребителей это не раскладывается», - рассказал Андрей Федоров.

Для определения объемов потребления уже наработаны методики с учетом массы показателей. Можно ли также легко научиться предсказывать пиковые часы нагрузки, обходящиеся предпринимателям слишком дорого?

Псковские энергетики уверяют, что нет ничего невозможного и пики можно спрогнозировать, просматривая показатели того или иного предприятия. По их словам, пиковые нагрузки происходят в подавляющем числе случаев – днем и никогда ночью.

Именно поэтому очень важно в таких условиях уделить внимание планированию производства, сместить технологический график, чтобы не попадать на пики, уверены эксперты. По их мнению, бизнес должен всерьез задуматься об энергосбережении: всегда можно найти, на чем можно сэкономить, был бы грамотный энергетик.

Однако не все так просто. Поскольку Псковская область – приграничная, законодатель вменил учитывать и пики электроэнергии, уходящей на экспорт. «На наш взгляд, это несправедливо, - считают в «Псковэнергосбыте». - Это дискриминационные условия по отношению к приграничным областям. Если бы не экспорт наши пики были в 10-11, максимум в 12 часов, а так он может переместиться и на 13-14, и даже на 15 и 21 час».

Вопрос этот неоднократно поднимался псковскими специалистами на федеральном уровне. Пока безрезультатно. Возможно, в создавшейся ситуации поможет информационный обмен между нашей областью и иностранными предприятиями, работающими на нашей электроэнергии, считают псковские энергетики.

Выход есть, но его еще надо найти

«Для тех, кто потребляет электроэнергию равномерно, цена станет ниже, - утверждают в «Псковэнергосбыте», - но на тех, кто работает в одну смену, проецируется цена оптового рынка. Мы получаем цену на область, кладем на эту цену профиль предприятия, и видим, что у него ночью 0, а днем максимум, поэтому он получает максимальную цену».

По словам пресс-секретаря энергосбытовой компании, законодатель, таким образом, возложил на потребителя ответственность за равномерное потребление электроэнергии и формирование самостоятельно профилей нагрузки. Логика правительства - потребители сами должны регулировать свое энергопотребление так, чтобы им было дешевле.

«Если предприятие попадает со своим пиком потребления на пик области, получается, что оно этому пику способствовало. Поэтому оно же и оплатит эту часть. В других цивилизованных странах давно по этой схеме работают, - утверждают псковские энергетики. - Потребители должны больше внимания уделять планированию, внедрению современных решений в технологическом процессе. Переходить от интенсивного к экстенсивному энергопотреблению».

Еще один из предлагаемых специалистами выходов – отказаться лишних мощностей, который предприятия берут порой впрок. Сложность лишь в том, что если сейчас от них отказаться, то никаких поощрений или компенсаций не будет, а когда они понадобятся снова – придется снова за них заплатить. Поэтому предприниматели не всегда заинтересованы в отказе от избыточных мощностей.

«Понятно, что главная проблема с новой системой расчетов связана с тем, что предприниматель закладывает одну себестоимость продукция, а после получения счетов за электроэнергию она может оказаться другой. Тут пока мы ничего посоветовать не можем. Надо индивидуально обсуждать, и мы всегда готовы к диалогу», - рассказал Андрей Федоров.

«Безусловно, бизнесу стало тяжело, - продолжил он, - но что они предлагают? Вернуть все как было? Опять размазать ровным слоем стоимость электроэнергии по области на всех - это в любом случае неверный подход. Мы считаем, что бороться, сотрясать воздух при ныне действующей схеме нерационально. Нужно делиться опытом, кто как работает в сложившихся условиях».

Он заметил также, что некоторые предприниматели являются также депутатами. Кто как не они могут содействовать решению проблем, возникших из-за новой системы расчетов? «Мне кажется, они больше озадачены вопросами своего бизнеса, а хотелось бы, чтобы они вышли на диалог с позиции народных избранников».

Вокруг новой системы расчетов электроэнергии ситуация накалилась буквально до предела. Предприниматели намерены добиваться ее пересмотра на самом высоком уровне, на что, безусловно, потребуется не один месяц анализа, переговоров, обсуждений и пересмотров. Энергетики же призывают находить пути решения проблем в рамках действующего порядка и даже готовы предложить свою помощь в оптимизации затрат.

Поиски истины оставим за специалистами, но рискнем предположить, что на сегодняшний день одно другому не помешает.

Александр Серединин

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.